Воспитатели:
- Щербакова Е.В
- Никифорова О.В.
Китайская пословица гласит: «Расскажи, и я забуду, покажи и я запомню».
Ребята в нашей группе любят экспериментировать. Поэтому мы с детьми всё трогаем, нюхаем, ощупываем, исследуем, анализируем и рассуждаем. Это повышает познавательную активность детей, и даёт нам возможность углублённо изучать окружающий мир вокруг нас. Наша группа работает по теме: «Театрализованная деятельность – как средство развития личности ребёнка», поэтому, всегда применяем эффективный способ учить играя. Используем во всех образовательных областях сказочных, мультипликационных героев и художественное слово. С помощью этих героев, мы, играя, решаем серьёзные задачи и идём к поставленным целям. Радость от игровой деятельности постепенно переходит в радость от обучения, познания. Так родился сценарий нашего занятия, которым мы хотим поделиться с вами.
Скачать конспект
Цель: Создание благоприятных условий для практических исследований и заинтересованности детей в экспериментах
Задачи:
- Познакомить детей с физическим явлением магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путём выявить материалы, которые могут стать магнетическими;
- Учить ребят использовать силу притягивания магнитов, построить разные конструкции и поделки из магнитных игр;
- Использовать в экспериментах сказочные персонажи;
Ход
Две девочки встречают гостей и приглашают в свою группу «Теремок» с помощью стихотворной формы Ребёнок: Здравствуйте!
Детский сад, детский сад
Почему так говорят?
Потому, что дружно в нём
Мы одной семьёй растём
От того и говорят,
- В этом доме детский сад!
Ребёнок: Мы с моей подружкой Лизой
Ходим в группу «Теремок»
Здесь картинки на стене
И цветочки на окне
Здесь мы делаем зарядку
Ложкой правильно едим
Приучаемся к порядку
Здесь друзей себе находим
На прогулку с ними ходим
Ребёнок: В этой группе всё для нас
Сказки, песни и рассказ;
Шумный пляс и тихий час
Группа – наш дом второй
Как тепло, уютно в нём
Убедиться приходите
В гости к нам вы заходите
(Дети, одетые в костюмы фиксиков встречают гостей и представляют центры развития, которые находятся в группе «Теремок»)
Ребёнок (в костюме Шпули знакомит с центром «Супермаркет»)
К нам пришли вы в супермаркет
Всё что нужно есть у нас
Нужные продукты: выпечка, овощи и фрукты
Выбирайте для души
Все продукты хороши
Вас обслужим просто класс, приходите ещё раз
Ребёнок (в костюме доктора Пилюлькина знакомит с центром «Не-болейка»): Заходите в «Не-болейка»
Здесь наш добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчится,
И жучок, и червячок,
И медведится!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
Ребёнок (в костюме Незнайки знакомит с центром «Творчества»):
И в восемь лет и в 3 и 5
Все дети любят рисовать
Мы с ребятами целый мир на бумаге создадим, птиц и рыб, дома, людей, даже сказочных зверей
Ребёнок (в костюме Маси знакомит с центром «Пескотеропия»)
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала
Простейший ящик от стола –
Горсть золотистого песка
Теда вольётся дивной сказкой
Игрушек маленький набор
Возьмём в игру
И создадим свой мир чудес,
Пройдя познания дорогу.
Ребёнок (в костюме Симки знакомит с центром «Математики»):
Центр математики
Учит нас она считать
И фигуру узнавать
Объясняет цифры, знаки
И задачи как решать
Знать где лево, а где право
Знать длину и ширину
Понимать значенье «равный»
Больше — меньше, высоту
Математика – точна
Математика нужна!
Дети любят все считать
Нужно только понимать!
Ребёнок (в костюме Нолика знакомит с центром «Правила дорожного движения»):
Есть в группе нашей центр,
Который в жизни нам помог!
Он очень, очень дорог нам.
И успокоил пап и мам!
