Шишалова Л.И., Глыга Н.И., Филиппова И.П.. Методическая разработка «Ребенок открывает мир воды»

Методическая разработка «Ребенок открывает мир воды»

Управление образования администрации города Шахтерска Шахтерское дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего типа №14 «Мир» Шахтёрск – 2016

Выполнили:

  • ШИШАЛОВА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА, педагог-психолог ДОУ №14 «Мир»,
  • ГЛЫГА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА, воспитатель ДОУ №14 «Мир»
  • ФИЛИППОВА ИННА ПЕТРОВНА, старший воспитатель ДОУ №14 «Мир»

«Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню,
дай попробовать — и я пойму»

Китайская пословица

Прирожденная любознательность, желание экспериментировать, стремление понимать окружающую жизнь, вовлечение в исследовательский поиск дает большие возможности для развития детей дошкольного возраста и является важнейшим аспектом развития личности.

 

Скачать разработку

Формирование целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника, развитие исследовательских умений — одна из важнейших задач и целевая установка современной образовательной практики в рамках Государственного образовательного стандарта. Поэтому большое значение в структуре образовательной среды ДОУ придается развивающим зонам (центрам). Предметно-развивающая среда, как компонент образовательной среды ДОУ, включает все, что доступно непосредственному восприятию ребенка и использованию ее в практической деятельности.

Содержание образовательной среды в ДОУ определено Типовой образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», в которой содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (направление «Познавательное развитие») направлено на достижение целей: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей путем познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирования целостной картины мира, расширения кругозора детей. Главная роль в этой работе отводится педагогу, который ставит познавательные задачи перед детьми, экспериментирует, проводит опыты и наблюдения, стимулирует мыслительную деятельность, ищет вместе с детьми пути решения.

Центр игровой поддержки, исследовательской и познавательной деятельности в детском саду является одним из эффективных способов достижения социальной адаптации ребенка – дошкольника. У детей развивается мелкая моторика, познавательная сфера, повышается мотивация к действию, что значительно оптимизирует развитие ребенка. Творческие задания побуждают детей к самостоятельному комбинированию своих впечатлений, умению находить вариативные решения при выполнении заданий, использовать свой опыт. В таком центре плодотворно и интересно проходит взаимодействие детей друг с другом: малоактивные дети обретают уверенность и повышают самооценку, тревожные – чувствуют психологическую защищенность, а «шустрые» учатся сдерживать свои импульсы. Таким образом, дети становятся активными участниками педагогического процесса.

Исследовательская деятельность помогает детям усваивать эталоны, приобретать внутренний опыт, прогнозировать результат своей деятельности, формировать стойкое желание познать окружающий мир. В дальнейшем, умения и навыки исследователя, полученные в специально организованной деятельности, переносятся на все виды деятельности ребенка.

Показателями сформированности исследовательской деятельности ребенка-дошкольника (по А.И. Савенкову) являются умения ребенка видеть проблему, формулировать и задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи и самостоятельно действовать на этапах исследования. Критериями исследовательской деятельности ребенка-дошкольника являются самостоятельность, полнота и логичность ответа, правильность выводов и формулировок, представленных ребенком.

Настоящее пособие предназначено для использования воспитателям групп детей старшего дошкольного возраста.

Основная часть

Организация познавательно — исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

В партнёрстве с взрослыми ребёнок дошкольного возраста осваивает разнообразные виды деятельности: игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, получает возможность удовлетворить свою природную любознательность, активность, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, в результате чего расширяются, упорядочиваются его представления о мире.

Целью такой деятельности является формирование у дошкольников осознанного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы их непосредственного естественного окружения.

Задачи познавательно — исследовательской деятельности с детьми

  1. Познакомить детей с этапами исследования объектов живой и неживой природы.
  2. Закреплять знания детей о свойствах объектов.
  3. Развивать логическое мышление и воображение.
  4. Активизировать словарь.
  5. Учить аккуратно обращаться с оборудованием.
  6. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
  7. Воспитывать бережное отношение к объектам живой и неживой природы.

Взаимодействие с детьми строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта форма взаимодействия позволяет включить в него ряд игр, упражнений, заданий на развитие познавательных процессов у ребенка, развивает активную познавательную мотивацию, позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить позитивное самочувствие и психологический комфорт, желание узнать новое о свойствах вещей, активно исследовать их.

Требования к оборудованию и материалам в детской исследовательской мини лаборатории

  1. Приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы
  2. Сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы
  3. Природные материалы: вода, листья, песок, глина, земля, семена
  4. Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока
  5. Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт
  6. Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха
  7. Мука, соль, сода, свечи, фонарики
  8. Детские халаты, фартуки, нарукавники

Правила безопасности для детей во время экспериментирования

  • Проводить опыты только в присутствии воспитателя.
  • Начинать опыт только с разрешения.
  • Если хочешь что-то сделать, сначала спроси.
  • Материалы сыпучие брать только ложкой.
  • При проведении опыта не трогать глаза, лицо руками.
  • Нельзя вещества и предметы, с которыми проводится эксперимент, пробовать на вкус, брать в рот.
Просмотров: 573
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Фролова Наталья Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воздуха и воды».
  • Романова Татьяна Анатольевна. Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности (окружающий мир) Тема: Весна. «Музей природы»
  • Филиппова Инна Петровна. Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста: «Выведение цыплят в домашних условиях»
  • Сабитова Алсу Шикуровна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
  • Мухтарулина Л. В. Конспект открытого занятия НОД, образовательной области «Познание»: развитие познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста на тему: «Свойства бумаги»
  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Бирюкова Мария Николаевна Иващенко Марина Ивановна. Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей младшей группы «Какой дом лучше?»
  • Банщикова Марина Владимировна. Мастер-класс для педагогов «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ». Тема: «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Труль Татьяна Анатольевна. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием элементов технологии исследовательской деятельности. Тема: 'Путешествие в сказку'
  • Людмила Анатольевна Семыкина. Содержание и методика организации познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на тему: «Вода, вода, кругом вода»
  • Шишалова Л.И., Глыга Н.И., Филиппова И.П.. Методическое пособие для центра исследовательской и познавательной деятельности
  • Новичкова Наталья. Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Клевко Анна Ивановна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
  • Земскова Елена Михайловна. «Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему: «Наше настроение».
  • Еникеева Людмила Николаевна. Предметно-пространственная среда для развития познавательно — исследовательской деятельности дошкольника
  • Синкина Наталья Михайловна. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
  • Бобровская Светлана Алексеевна. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-R
  • Исмагзамова Елена Михайловна. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской детской деятельности
  • Жирнова Ирина Викторовна. Занятие по познавательно — исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Как приготовить кофе».
  • Мальцева Фируза Николаевна. Коллекционирование как метод познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Полякова Гелюся Зуферовна. КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Пархоменко Ольга Владимировна. Творческая презентация «Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»
  • Федорова Елена Владимировна, Тахтаракова Екатерина Сергеевна. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
  • Тютерева Наталия Валерьевна. «Рабочая программа по развитию познавательно-исследовательской деятельности для детей 6-7 лет», образовательная область «Познавательное развитие».
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Антропова Нина Ивановна. Конспект НОД Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности
  • Мальцева Виктория Викторовна. «Формирование умений и навыков поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»
  • Кабарина Людмила Ивановна. Конспект занятия по по познавательно – исследовательской деятельности «Живая вода» для детей младшей группы
  • Бурова Инесса Артуровна Шевченко Екатерина Валерьевна. Конспект педагогического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно – исследовательской деятельности. Тема занятия: «Кто живёт у нас в лесу?».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь