Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Сказка» г. Данилов, Ярославской области для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет
Составила: воспитатель Юрчанова Варвара Владимировна г. Данилов 2020 год
Форма организации: Групповая
Возраст детей: 5-6 лет
Приоритетная образовательная область:
Познавательное развитие
Познавательно-исследовательская деятельность
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное.
Скачать конспект
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, двигательная.
Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со льдом и искусственным снегом в соответствии с ФГОС ДО
Образовательные:
- формировать познавательный интерес (любознательность, наблюдательность, умения анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.)
- формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда (прозрачный, не прозрачный; твердый, мягкий; не тонет в воде; тает в тепле)
- познакомить со способом изготовления искусственного снега.
- способствовать созданию образа снеговика, по возможности точно передавая форму и пропорциональное соотношение его частей.
- формировать наглядно-образное мышление.
- учить устанавливать причинно-следственные связи.
- расширять кругозор детей.
Развивающие:
- развивать умение отвечать на проблемные вопросы.
- формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развить собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств;
- развивать речь детей, обогащать активный и пассивный словарь,
- развивать тактильное восприятие детей
- развивать сообразительность, пытливость, критичность, самосто-ятельность.
- развивать речевую и двигательную активность
Воспитательные:
- воспитывать умение работать дружно в подгруппах из 3 человек, договари-ваться в процессе труда, стремление помочь товарищу, радоваться полученному результату.
- воспитывать аккуратность при работе со «льдом» и искусственным снегом, способствовать созданию у детей положительного эмоционального настроя.
Планируемый результат: дошкольники открыты новым знаниям, проявляют познавательный интерес к экспериментальной деятельности, к работе с нетрадиционным материалом – искусственным снегом; способны к волевым усилиям: могут следовать правилам, активно взаимодействовать с педагогом.
Создание среды для организации и проведения: ноутбук, телевизор, презентация, видеозапись, музыка для физминутки, специальная одежда для детей и для педагога, посылка, одноразовая посуда для опытов, лед, подарочки, карточки-схемы техники безопасности при работе в лаборатории, столы для эксперимента, клеенки, 2 секундомера, лампа, стаканы с водой, сода, крахмал, средство для мытья посуды, карточки-схемы лепки снеговика, мелкие детали для украшения снеговика (бусинки, веточки и др)
Подготовительная работа: наблюдение за сезонными изменениями в природе на прогулке, беседа о признаках зимы, опыты и эксперименты со снегом (окрашивание снега с помощью гофрированной бумаги), чтение познавательной литературы по теме, разгадывание загадок о зиме, снеге, зимних явлениях, рассматривание картин русских художников по теме, знакомство с такими веществами, как крахмал, сода, средства для мытья посуды, где и зачем они встречаются.
Методы и приемы:
- Создание игровой ситуации
- Словесные (вопросы, беседа, рассуждение, обсуждение, педагогическая оценка);
- Практические (проведение опытов, поделки из искусственного снега);
- Наглядные: наблюдение, демонстрация наглядных пособий (использование те-левизора и видеозаписи, карты-схемы, посылка, использование ингредиентов).
Ход:
I. Вводная часть:
Дети в свободной деятельности. Раздается звонок на компьютере. На экране появляется Снеговик из далекой Лапландии.
II. Проблемная ситуация:
С. Добрый день ребята! Это я – Снеговик из далекой Лапландии. У меня скоро день рождения! В вашей стране дарят подарки имениннику, а у нас в Лампландии наоборот – я буду дарить друзьям подарки. Но случилась беда!!! Снежная Королева узнала, что у меня скоро День рождения, а она не любит праздники. Поэтому она заморозила все мои подарки. Я слышал, что вы самые умные, сообразительные дети и решил обратиться к вам за помощью.
Помехи на экране
Звучит шум ветра, метели, на экране появляется Снежная Королева.
С.К.: Здравствуйте девчонки и мальчишки! Это я – Снежная королева! Это я заморозила подарочки снеговика! Но если вы найдете способ разморозить подарки и поможете Снеговику, тогда я помогу вернуть их в Лапландию и не буду ему мешать праздновать День рождение.
Звучит шум ветра, метели и у дверей группы появляется посылка.
Воспитатель открывает посылку, показывает детям замороженные подарки.
- Ребята, посмотрите, к нам в детский сад пришла посылка!
(на коробке написано д/с «Сказка», группа «Буратино»)
- Давайте откроем и посмотрим что там? (открывают и видят замороженные подарки)
- Ребята, поможем друзьям Снеговика в Лапландии получить подарки на праздник? (Да)
- Как нам это сделать? (Надо разморозить подарки) А чтобы разморозить подарочки, я приглашаю вас в клуб «Юных исследователей»
Давайте и гостей позовем с собой. А, мы знаем, что старших надо пропускать впе-ред. (Гости уходят в зал)
Идут в зал
III. Основная часть:
Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.
Здесь есть свои правила. Давайте вспомним их.
- Опыты проводите в специальной одежде.
- Аккуратно пользуйтесь приборами для опытов.
- Не пробуйте на вкус вещества.
