Автор:
- Абдулхамидова Марьям Абдулхамидовна Воспитатель ГКДОУ РД "Красносельский д/с "Колокольчик" Хунзахского района" с.Красное
Прикрепить к письму сам материал (работу. презентацию, брошюру и т.д.).:
Открытое занятие по Познанию (ФЦКМ) Тема: Волшебница вода»
Программное содержание:
- создать целостное представление о воде как о природном явлении, о ее значении в природе и в жизни человека
- учить детей правильно отвечать на вопросы
- расширить знания о животных, обитающих в воде
- развивать связную, диалогическую речь, подбирая определения, глаголы, грамматический строй речи, правильно согласовывая существительные и прилагательные
- обогащать словарный запас словами: лаборатория, фильтр, развивать воображение, фантазию.
Материал:
- “волшебная палочка”, указка
- учебная картина на тему “Кому нужна вода” (Рисунок 1)
- дидактическая игра “Удивительный круг” с набором картинок (Рисунок 2)
- магнитофон, аудиозапись “Звуки воды”
- телевизор, видеозапись “Обращение грязной воды к детям”
- “Обращение чистой воды к детям»
- стаканчики с грязной и чистой водой (20 штук), марля, вата, салфетки
Предварительная работа:
- беседа на тему “Вода в природе и жизни человека”
- рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе
- чтение произведений художественной литературы: Н. Рыжова “Волшебная вода”, А. Введенский “Песенка о дожде”, Н. Заболоцкий “На реке”, К. Чуковский “Федорино горе”, “Мойдодыр”
- сочинение сказки “Веселые капельки”
- разучивание потешек, отгадывание загадок
- дидактические игры “Волшебный зонт”, “Времена года”, “Собери картинку” и др.
- экспериментирование с водой.
Ход занятия
В.: – Ребята, сегодня мы отправимся в удивительный мир знаний. Узнаем много нового и интересного. (слайд) Делать это мы будем с нашим Знайкой, который приготовил для нас задания, они лежат в этом замечательном сундучке. У Знайки есть волшебная лаборатория, где происходят чудеса с водой, песком. Чудеса – дело непростое, чудеса делают волшебники. А вы хотите стать волшебниками? Становитесь в круг. Я возьму “волшебную палочку”, буду говорить слова, а вы выполните то, о чем я говорю.
Чики – чики – чикалочка, Помоги мне, волшебная палочка, Вокруг себя повернитесь, В волшебников превратитесь.
(Дети выполняют)
(Воспитатель дотрагивается палочкой до каждого ребенка.)
В. Закончилась наша игра – превращалочка. Теперь вы волшебники!
(Надевает каждому ребенку на шею медаль с изображением волшебника.)
В.: Присядьте на коврик, пришло время выполнить первое задание Знайки. (Воспитатель из сундука вынимает конверт и читает письмо: нужно отгадать загадку (по воду)
“Дорогие ребята, прошу вас прослушать отгадать загадку, (загадка). А вы не отгадали, то послушайте эту запись и определите, что за звуки вы услышали”.
(Включает аудиозапись “Звуки воды”. Дети слушают и определяют.)
В.: Молодцы! Сегодня мы будем говорить о воде, кому и зачем она нужна. Послушайте стихотворение “Волшебная вода”:
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране.
На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае, Мы ее не замечаем.
Без нее нам не умыться, Не поесть и не напиться, Смею вам я доложить, Без нее нам не прожить! (слайд)
Беседа: — о чем говорится в стишке? — где находится вода? — для чего она нужна?
Мы с вами поняли, что без воды нам с вами просто не обойтись. Ребята Знайка нам приготовил нам интересное задание.
(Воспитатель достает из сундучка конверт, читает заданиеJ
“Дорогие ребята, с первым заданием вы справились, правильно догадались, что это были звуки воды. А сейчас вы должны рассказать, кому нужна вода и почему без нее нельзя прожить”. (слайд)
В. подводит детей к наглядному пособию “Кому нужна вода”. Дети по очереди рассказывают о том, что вода нужна человеку, птицам, животным, насекомым…
В.: Настало время для третьего задания. Посмотрим, что на этот раз приготовил нам наш Знайка.
