Актуальность. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Активность ребёнка направлена на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). В дошкольном образовательном учреждении осуществляется непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению детей с окружающим, по формированию у них целостной картины миры. Такие занятия строятся в форме партнёрской деятельности взрослого с ребёнком, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность Основанный на взаимодействии всех участников этого процесса по типу «педагог – ребёнок – родитель», он способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Скачать конспект
Структура проекта
Тема проекта Неизведанное рядом
Название проекта
Тип проекта Исследовательский, творческий, краткосрочный, групповой
Цель Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.
Задачи (по образовательным областям)
Физическое развитие Разучить подвижные игры, физминутки по теме «Вода».
Познавательное развитие Расширить и углубить представления детей о воде, её свойствах, состояниях. Сформировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Развивать логическое мышление детей через применение символов-моделей. Уточнить и обобщить сведенья детей о водоёмах, о водном транспорте.
Речевое развитие Развивать речь, усложняя формы речевого общения: монологи (описательно- повествовательные), диалоги (вопросно-ответные), полилоги (коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов).
Социально-коммуникативное развитие Познакомить детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками,
закличками, загадками по теме «Вода».
Формировать трудовые навыки в ходе организации опытов: подготовить и убрать рабочее
место.
Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, при выполнении парных и коллективных творческих работ по изо деятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща
Художественно-эстетическое развитие Познакомить со звуками природы, связанными с водой: шум дождя, моря и т.п. Разучить детские песенки о дожде, реке, море.
Выполнить индивидуальные, парные и коллективные творческие работы по теме «Водоёмы»
Участники Дети, воспитатели, родители, педагог-психолог, социальные партнёры.
Сроки выполнения 05.04. 2018г-25. 05. 2018г
План подготовки и реализации проекта
Деятельность педагогов 1. Изучить уровень знаний детей о воде и её свойствах.
2. Составить план работы по реализации проекта.
3. Пополнить уголок экспериментирования материалами и оборудованием.
4. Разработать картотеку бесед, наблюдений, опытов по теме.
5. Разработать цикл занятий по изо деятельности для создания творческих работ по теме.
6. Разработать итоговое занятие с использованием опытно – экспериментальной деятельности.
7. Разработать и создать символы, обозначающие свойства и состояния воды.
8. Создать наглядный материал «Художественное слово о воде».
9. Организовать выставку детских творческих работ по теме.
10. Провести просветительскую работу с родителями по организации познавательно- исследовательской деятельности дошкольников. Познакомить родителей с содержанием консультации «Как организовать опыты с водой дома». 11. Систематизировать методическую деятельность по разработке и реализации проекта и представить данный опыт коллегам в ДОУ.
12. Создать информационный материал: ? Для родителей: памятки и консультации, стендовый доклад по организации познавательно- исследовательской деятельности детей. ? Для педагогов и родителей: стендовый доклад (в содружестве с педагогом-психологом) по организации в ДОУ познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. ? Для детей: презентации Power Point, интерактивные физминутки, мульти альбомы, слайд-шоу по теме.
Деятельность детей 1. Рассматривание иллюстраций, мульти альбомов, слайд-шоу по теме «Вода в природе».
2. Знакомство с содержанием презентации Power Point по теме «Что такое вода?».
3. Интерактивные игры.
4. Чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, закличками,
отгадывание загадок о воде.
5. Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей из цикла
«Звуки природы»: «Шум моря», «Прибой», «Музыка дождя», «Гром», «Звонкий ручей».
6. Выполнение детских творческих работ по теме проекта
7. Наблюдения за явлениями, связанными с водой.
8. Опыты с водой.
Деятельность родителей 1. Знакомство с содержанием стендовой информации.
2. Совместная с воспитателями работа по пополнению уголка экспериментирования.
3. Проведение опытов с детьми дома по теме «Чудесные превращения воды»
Практический результат Практические разработки материала по теме проекта, пополнение уголка по познавательно-
исследовательской деятельности.
Материал, оборудование 1. Дидактический: иллюстрации, аудиозаписи, мультиальбомы, слайд-шоу, интерактивные
игры, презентации Power Point, индивидуальные наборы материалов и инструментов для
изодеятельности детей.
2. Экспериментальный.
3. Технический: интерактивная доска, DVD-проигрыватель, телемонитор с USB-портом.
Форма презентации Итоговое комплексное занятие «Путешествие в царство воды».
Планируемый
результат
реализации
проекта Дети имеют представление о воде, её состояниях, свойствах. Знают о значении воды в жизни
Человека и всего живого на Земле. Понимают значение символов моделей, умеют их применять в
НОД. Умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности
для изучения воды и её свойств.
Перспективный план работы с детьми
Дата Содержание
- неделя 1. Беседа №1 «Вода вокруг нас».
- Беседа №3 «путешествие капельки».
- Наблюдение №1 – за водой.
- Наблюдение №2 – за испарением.
- Опыт №1 «Вода прозрачная».
- Опыт №2 «У воды нет цвета, вкуса и запаха».
- Опыт №3 «Вода жидкая».
- Просмотр слайд-шоу «Природные водоёмы».
- Просмотр презентации Power Point «Что такое вода».
- Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Вода буль-буль».
- Рисование «Природные водоёмы: родник, ручей, озеро».
- Загадки о роднике, ручейке, озере.
- Подвижные игры «Пройди через речку по мостику», «Ручеёк».
- Пальчиковая игра «Рыбка в озере живёт».
- Физминутка «Дождик».
- Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Звонкий ручей».
- Чтение стихотворений «Дождик» (В. Минькова), «Сколько знаю я дождей» (А. Тараскин),
«Ручеёк» (Т. Жиброва).