- Поддерживайте порядок на рабочем столе.
- Работайте аккуратно, от этого зависит результат опыта.
(Дети одевают спец. одежду).
- Присаживайтесь за столы (дети садятся).
- Ребята, вы готовы помочь Снеговику разморозить подарки? (Да)
- А как можно разморозить подарки?
Ответы (расколоть, подышать на них, взять в руки и отогреть, и т.д.)
- Подышать на подарки — хорошо, но куски льда большие, и мы не сможем так долго дуть, устанем.
Расколоть – хорошо, но мы можем испортить подарки.
Растопить в ладонях – хорошо, но мы можем заморозить руки и заболеть.
- Молодцы, но нам надо выбрать быстрый и безопасный способ разморозить подарки.
Для этого мы должны вспомнить знакомые нам свойства льда и узнать новые!
- Дети, возьмите в руки замороженные подарки. Что вы чувствуете? (Они холодная (2-3 реб.)
- А теперь надавите на кусочки льда. Какой лёд? (Лед твёрдый (2-3 реб.)
- Возьмите ещё раз подарочки в руки. Легко ли их удержать в руках? Что происходит? (Замороженные подарки выскальзывают). Значит лёд какой? (Лед скользкий (2-3 реб).
- Почему наши ладошки стали мокрыми? (Лёд растаял в тепле). Лед мы нагреваем и водичку получаем. А как из воды сделать лед? (Поставить в холодильник) Значит, что такое лёд? (Это застывшая вода.)
- Ребята, посмотрите, какого цвета лёд? (Лед бесцветный).
Давайте проверим. Что вы видите? (Ответы детей) А почему их видно? (Потому что лёд прозрачный (2-3 реб.) Лёд прозрачный, через него мы можем видеть предметы.
- Ребята, перед вами стоят стаканы с водой. Придвиньте их и отпустите в них ледяные подарочки. Что произошло? (Лед плавает) Почему, как вы думаете? (воду можно подкрасить, чтобы лучше было видно) (Лед легче воды)
- Ребята, на что похожи наши льдинки, плавающие в воде? (На айсберги)
А, что такое айсберг? (Айсберг – это громадная льдина, которая отломилась от ледника и плавает в море или океане. Айсберги имеют разные формы и размеры. Лед легче чем вода, поэтому айсберги не тонут в воде, а свободно плавают).
- Достаньте подарки на тарелочки и назовите, какие свойства льда мы узнали? (Лёд холодный, твёрдый, скользкий, прозрачный, лёд тает в тепле, лед легче воды).
Молодцы!
-Теперь мы знаем все свойства льда. Давайте выберем, какой способ быстрее и безо-паснее разморозить подарки?
(Если дети затрудняются и выбирают один способ, то…
- А кто может нам помочь найти способы… (книга, интернет, гости)
- Первый способ: отпустить льдинки в воду.
- Второй способ: посыпать льдинки солью.
- Третий способ: положить под лампу.
- Четвертый способ: положить на батарею.
- Ребята, а как вы думаете, какой способ быстрее разморозит подарочки? Давайте проверим. Выбирайте сами, какой способ будете использовать. (Дети берут ледяные подарочки и выбирают способ таяния льда). Засекаем время, в каком из предложенных вариантов кусочек льда растворится быстрее. А помогут нам в этом наши помощники, они будут следить за временем.
А мы пока поиграем.
Физкультминутка:
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Плавные движения руками.)
- Ребята, давайте узнаем, каким способом лед растаял быстрее. Спросим об этом у наших помощников. (Выступление помощников)
- Я предлагаю остальные подарки отпустить в теплую воду, чтобы они тоже выбрались из ледяного плена побыстрее.
- Ой, ребята, а это что такое? (Достаю морковку, бусинки, веточки) (Ответы детей)
Почему снеговик растаял? (Потому что он из снега, а снег тоже в тепле тает)
- Как же нам сделать снеговика? (Можно принести снег и слепить нового снеговика, но пока лепим, снег опять растает)
- Что же нам делать? Ребята, я умею делать искусственный снег. Хотите, я вам покажу? Для этого я возьму крахмал, соду и средство для мытья посуды. (Делаю снег)
- Из этого снега я вам предлагаю сделать друзей Снеговику из Лапландии.
Работать мы будем группами. На столах у вас есть помощники – схемы, на которых показана последовательность выполнения работы.
- А теперь за работу (Дети в подгруппах делают снеговиков)
-Ребята, обратите внимание, на столах есть разный подручный материал, который вы можете использовать.
- Получились снеговики? Молодцы. Вы сделали доброе дело.
Сколько снеговиков у нас получилось? (Три)
IV. Заключительная часть
Выходит Снежная Королева
-Здравствуйте, девочки и мальчики! Вижу, вы справились. Молодцы!!!
Рефлексия
Юные ученые посмотрите, у меня на столе лежат капельки: веселые и грустные. Если вы считаете, что вам на занятии сегодня было легко, и вы справились с заданиями, выберите себе веселую капельку. А кто затруднялся в чем-то – выберите грустную капельку.
Мне понравилось с вами работать. Вы были молодцы.
|