Хайлина Мария Владимировна. Воспитатель, МОУ Детский сад № 36, г. Волгоград
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Тема: «Поиск воздуха»
Возрастная группа: старшая группа
Форма организации: подгрупповое занятие
Программное содержание:
2. Создать условия для поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников, поиска решения проблемной ситуации.
Учить детей анализировать ситуацию, находить решение, планировать свои действия, оценивать результат.
Учить старших дошкольников обобщать полученные результаты, проводить синтез, делать простейшие выводы и заключения.
2. Закреплять знания детей старшего дошкольного возраста о свойствах воды.
Развивать внимание, память, воображение.
Активизировать словарный запас детей.
Развивать умение давать развернутые ответы, составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
3. Воспитывать в детях чувство сопереживания, готовность придти на помощь.
Воспитывать умение работать в команде, доводить начатое дело до конца
Предварительная работа: беседы о воде, о её роли в жизни и быту.
Просмотр развивающего видео «Путешествие капельки».
Рассматривание схемы «Круговорот воды в природе».
Рассматривание иллюстраций «Состояние воды в природе»
Экспериментирование в группе и работа по схемам на определение свойств воды:
- вода прозрачная
- вода не имеет формы
- вода не имеет запаха, вкуса.
Материал: флеш – накопитель с видеозаписью обращение Розы Барбоскиной к детям, контейнер с крышкой, пластиковые бутылки с водой, гуашь (синего и зелёного цвета), кисточка, картинки с изображение лотосов (в закрытом и раскрытом виде), бумажные цветы, банка с прозрачной и банка с грязной водой, прозрачные стаканы (стеклянные), одноразовые стаканчики, воронка, ватные диски, схемы.
Ход.
Дети вместе с воспитателями заходят в музыкальный зал. Здороваются с гостями. На экране интерактивной доски появляется логотип Скайпа и звук входящего звонка, после изображение Розы Барбоскиной.
«Привет ребята! Узнали меня? Я Роза Барбоскина. Представляете, мне задали домашнее задание: изучить свойства воды с помощью экспериментов. Гена конечно, начал помогать мне составлять схемы, но как всегда уехал на свою научную конференцию и не успел закончить. Без Генки я совсем не справлюсь! Что мне делать? Кто сможет мне помочь? (помехи со связью). Ребята, я вас не вижу и не слышу…» (пока связь возобновляется, воспитатель направляет детей на то, чтобы они помогли Розе с заданием).
Воспитатель: Ребята, связь пропала. Вы слышали, Розе нужна помощь с экспериментами с водой и закончить схемы. Что мы можем сделать?
Дети: Помочь.
Воспитатель: А как мы можем помочь?
Дети: Провести незаконченные эксперименты и схемы.
Воспитатель: Молодцы ребята.
Роза: «Связь возобновилась, я вас вижу. Что же мне делать?»
Воспитатель: Роза, ребята решили тебе помочь с заданием. Мы проведем эксперименты и дорисуем схемы.
Роза: «Ребята, я так рада, что вы согласились мне помочь. Я на вас надеюсь. Жду результаты исследований. Высылаю посылку с необходимыми материалами и незаконченными схемами».
Воспитатель: Готовы экспериментировать? Но для начала предлагаю вспомнить, какие свойства воды вы уже знаете?
Дети: вода не имеет запаха, вкуса, может испаряться, превращаться в пар, может замерзать.
Воспитатель: Молодцы ребята! Много знаете о свойствах воды.
(раздается стук в дверь). Это наверно посылка от Розы.
(Воспитатель открывает дверь и берёт посылку в виде прозрачного контейнера с необходимыми материалами, и конверт со схемами).
Воспитатель вместе с детьми рассматривает содержимое посылки. Находят конверт с незаконченными схемами.
Опыт № 1 «Разноцветная вода»
Рассматривают схему. Действуют по ней.
Воспитатель: Что нам надо для этого эксперимента?
Дети: Бутылка с водой
Воспитатель: Какая вода в бутылке?
Дети: Прозрачная
Воспитатель: Давайте посмотрим на схему. Что надо дальше делать?
Дети: Взять бутылку в руки и взболтать (потрясти).
Воспитатель: давайте выполнять
(дети активно взбалтывают воду в бутылке, вода в ней окрашивается в синий или зелёный цвета)
Воспитатель: что произошло с водой?
Дети: вода окрасилась в синий, зеленый цвета.
Воспитатель: как вы думаете, почему вода окрасилась в разные цвета?
Дети: вода окрасилась с помощью краски.
Воспитатель: Подумайте, как это произошло?