На стенде есть журналы, книги
Картинки, схемы и альбом,
Которые домой берём
Ребёнок (в костюме Фаера знакомит с центром «Правила дорожного движения»):
Вот какое ребята у меня к вам предложенье
Выучить вам надо правила движения
Чтоб не волновались, каждый день родители
Чтоб спокойна мчались по улице родители
Ребёнок (в костюме Папуса знакомит с центром «Строительства»):
Точно в срок построит он:
Небоскрёб и стадион,
Детский садик и больницу,
Магазинов вереницу
Даже дом скажу вам я,
Где живёт моя семья,
(и другие жители)
Строители-строители
В центре строительства
Ребёнок (в костюме Верты знакомит с центром «Игры»):
Это зона игровая, интересная какая
Здесь игрушки говорят, голосами всех ребят.
Ты артистом можешь стать
Будем речь мы развивать
Чтоб красиво говорить
Чтоб общительными быть
Ребёнок (в костюме куклы знакомит с центром игры):
А вот здесь у нас живут куклы, зайцы, мишки
Ждут, когда же к нам придёт
Мамочки-малышки.
(Выходит ребёнок, весёлый фиксик в костюме Дедуса)
Здравствуйте мои друзья
Профессор Дедус, зовут меня
Вы пришли в лабораторию фиксиков
Весёлые фиксики – наши друзья
Знают ребята – они мастера
В нашем центре
Проводят эксперименты
Всем показывают интересные моменты
Как их опыт получился
Сколько времени он длился?
Удивляться всему:
Как? Зачем? И почему?
Нам полезно без сомненья
Всё, что связано с уменьем
Детский сад второй их дом
Им тепло, уютно в нём
А дети группы «Теремок»
Здесь играют и поют
Вместе спорят и мечтают
Незаметно подрастают
В центр экспериментирования всех вас приглашаю
Всё, что умеем, мы вам представим!
Дедус: Ребята я вас приглашаю присесть, устраивайтесь поудобней. А сейчас я позвал к вам в гости очень интересных гостей. Встречайте, лаборант Пилюлькин и его ассистент Лизулькин (показывают опыты)
Иллюзия стрелок Мюллера-Лиера
Опыт иллюзии Мюллера-Лайера основывается на восприятии длины двух отрезков, которые имеют с обеих сторон разные «оперения». Это известный оптико-геометрический обман, кото-рый часто встречается в обычной среде человека, особенно тех людей, кто живет в городах. Принцип иллюзии состоит в том, что отрезок, имеющий с двух концов стрелки наружу, кажется длиннее такого же отрезка, но со стрелками, направленными внутрь.
По данным аналитических исследований, оптический обман испытуемым казался настолько реальным, что многие из них утверждали, будто отрезок со стрелками наружу на 25-30% превы-шает длину отрезка со стрелками внутрь. Такой оптический обман могут наблюдать почти все жители Земли.
Впервые, эту иллюзию заметил немецкий психолог Франц Карл Мюллер-Лайер. Он провел не один опыт, чтобы понять и объяснить суть оптико-геометрического обмана восприятия челове-ком двух линий.
Иллюзия Эббингауза
Иллюзия Эббингауза, или круги Титченера, — оптическая иллюзия восприятия относительных размеров. На рисунке приведены две серии кругов. Кажется, что черный правый круг больше левого, хотя на самом деле они одинакового размера.
ТАУМАТРОП
Тауматроп — это игрушка, основанная на оптической иллюзии: при быстром вращении не-большого куска бумаги с двумя рисунками, нанесенными с разных сторон, они воспринимаются как один. Такую штуку можно сделать самим — нарисовать или наклеить готовые изображения (несколько распространенных тауматропов — цветы и ваза, птица и клетка, жук и банка) на достаточно плотную бумагу и по бокам приделать веревочки для закручивания. Или еще проще — прикрепить к палочке, как леденец, и быстро вращать ее между ладонями.
Смена направления стрелок при помощи стакана с водой.
Приведенный ниже опыт объясняется способностью света, проходящего сквозь наполненный водой стакан, преломляться. Если смотреть на нарисованные стрелки через пустой стакан, то они указывают в одну сторону. Но как только добавить воды, стрелки меняют свое направление. Свет, прежде чем попасть на стрелки, пролетел воздух через переднюю стеклянную часть стакана, через воду, через заднее стекло, а после обратно в воздух. При пересечении каждой преграды он преломляется, и в итоге, переворачивается.
