Управление образования администрации города Шахтерска Шахтерское дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего типа №14 «Мир» Шахтёрск – 2016
Выполнили:
- ШИШАЛОВА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА, педагог-психолог ДОУ №14 «Мир»,
- ГЛЫГА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА, воспитатель ДОУ №14 «Мир»
- ФИЛИППОВА ИННА ПЕТРОВНА, старший воспитатель ДОУ №14 «Мир»
«Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму»
Китайская пословица
Прирожденная любознательность, желание экспериментировать, стремление понимать окружающую жизнь, вовлечение в исследовательский поиск дает большие возможности для развития детей дошкольного возраста и является важнейшим аспектом развития личности.
Скачать разработку
Формирование целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника, развитие исследовательских умений — одна из важнейших задач и целевая установка современной образовательной практики в рамках Государственного образовательного стандарта. Поэтому большое значение в структуре образовательной среды ДОУ придается развивающим зонам (центрам). Предметно-развивающая среда, как компонент образовательной среды ДОУ, включает все, что доступно непосредственному восприятию ребенка и использованию ее в практической деятельности.
Содержание образовательной среды в ДОУ определено Типовой образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», в которой содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (направление «Познавательное развитие») направлено на достижение целей: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей путем познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирования целостной картины мира, расширения кругозора детей. Главная роль в этой работе отводится педагогу, который ставит познавательные задачи перед детьми, экспериментирует, проводит опыты и наблюдения, стимулирует мыслительную деятельность, ищет вместе с детьми пути решения.
Центр игровой поддержки, исследовательской и познавательной деятельности в детском саду является одним из эффективных способов достижения социальной адаптации ребенка – дошкольника. У детей развивается мелкая моторика, познавательная сфера, повышается мотивация к действию, что значительно оптимизирует развитие ребенка. Творческие задания побуждают детей к самостоятельному комбинированию своих впечатлений, умению находить вариативные решения при выполнении заданий, использовать свой опыт. В таком центре плодотворно и интересно проходит взаимодействие детей друг с другом: малоактивные дети обретают уверенность и повышают самооценку, тревожные – чувствуют психологическую защищенность, а «шустрые» учатся сдерживать свои импульсы. Таким образом, дети становятся активными участниками педагогического процесса.
Исследовательская деятельность помогает детям усваивать эталоны, приобретать внутренний опыт, прогнозировать результат своей деятельности, формировать стойкое желание познать окружающий мир. В дальнейшем, умения и навыки исследователя, полученные в специально организованной деятельности, переносятся на все виды деятельности ребенка.
Показателями сформированности исследовательской деятельности ребенка-дошкольника (по А.И. Савенкову) являются умения ребенка видеть проблему, формулировать и задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи и самостоятельно действовать на этапах исследования. Критериями исследовательской деятельности ребенка-дошкольника являются самостоятельность, полнота и логичность ответа, правильность выводов и формулировок, представленных ребенком.
Настоящее пособие предназначено для использования воспитателям групп детей старшего дошкольного возраста.
Основная часть
Организация познавательно — исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
В партнёрстве с взрослыми ребёнок дошкольного возраста осваивает разнообразные виды деятельности: игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, получает возможность удовлетворить свою природную любознательность, активность, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, в результате чего расширяются, упорядочиваются его представления о мире.
Целью такой деятельности является формирование у дошкольников осознанного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы их непосредственного естественного окружения.
Задачи познавательно — исследовательской деятельности с детьми
- Познакомить детей с этапами исследования объектов живой и неживой природы.
- Закреплять знания детей о свойствах объектов.
- Развивать логическое мышление и воображение.
- Активизировать словарь.
- Учить аккуратно обращаться с оборудованием.
- Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к объектам живой и неживой природы.
Взаимодействие с детьми строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта форма взаимодействия позволяет включить в него ряд игр, упражнений, заданий на развитие познавательных процессов у ребенка, развивает активную познавательную мотивацию, позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить позитивное самочувствие и психологический комфорт, желание узнать новое о свойствах вещей, активно исследовать их.
Требования к оборудованию и материалам в детской исследовательской мини лаборатории
- Приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы
- Сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы
- Природные материалы: вода, листья, песок, глина, земля, семена
- Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт
- Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха
- Мука, соль, сода, свечи, фонарики
- Детские халаты, фартуки, нарукавники
Правила безопасности для детей во время экспериментирования
- Проводить опыты только в присутствии воспитателя.
- Начинать опыт только с разрешения.
- Если хочешь что-то сделать, сначала спроси.
- Материалы сыпучие брать только ложкой.
- При проведении опыта не трогать глаза, лицо руками.
- Нельзя вещества и предметы, с которыми проводится эксперимент, пробовать на вкус, брать в рот.
|