18. Заклички, пословицы, поговорки.
2 неделя 1. Беседа №4 «Вода нужна всем».
2. Беседа №5 «Волшебница вода».
3. Беседа №6 «Берегите воду».
4. Наблюдение №3 – за растениями.
5. Наблюдение №4 – за снегом.
6. Опыт №4 «Вода не имеет формы».
7. Опыт №5 «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются».
8. Опыт №6 «Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах».
9. Просмотр мультфильма «На воде» (Союзмультфильм).
10. Просмотр мультфильма «Берегите воду»
11. Просмотр слайд-шоу «Водопады».
12. Рисование «Природные водоёмы: болото, река, водопад».
13. Загадки о болоте, реке, водоёме.
14. Подвижная игра «Болото: с кочки на кочку».
15. Пальчиковая игра «Вышел дождик погулять».
16. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Дождь в ладошках».
17. Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы: шум водопада».
18. Лепка «Озеро с камышами».
19. Чтение стихотворений «Что случилось с рекой» (Б. Заходер), «Капля дождевая» (Т.
Маршалова), «Капелька» (Г. Люшнин).
20. Заклички, пословицы, поговорки
3 неделя 1. Беседа №7 «Дождь».
2. Беседа №8 «Туман».
3. Беседа №9 «Град и снег».
4. Наблюдение №5 – за таянием льда, снега.
5. Наблюдение №6 – за сосульками.
6. Опыт №7 «Вода бывает тёплой, холодной и горячей».
7. Опыт №8 «Пар – это тоже вода».
8. Опыт №9 «Лёд – твёрдая вода, тает в тепле».
9. Просмотр слайд-шоу «Подводный мир океана».
10. Просмотр обучающего мультфильма «Азбука безопасности – за бортом».
11. Рисование «Природные водоёмы: море, океан».
12. Загадки о море, океане.
13. Подвижная игра «Снежиночки-пушиночки».
14. Пальчиковая игра «Ветер на море».
15. Физминутка «Снеговик».
16. Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Шум океана», «Шум моря»,
«Прибой».
17. Просмотр презентации Power Point «Что такое вода».
18. Просмотр видеоматериала «Загадки о воде».
19. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Синяя вода».
20. Чтение стихотворений «Алёшка и снежок» (Е. Андреева), «Трудолюбивая вода» (В. Иванова),
«Кто не умывается» (П. Синявский).
21. Заклички, пословицы, поговорки.
4 неделя 1. Беседа №10 «Роса».
2. Беседа №11 «Водоёмы».
3. Беседа №12 «Водный транспорт».
4. Наблюдение №7 – за облаками.
5. Наблюдение №8 – за осенним дождём.
6. Опыт №10 «Лёд – легче воды».
7. Опыт №11 «Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно».
8. Опыт №12 «В солёной воде предметы не тонут».
9. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Облака – белогривые лошадки».
10. Просмотр слайд-шоу «Искусственные водоёмы».
11. Просмотр обучающего мультфильма «Безопасность на воде летом».
12. Рисование «Искусственные водоёмы: фонтан, бассейн, аквариум».
13. Загадки о бассейне, аквариуме, фонтане.
14. Подвижная игра «Дождик».
15. Пальчиковая игра «Капитан».
16. Просмотр мультиальбома «Водоёмы» (с использованием детских творческих работ).
17. Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Спокойная музыка и морской
прибой», «Дельфины», «Пение птиц и звуки моря».
18. Аппликация «Рыбки в аквариуме».
19. Чтение стихотворений «Речка зимой» (В. Фетисов), «Моряк» (Е. Стеквашова)
20. Заклички, пословицы, поговорки.
21. Итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в царство воды»
Работа с родителями
- неделя 1. Анкетирование родителей на тему «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».
- Совместная с воспитателями работа по созданию познавательно-развивающей среды в группе.
- Организация опытов детей с водой дома с фотосессий
- неделя 1. Знакомство с содержанием памятки «Советы родителям по развитию познавательно- исследовательской деятельности дошкольников».
- Чтение детям дома рекомендованной художественной литературы по теме проекта.
- Обработка фотоматериалов «Опыты с водой».
- неделя 1. Знакомство с содержанием стендового доклада «Психолого-педагогические условия формирования познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».
- Выполнение творческой работы с детьми дома по теме проекта.
- неделя 1. Просмотр с детьми рекомендованных фото и видеоматериалов по теме проекта. 2. Заучивание стихотворений наизусть дома с детьми по теме проекта.
- Посещение выставки детских творческих работ «Водоёмы».
Ожидаемый результат
Развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых
навыков исследовательского
поведения и обработки полученного
материала
Литература
- Журнал «Дошкольное воспитание», №3, 2003.
- Журнал «Дошкольное воспитание», №6, 2007.
- И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир – Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст: М –
педагогическое общество России, 2003.
4. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного
возраста: Детство-Пресс, 2013.
5. Запорожец А.В. – Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста /Под ред. А.В. Запорожец, А. И.
Леонтьева – М.: Педагогика, 1995г.
6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ под ред.
Прохоровой Л.Н. – М.: Аркти, 2004.
Проект находится в стадии работы. Мне интересно работать по проекту, видя заинтересованность детей и их родителей. Конечно, подготовка к работе по проекту требует много времени, но в дальнейшем это себя оправдает. Детям более интересно «образовываться» в самостоятельной деятельности, им интересны фронтальные наблюдения и экспериментирования. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Это отрадно видеть у своих детей, Ваши курсы вдохновили меня на дальнейшую работу в этом направлении. Спасибо!
|