В. достает конверт, читает:
“- Ребята, вы правильно рассказали, кому нужна вода. А сейчас предлагаю вам игру “Удивительный круг”. Разместите картинки так, чтобы стало понятно, кто живет в воде”. (Дети подходят к столу, садятся, выбирают нужные картинки и крепят)
Краткая беседа: в воде живут рыбы, морская звезда, морской конек, рак, дельфин.)
В.: Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием Знайки. А сейчас я вам предлагаю отдохнуть. Все выходим на физкультминутку.
Физкультминутка:
Как приятно в речке плавать! (плавательные движения) Берег слева, берег справа (повороты влево и вправо) Речка лентой впереди (потягивание – руки вперед) Сверху мостик – погляди. (Потягивание – руки вверх)
Чтобы плыть еще скорей, Надо нам грести быстрей. Мы работаем руками, Кто угонится за нами? (Плавательные движения)
А теперь пора уж, братцы,
Всем нам к Знайке возвращаться. (Ходьба на месте)
В.: А вам хотелось бы узнать какими свойствами обладает вода? (слайд) Что бы это выяснить мы сядем на свои места.
Опыт №1
«Вода прозрачная».
Перед нами молоко и вода, отпустим в стаканчики игрушки из киндера. В каком из стаканчиков вы видите игрушку?. Правильно ребята, в стакане с водой мы видим игрушку, а в стаканчике с молоком нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт №2
«У воды нет запаха».
Предложить детям понюхать воду и сказать. Чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводных труб может иметь запах, так как очищают ее специальными веществами, что бы она была безопасной для вашего здоровья.
Опыт №3
«У воды нет вкуса».
Предложить детям попробовать через соломинку воду
Вопрос: Есть ли у нее вкус?
Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им попробовать для сравнения молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. (при наличии времени)
Опыт №4
«В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются».
Перед вами два стакана с водой. В один из них положите обычный песок, а в другой стакан сахар. Теперь попробуйте размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет. В каком из стаканчиков песок растворился?
Вывод: вода — одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачность, не имеет вкуса и запаха, является растворителем (слайд)
В.: Теперь посмотрим, остались ли еще в сундучке задания от Знайки. (Достает конверт, читает):
(Вода просит детей о помощи – сделать ее вновь чистой).
В.: Настало время делать чудеса. Вам надо грязную воду превратить в чистую. Если мы это сделаем, то докажем, что мы – настоящие волшебники. Хочу напомнить, что люди не всегда ведут себя правильно в природе – загрязняют воду в реках, озерах, тем самым наносят вред не только природе, но и своему здоровью.
В.: Как можно очистить воду?
(Ответы детей)
В.: Я вам помогу. Воду можно очистить через фильтр. (Дети повторяют слово фильтр) У нас это вода и марля. Вместе с детьми проводит очистку через фильтр (вату, марлю). (Во время опыта звучит мелодия воды)
В.: Покажите свои стаканчики, посмотрим, очистилась ли вода?
Чистая вода получена. (слайд) Вода самое распространенное вещество на Земле. Водой заполнены океаны, моря, реки. без нее невозможно существование всего живого. (слайд)
Большую часть земли занимает вода. Всю воду в мире нельзя так очистить, как это сделали мы сейчас, поэтому необходимо вести себя так, чтобы ее не загрязнять.
А почему ее нельзя загрязнять!? (слайд). Надеюсь, когда вы вырастите, будете правильно вести себя в природе и научите этому других.
Возьмитесь за руки, обнимите друг друга, улыбнитесь друг другу. Вы доказали, что настоящие волшебники, все задания Знайки выполнили. Теперь нам снова пора стать ребятами.
В.: берет волшебную палочку и говорит:
Чики – чики – чикалочка, Помоги мне, волшебная палочка, Вокруг себя повернитесь, В ребят снова превратитесь.
Итог: В. – Чем вы сегодня занимались?
-Что мы с вами делали с водой?
-Что вы узнали о воде?
- Что вам понравилось?
Дети отражают свои впечатления по “экрану настроения”. Воспитатель дает оценку, отмечая каждого ребенка.
В.: До свидания, до скорой встречи!
|