Программа исследовательского обучения в детском саду должна включать три элемента:
- развитие у детей исследовательских умений и навыков;
- детскую исследовательскую практику;
- мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.
Цели: продолжать учить детей проводить самостоятельные исследования; закрепить умения детей собирать доступную информацию на данную тему, обрабатывать её, закрепить методы исследования; учить фиксировать информацию знаками и символами; расширять кругозор детей.
Развивать творческие способности детей, умение смело высказывать свои определения, развивать мышления, речь детей.
Воспитывать умения работать в коллективе, дружеские отношения, интерес к новой информации.
Методические приёмы: художественное слово, вопросы, метод экспеерементирования, поощрения.
Оборудование: загадка о воде, картинки со значками ( «подумать», «посмотреть в компьютере», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «провести эксперимент»,
2 стакана, ложки, сахарный песок, соль, лимонная кислота, лёд, чашки с горячей и холодной водой, ёмкости разной формы, краски, кисточка, вата, носовой платок, воронка, салфетки, аудиозапись «звуки природы», масло мяты, пипетка, картинки,
План.
- Вступительная беседа (сообщение цели, распределение команд)
- Загадка (тема исследований)
- Способы исследований.
- работа детей (сбор информации).
- физ. минутка
- проведение эксперимента
- сообщение детей.
- Итог.
ХОД ЗАНЯТИЯ (эксперимента).
1. Воспитатель: Дети, мы сегодня с вами отправимся в научный центр, где работают учёные. Давайте войдём в научный центр и посмотрим, сколько гостей, поздоровайтесь с ними, улыбнитесь им.
А теперь послушайте меня. Мы сегодня будем с вами учёными, которые занимаются исследовательской работой. А что значит — заниматься исследовательской работой?
Дети: исследовательская работа — это когда люди — учёные ищут что-то новое.
2. Воспитатель: Я загадаю загадку, а вы должны их отгадать, отгадка будут темой вашей работы.
Загадка.
Она нужна на небе и на земле. Никто и ничто не может обходиться без неё, Она необходима всем, всем, всем Одним, чтоб плыть, Другим — чтобы жажду утолить, Третьим — что-нибудь помыть, А хозяйкам, чтобы кушанье разное варить. Как вы думаете, что это?
Дети: Вода!
Воспитатель: Правильно, ребята, это вода. Сегодня, ребята, мы будем собирать информацию о воде, и о том кому она нужна.
3. Воспитатель: Дети, а чтобы нам, учёным, было легче собирать информацию, что нам нужно сделать в первую очередь? (Надо подумать и вспомнить, что мы уже знаем о воде).
-Как можно ещё добыть информацию? (Показ значков: посмотреть в книгах, в компьютере, понаблюдать, провести эксперимент, спросить у другого человека,
обратиться к воспитателю, к гостям).
-Вот сколько есть способов, добыть информацию.
-пока мы с вами не умеем писать, а нам надо сделать сообщение и правильно прочитать доклад, нам помогут карточки — схемы. Они и будут нашим планом. Давайте их вспомним, что они обозначают. (Свойства чего-либо)
-Теперь, дорогие учёные, займите свои места в лабораториях и начинайте свою работу.
4. Работа детей (сбор информации о воде). Звучит тихая музыка.
Дети работают самостоятельно, они сами изучают всё, что связано с выбранной темой. В лаборатории дети сами распределяют свои обязанности: двое идут смотреть в книгах, энциклопедиях: ищут иллюстрации с водой и всё что с ней связано. Двое идут спрашивать у взрослых и всю полученную информацию схематично зарисовывают.
Один ребёнок идёт — смотреть в компьютере. Двое проводят опыт, переливают воду в разные сосуды, тем самым определяют, что вода не имеет формы и может принимать форму того сосуда в который её наливают, после этого проводится опыт с определением вкуса воды – делается вывод, что вода не имеет вкуса она безвкусная. Третий опыт – вода растворитель в ходе его дети пробуют растворить муку, сахар, растительное масло и делают вывод, что вода может растворить ни всё, масло в воде не растворяется.
Задача педагога — выполнять обязанности консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.
Дети собираются в кружок и делятся друг с другом полученной информацией.
6. Воспитатель: Исследовательская работа завершена. Теперь мы послушаем доклад наших учёных.
(Докладчики надевают академические головные уборы и мантии, выделяют главное, дают определение основным понятиям, обучают этим сведением других.
Другие дети включаются в спор, задают вопросы, делают поправки, если они не согласны.
У ребят-учёных получились вот такие доклады – сообщения.
«Вода» и «кому она нужна»
Вода-это жидкость. Она течёт. Вода есть не земле- это ручьи, реки, пруды, озёра, моря и океаны. Под землёй тоже есть вода. Люди роют глубокие колодцы и с глубины вёдрами поднимают воду. В некоторых местах вода пробивается сквозь землю, тогда получается родник. Её можно налить во что что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой, вода не имеет формы. Вода не имеет цвета, она бесцветная. Вода не имеет вкуса, она бес вкусная, вода не имеет запаха. Вода может быть (холодной, теплой) в зависимости от температуры, летом в природе вода может быть тёплой, когда пригревает солнце, при низкой температуре она может быть твёрдой, превращается в лёд.
- Вода нужна всем, всем. Растениям нужна вода, без воды они могут засохнуть. Животным нужна вода они её пьют, а некоторые даже в ней живут. Людям вода нужна постоянно: чтобы пить, чтобы мыть, чтобы приготовить пищу, закалятся.
Ни одно живое существо не может обходиться без неё. Вот поэтому вода-Царица
всей природы.
Воспитатель: У вас будут дополнения к сообщению? А у вас, слушатели, имеются вопросы к докладчику? Спасибо.
Дети: есть дополнение.
(чтение стихотворения о воде кто-то из детей)
Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране, Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает Ледником в горах зовётся, Лентой серебристой вьётся, Мы привыкли, что вода Наша спутница всегда. Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без неё нам не прожить.
Дети: (все вместе)
Человек! Запомни навсегда: Символ жизни на Земле — вода! Экономь её и береги, Мы ведь на планете не одни!
7. Молодцы ребята! Я как руководитель научного центра хочу наградить вас за хорошую работу дипломами «За исследовательскую работу в области воды». (Вручаются дипломы).
8. Теперь я приглашаю вас в наш кинотеатр, где мы посмотрим научный фильм о нашем исследовании.
(дети смотрят презентацию о воде)
|