Конспект НОД познавательно – исследовательской деятельности «Что мы знаем о воде?»
Педагог: Бастина Галина Валентиновна, воспитатель высшей квалификационной категории
Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.
Основные задачи:
1. Образовательные задачи: - Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу круговорота природы; - Закрепить знания детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса. - Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека. - Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов: - закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности. - учить пользоваться пипеткой, воронкой.
- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие. - Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные: модель, глобус, лаборатория, опыты, оборудование, - Развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;
2. Развивающие задачи: - Способствовать развитию любознательности; - Развивать внимание детей; - Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты. 3. Воспитательные задачи: - Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде; - Продолжать воспитывать культуру поведения в природе; - Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде; - Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете. Оборудование и материалы: - Глобус, иллюстрации по теме.
Раздаточный материал на каждого ребёнка : лоток для раздаточного материала, сосуды с водой, сосуды различной формы, одноразовые стаканчики с водой, салфетки, акварельные краски, кисточки, речной песок, сахарный песок, соль, сок , пипетка, воронка Место проведения - групповое помещение. Предварительная работа: 1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека. 2.Проведение экспериментов с водой. 3.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода». 4.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки». 5.Чтение художественной литературы по теме «Вода», «Мойдодыр» К.Чуковского, « Федорино горе» и т.д. 6.Наблюдение за водой на прогулке. Ход занятия. Часть 1 Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Беседа с детьми о глобусе Воспитатель: Что это такое? Дети: это глобус. Воспитатель: А, что такое глобус? Дети: это модель Земли? Воспитатель: А какой формы наша планета-Земля? Дети: круглая. Воспитатель: на глобусе много голубого цвета, что это? Дети: это вода (моря, реки, океаны.) Воспитатель: А, что обозначено желтым цветом? Дети: Это суша. Воспитатель: а чего больше на Земле: воды или суши? (воды) Правильно, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты. Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезаем яблоко на 4 части, показываю детям 3 части – это вода, 1 часть суша. Рассмотрим на плоскостной модели: возьмём круг, вырезанный из бумаги, складываем пополам, затем ещё раз пополам. Разворачиваем: лист разделили на 4 части, для наглядности закрашиваем синим карандашом три части, одну часть закрашиваем цветами соответствующими цвету суши на глобусе. Ребята, а где живет вода? (море,океана, реке,озере, роднике,болоте,…). Вода – чудо природы, она окружает нас. Ни одно существо не обходится без воды. Кому нужна вода? ( животным и растениям, насекомым, птицам, рыбам, человеку). Без пищи мы можем прожить 49 дней. Без воды человек может прожить не больше 2-х суток. Воды на Земле много - 23 поверхности; плюс вода рек, озер, ледников – получается 34, но мы используем всего 2% от этой огромной массы, т. к. вся вода соленая, а пресной (не соленой, которую мы можем использовать) - всего 2%. - Какой вывод мы можем сделать? (Воду нужно беречь.) Примеры из нашей жизни, что помыли посуду, искупались и выключили воду, т.к. ее мало, надо ее беречь, нельзя засорять водоемы, реки, т.к. Для чего вода нужна человеку?( пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.). Мы с вами знаем, какая вода – прозрачная, без формы, без вкуса, без запаха. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Надеваем спецодежду . Зачем? В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории: Д: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой. В: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться. Д: Слушать воспитателя Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод. В: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим (дети проходят к рабочим местам. На столах колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой) Часть 2 Опыт № 1. Вода – это жидкость. (У детей на столе 2 стакана: 1 – пустой, 2 – с водой). Воспитатель: Перелейте воду из одного стакана в другой. Дети: Вода льется, потому что она жидкая. Вывод: Вода – жидкость, ее можно наливать, переливать. Что вода делает? (течет, льется, журчит…) Воспитатель: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. Опыт 2 «Вода без цвета, прозрачная». Давайте теперь сравним воду и молоко. В оба стакана положим пуговицы. В каком стакане мы видим пуговицы? ( ответы детей). Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная. Ребята, что произойдет с водой , если добавим в нее краску? ( добавляем, перемешиваем). Что изменилось? (вода изменила цвет). Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет воды). Опыт 3. Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы? Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую. Воспитатель: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму? Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется. А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Ребята а для того чтобы не пролить воду при переливании в узкое горлышко можно использовать воронку. Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Если налили в чашку …..Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. Вывод: И так вода не имеет формы , вода принимает форму того предмета в котором она находится. Физминутка «мы ногами топ, топ) Опыт 4 «Вода не имеет запаха» Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? ( ответы детей ) Вывод: вода не имеет запаха. Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. Что вы возьмете , чтобы капнут несколько капель мятных .(пипетку). И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. Опыт 5 « Вода не имеет вкуса» Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус?( ответы детей) А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? ( Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды. Вывод: вода не имеет вкуса. Опыт 6. Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло (масло капают пипеткой). Двое детей выполняют это задание. Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Воспитатель: Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете Игра «Какая бывает вода?». Дети встают в круг, воспитатель - перед ними с волшебной палочкой. Он задает вопрос и передает палочку одному из детей. Тот отвечает на вопрос «Какая бывает вода?» и возвращает воспитателю палочку. (Варианты ответов: минеральная, речная, водопроводная, родниковая, колодецная, безвкусная, без запаха, прозрачная.) Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня были настоящими учеными и провели сложнейшие эксперименты с водой. Какие опыты вам особенно запомнились? А можно назвать воду – волшебницей? Почему? Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Я знаю, что вы знаете стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода». Давайте его послушаем. Вы, слыхали о воде? Говорят она везде! Вы в пруду её найдёте, И в сыром лесном болоте. В луже, в море, в океане И в водопроводном кране, Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у вас кипит, Паром чайника шипит. Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без неё нам не прожить! Воспитатель: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Итог занятия понравилось вам занятие, и что понравилось больше всего?
|