Опыты с зеркалами: калейдоскоп.
Помните ли вы волшебные картинки в калейдоскопе, которые менялись от малейшего поворо-та? Они получены путём отражения в нескольких зеркалах мелких кусочков разноцветного стекла. Калейдоскоп позволит нам прикоснуться к удивительному математическому явлению – СИММЕТРИИ.
1. Сделаем свой калейдоскоп из двух плоских зеркал, поставленных на плоскость под углом 120° друг к другу.
На плоскости между зеркалами поставим какой-нибудь предмет, в нашем случае это небольшой красный шарик. Мы видим, что он отражается в зеркалах 2 раза.
2. Уменьшим угол между зеркалами до 90°. Теперь шарик отражается 4 раза.
3. Уменьшим до 45° и наблюдаем, что отражений уже 8.
4. Теперь изменим угол между зеркалами до 30°. На этот раз отражений 18.
Во всех четырёх случаях мы наблюдаем явление симметрии. В любом случае в обоих зеркалах шарик отражается симметрично одинаковое количество раз.
Физ. Минутка:
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и кусты,
Вправо- влево, влево — вправо,
Клонятся цветы и травы.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте!
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг.
Вот и кончилась игра
Заниматься всем пора!
Дедус просит лаборанта и ассистента оставаться вместе с нами
Воспитатель находит в уголке у девочек коробку. Спрашивает у детей, почему она лежит на полу? Из какого она центра? Или может кто-то из ребят её принёс?
Берёт предмет в руки, обращает внимание детей на то, что там что-то лежит и катается с места на место. Давайте откроем и посмотрим, что там внутри. Открываем коробку и видим, что это магнит.
Рассказ воспитателя: Магнит — это тело, обладающее собственным магнитным полем. Он получил название от региона, где его обнаружили Магнисия. Магниты – важная часть нашей повседневной жизни. Они окружают нас повсюду, так как все устройства, так или иначе, включают в себя магниты: телефоны, дверцы в шкафах, музыкальные центры и т.д.
Воспитатель задаёт вопрос: Ребята, что такое магнитная сила? Это сила, с которой предметы притягиваются к магниту. Давайте проверим. Сейчас вы должны разойтись по разным центрам, принесите мне предметы или игрушки из разных материалов: дерево, пластмасс, резина, картона, железные, металлические предметы, кто что найдёт (через минуту все предметы оказываются на столе).
Воспитатель: Сейчас я превращусь в фокусника, и буду показывать вам фокусы. Хотите посмотреть? Воспитатель надевает «хитрые перчатки» на две руки внутри одной перчатке находится магнит. Одна перчатка притягивает к себе железные металлические предметы, а другая нет. (Дети догадываются, что в одной из перчаток находиться магнит). Ребята в хорошем, весёлом настроении надевают перчатки и пробуют притянуть к себе все предметы, делают вывод: магниты могут притягивать к себе предметы из стали и железа.
Далее проводят опыты:
- Опыт с двумя магнитами. Вывод: магниты притягиваются разными полюсами, а отталкиваются одноимёнными
- Материалы: стеклянный стаканчик, скрепка, вода, магнит. В стакан наливаем воду. На дно стакана кидаем скрепку. Как достать скрепку, не замочив рук? Используем магнитную силу. Магнит прикладываем к стакану, пытаясь с помощью магнитной силы, притянуть скрепку. И по стенке стакана тащим скрепку на поверхность. Вывод: магнит легко действует через воду и продолжает притягивать к себе предметы.
- Материалы: лист бумаги, скрепка, магнит. Положить на лист бумаги скрепки. Снизу поднести магнит, попробовать сдвинуть магнитом, через бумагу скрепки. Вывод: магнитная сила, легко действует через бумагу, картон.
В конце занятия, ребята вспоминают всё, что делали, приводят выводы о магните и магнитной силе. Затем фиксики приглашает детей в свою мастерскую, где ребята с помощью дидактических, магнитных игр, могут построить разные конструкции и подделки, используя силу притяжения магнитов.
|