(подвести детей к правильному ответу: на крышку от бутылки, с помощью кисточки наносят гуашь синего (зеленого) цвета. Завинчивают крышку, встряхивают бутылку). Пробуют свое предположение на бутылке воспитателя, т.к. его вода в бутылке не окрасилась.
Воспитатель: какой вывод можно сделать из этого эксперимента?
Дети: 1. Вода прозрачная (не имеет цвета)
2. Вода окрашивается в разные цвета
Воспитатель: Какие вы молодцы! Справились! Сложно было? Предлагаю отдохнуть.
(проводится физминутка «Речка»)
Речка.
К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)
Воспитатель: Отдохнули, продолжаем помогать Розе. Здесь еще есть схема выполнения эксперимента.
Опыт № 2 «Живые цветы»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь лежит картина (картина разделена на 2 части: на одной изображены кувшинки закрытые, на другой распустившиеся). Что изображено на ней?
Дети: Цветы
Воспитатель: Знаете, как они называются?
Дети: Кувшинки
Воспитатель: А где они растут?
Дети: На пруду.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картинки. Они одинаковые?
Дети: нет.
Воспитатель: Чем они отличаются?
Дети: На одной картинке кувшинки закрытые, а на другой распустившиеся.
Воспитатель: Правильно, какие вы внимательные. Я предлагаю провести эксперимент и тоже сделать такой пруд с кувшинками. Наверно и схема есть для этого. Находят схему, выполняют.
Воспитатель: Что сначала нам надо?
Дети: Таз.
Воспитатель: У нас нет таза, что делать?
(подвести детей к тому, что можно использовать контейнер из-под материалов для экспериментов)
- Хорошо, емкость приготовили. Дальше?
Дети: Наполнить емкость водой.
Воспитатель: Да, правильно. Как мы можем это сделать?
(подвести детей к тому, что воду можно взять из бутылок с предыдущего эксперимента).
Наливают воду в емкость.
Воспитатель: Дальше по схеме, что делать?
Дети: Опустить цветы в воду.
Воспитатель: Молодцы, выполняем.
(дети наблюдают за раскрытием лепестков)
Воспитатель: Как вы думаете, почему так произошло?
Дети: Бумага впитывает в себя воду и лепестки от тяжести раскрываются.
Воспитатель: Правильно. Молодцы! Какой вывод можно сделать из проведенного эксперимента?
Дети: Вода имеет свойство впитываться в бумагу, утяжеляя её.
Воспитатель: Молодцы! Все правильно! Ребята, посмотрите, в этой банке тоже вода есть. Скажите, какая она?
Дети: Грязная, мутная.
Воспитатель: Подумайте, где можно встретить такую воду?
Дети: В реке, пруду.
Воспитатель: Ее можно использовать для умывания или приготовления пищи?
Дети: Нет.
Воспитатель: Подумайте, что можно сделать с этой грязной водой? Можно её сделать прозрачной? Как?
Дети: Очистить.
Воспитатель: Правильно, а для того, чтобы узнать, как можно очистить воду, обратимся к схеме, для выполнения эксперимента.
(выполняют.)
Сначала надо взять пустой стакан, вставить в него воронку, а в воронку фильтр – бинт, а между слоем ватный диск. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький, но стакан наливаем не полный.
Ребята, что у вас получилось?
Дети: Вода стала прозрачной, а фильтр стал грязным, на нем осталась грязь.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать после этого эксперимента?
Дети: Воду можно очищать через фильтр.
Воспитатель: Да. Правильно: вода после фильтрации становится прозрачной.
Молодцы! Со всеми экспериментами справились. Теперь нам надо закончить схемы для Розы. Давайте вспомним с помощью схемы, что мы делали на первом эксперименте и закончим схему.
(Дети вместе с воспитателем заполняют схемы, делая выводы по каждому эксперименту).
Молодцы! Всё запомнили! Сейчас я запечатаю конверт со схемами, подпишу его и отправим его Розе. Как (с помощью чего) можно отправить письмо?
(предположение детей)
Посмотрите вокруг, что в нашем музыкальном зале может летать?
(Дети находят воздушные шары, наполненные гелием)
Правильно, можно отправить письмо с помощью воздушных шаров. Давайте вместе прикрепим конверты с готовыми схемами к шарам и отправим к Розе Барбоскиной.
(дети с воспитателем прикрепляют письмо скрепками к шарам и выпускают с балкона).
Как вы считаете, что у вас сегодня получилось, а что показалось трудным?
С кем бы вы поделились своими знаниями?
Как вы думаете, где вам могут пригодиться эти знания?
А вы бы хотели ещё провести эксперименты с водой?
|