Цель:
- способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира
- познакомить детей с особенностями природных условий Арктики, ее обитателями, перечислить их приспособленческие особенности к природной среде
- учить аргументированным ответам на вопросы воспитателя, активизировать и обогатить словарный запас детей
- формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания
- развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы их проверки.
Оборудование: емкость с водой; масло; полотенце; разрезные картинки (пазлы); глобус; магнитики с изображением животных (белого медведя, моржа, тюленя); макет льдины.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать? Мы уже были с вами в стране «Насекомия», а теперь нас снова ждет путешествие. Но прежде, чем мы отправимся в него, посмотрите на наш глобус. Наша Земля – очень большой шар, изображают ее в виде глобуса. На нем есть все, что есть на Земле, только очень маленькое. Скажите, какого цвета на глобусе больше всего? (Синего).
- Как вы думаете, что изображают этим цветом? (Море или океан). Чем темнее цвет, тем глубже море или океан.
- Какие цвета вы еще видите? Зеленый – это равнины. Что такое равнины? Коричневым цветом обозначают горы, чем темнее цвет, тем горы выше.
- Что обозначают белым? Белым – снег, вечная мерзлота, там даже летом снег не тает. Вот сегодня мы с вами и отправляемся на крайнюю точку Земли. Дорога наша дальняя, придется лететь самолетом, так как другим транспортом не доберемся. Ну, что готовы, тогда садитесь в наш виртуальный самолет. (Дети садятся на стульчики).
«Полетели самолеты, А ребята в них пилоты. - У-у-у. Вот так быстро я лечу».
- Ну, вот мы и на месте. Что же это? А это- Северный полюс, покрытый льдом. В этих местах холодно, снег лежит круглый год, моря покрыты толстым льдом. Люди на Северном полюсе постоянно не живут. Они там проводят научно-исследовательскую работу, изучая жизнь животных. Северный полюс- это ледяная пустыня. Северная область Земли – это Арктика. В Арктике часто бушует пурга, и дуют очень холодные ветры, а мороз в Арктике достигает 60 градусов. Очень часто снежные покровы освещаются, это – Полярное сияние.
- Летом в Арктике- Полярный день. Несколько месяцев длится день, но температура всего 0 градусов. Это лето пролетает очень быстро. Зимой в Арктике – полярная ночь. Несколько месяцев длится ночь, и стоит жуткий мороз в 60 градусов. Несмотря на такой мороз, в Арктике есть жизнь. Там есть различные животные, птицы, рыбы.
Воспитатель (к детям). Кого же здесь мы можем увидеть из зверей?
Дети. Белого медведя, моржа, тюленя.
Воспитатель. Но что-то никого не видно. Зато на льдине лежат какие-то конверты с пазлами.
Задание: нужно собрать картинки животных (белый медведь, морж, тюлень). Дети разбиваются на группы, разбирают пазлы, складывают фигуры животных и смотрят, что у кого получилось.
Воспитатель. Белые медведи – отличные пловцы, легко ныряют. хорошо плавают, их можно увидеть далеко от берега. Чем же питаются белые медведи? (Рыбой, тюленями, моржами). Можно сказать, что белые медведи – хищники. Они строят себе берлогу из снега: мать-медведя очень заботливая мать, кормит детенышей молоком и согревает теплом.
Игра «Медведь на льдине» (см. Приложение)
Воспитатель. Кроме белого медведя на Северном полюсе можно встретить тюленей, моржей. У них толстый подкожный слой жира, они хорошо плавают, питаются рыбой, которой много в тех местах. А кто еще любит рыбу? (Птицы). Они на лето слетаются в эти места. Почему? (Здесь они находят пищу- мелкую рыбешку. рачки). В тех местах, где много рыбы, много и птиц. Пока мы наблюдали за птицами, медведь вылез за льдину и встряхнулся.
- Предлагаю вам вопрос: почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылез из воды на такой сильный мороз?
- Чтобы понять ответ, предлагаем опыт: в емкость с водой опустите в воду руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно, она мокрая, то есть – покрыта тоненьким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и смажьте их жиром. Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собирается капельками. И если руку встряхнуть эти капли слетят с руки. На руке воды не будет, поэтому в мороз нечему будет превращаться в лед. Вот и шуба белого медведя вся покрыта слоем жира, который не позволяет животному обледенеть.
- У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.
- А кто еще из животных использует эту хитрость? (Водоплавающие птицы).
- Ну. А теперь мы прощаемся с жителями Северного полюса. Есть ли среди этих животных травоядные? (Нет, так как в ледяной пустыне ничего не растет).
Физкультминутка «Самолет»
ТЕКСТ
Руки в стороны – в полет Оправляем самолет. Левое крыло вперед, Раз, два, три, четыре, Полетел наш самолет.
ДВИЖЕНИЯ
Стойка: ноги врозь, руки в стороны.
Поворот вправо.
Поворот влево.
-Вот мы оказались около магнитной карты, прикрепите магнитики (белого медведя, моржа. тюленя) в места их обитания. Все эти животные приспособились к холодам Арктики. У всех них есть толстый слой жира, густой мех и широкие лапы. Животный мир Арктики привлекал людей еще в давние времена. Человек изучал природу Арктики. Узнавал и узнает погоду. А еще в природу Арктики влюбились рыбаки и охотники. Раньше все люди думали, что всю рыбу невозможно выловить, а всех животных невозможно убить, но теперь стало ясно. Что это не так. Человек натворил непоправимое: многие виды рыб и животных исчезли. Чтобы эти виды рыб и животных совсем не исчезли, надо прекратить охоту на редких животных и птиц, которую занесены в Красную книгу.
Подведение итога
- Где вы были? Что нового узнали? После занятия мы с вами нарисуем рисунки по этой теме, а сейчас занятие закончено.
Пальчиковая гимнастика (загибаем пальчики на обеих руках)
Ветер, снег и лед- Не мечтай о тепле, Кто же там живет, На холодной земле?
Морж, песец и тюлень Любят ветреный край Белый мишка, олень- Для них Север — как рай. (С. А. Васильева)
Приложение
Игра «Медведь на льдине»
Правила игры: один игрок- белый медведь, остальные – рыбы. Белый медведь стоит в кругу на льдине, рыбы под музыку бегают. Когда музыка останавливается, медведь возвращается на льдину, а тех рыб, которых он поймал, забирает с собой. Выигрывает тот, который остался не пойманным.
Животные: белый медведь, тюлень, морж, гренландский кит. Птицы: кайра, гагарка, чайка. Растения: мхи. Лишайники. Полярный мак и водяные водоросли. Рыбы: сайка. В Арктике также есть рачки.
Цепь питания, которая сложилась в Арктике: рачки –рыбы -птицы-тюлени-белые медведи.
Физкультминутка
Топай, мишка, Хлопай, мишка, Приседай со мной, братишка. Руки вверх, вперед и вниз. Улыбайся и садись.
|