Цель: Учить детей понимать эмоционально – образное содержание произведения. Познакомить с шуточной сказкой «Почему у Медведя короткий хвост». Учить детей пересказывать содержание сказки, ориентируясь на опроные картинки. Уточнить представление детей о жанровых особенностях произведения; подводить детей к пониманию значения пословиц, их места и значения в речи. Закреплять умение придумывать связное повествование по содержанию сказки, закреплять умение правильно держать карандаш, правильно штриховать рисунок.
Атрибуты: Игрушка и картинка медведя; книга с изображением сюжета сказки; опорные картинки по сюжету сказки, указка, мольберт или магнитная доска, раскраски и карандаши на каждого ребёнка.
Ход занятия: Воспитатель с детьми встают в группе произвольно.
Скачать конспект
Восп: Сегодня у нас будет беседа о сказках. А как вы думаете, что такое сказка, чем она отличается от рассказа или стихотворения? Как можно сразу отличить сказку? Какие сказки бывают?
Дети: Отвечают, воспитатель дополняет.
Восп: Правильно, сказки чаще всего бывают с животными, с вымышленными героями, с сюжетом которых в жизни не встретишь, в них много вымысла; в сказках добро всегда побеждает зло; сказки начинаются со слов: жили – были; в некотором царстве, в некотором государстве, сказки бывают народные и авторские. Сегодня мы тоже продолжим знакомиться со сказками. Послушайте загадку и вы сразу же догадаетесь, о ком будет сегодня новая сказка.
Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос (медведь).
Дети: Отвечают.
Восп: Правильно эта загадка про медведя, а вот и сам он (показывает игрушку и картинку). Посмотрите на медведя, расскажите какой он.
Дети: Отвечают, составляют небольшой описательный рассказ.
Восп: Обратите внимание, а у медведя есть хвост? Как вы думаете, почему у медведя нет красивого хвоста как у петуха, павлина или лисы?
Дети: Отвечают.
Восп: А ходите, я вам прочитаю русскую народную сказку, которая так и называется: «Почему у Медведя короткий хвост»? Как вы думаете, о ком или о чём будет эта сказка? Давайте присядем так, чтобы вам было удобно слушать (проходят и садятся на стульчики). Воспитатель читает сказку, показывает картинки их книги.
Текст сказки «Почему у Медведя короткий хвост».
Давным – давно, когда ещё многие звери были больше похожи друг на друга, жил – был один Медведь. Хвост у него был длинный – предлинный и пушистый, как у лисы.
Полюбился этому Медведю мёд. Как увидит он дупло, влезет на дерево, разорит пчелиное гнездо и медком балуется. Пчёлы норовят грабителя ужалить, да длинная лохматая шерсть не даёт, а тут Медведь ещё своим пушистым хвостом отмахивается.
Шёл однажды по лесу дровосек. Увидел он, что Медведь пчелиное дупло разоряет, и думает: «Ах ты, косолапый, залезу – кА я на дерево да зарублю грабителя топором!».
Влез дровосек на дерево, взмахнул топором да попал прямо по длинному медвежьему хвосту… и хвоста у Медведя как не бывало.
Заревел Медведь, соскочил с дерева и в лесную чащу убежал. А дровосек поправил пчелиное гнездо, съел немножко мёда, уложил на место соты и домой ушёл.
Удивились пчёлы, что дровосек их мёд не забрал, и пчела – матка послала пчёл догонять дровосека, чтобы узнать, почему он мёд не забрал.
Догнали пчёлы дровосека, а он им и отвечает:
- Коли я съем весь ваш мёд, то зимой вы умрёте с голоду, а я тогда совсем без мёда останусь.
Вернулись пчёлы в дупло и рассказали, что дровосек им ответил. Решили пчёлы попросить у дровосека защиты от злого Медведя.
- Возьми нас, дровосек, к себе, и мы будем всегда собирать много – много мёда: не только для себя, но чтобы и тебе хватило.
Согласился дровосек. Построил он для пчёл большой красивый улей, и стали они туда собирать мёд.
С тех пор пчёлы живут у людей и кормят их вкусным и полезным мёдом. А те из пчёл, что остались жить в лесу, только и отбиваются от куцехвостого Медведя.
Восп: Понравилась вам сказка? Воспитатель задаёт вопросы по сюжету сказки.
- Как вы думаете, почему эта сказка так называется?
- Понравилась ли сказка? Весёлая она или нет?
- Назовите героев сказки?
- Расскажите, какие герои по характеру?
- Вспомните, почему медведь остался без хвоста?
- Почему пчёлы догнали дровосека?
- Что дровосек сделал для пчёл?
- Чему учит эта сказка?
- Какие новые слова вы узнали из этой сказки? (дупло, разорит гнездо, медком балуется, соты, улей, дровосек, куцехвостый медведь)
Дети: Отвечают на вопросы.
Восп: Давайте теперь вы расскажете эту сказку, но чтобы вам было легче, я вам покажу картинки, которые помогут вам при пересказе (воспитатель повторно читает произведение, при этом выставляет поочерёдно картинки).
Дети: 2-3 ребёнка пересказывают сказку, ориентируясь на опорные картинки, воспитатель при этом указкой показывает очерёдность картинок по сюжету.
Восп: А теперь давайте немного отдохнём. Проводится физкультминутка: «Сидели два медведя».
Сидели два медведя
На тоненьком суку. (дети раскачиваются с ноги на ногу.)
Один читал газету, (читают газету.)
Другой мешал муку. (мешают муку.)
Раз ку-ку, два ку-ку —
Оба шлепнулись в муку. (приседают и шлепаются на пол на спину, болтают в воздухе руками и ногами.)
Восп: Мы сегодня узнали новую русскую народную сказку, про медведя. А русский народ придумывал не только сказки, где встречается медведь, но и придумывал поговорки. Послушайте 2 поговорки и подумайте, какой смысл они в себе передают.
- «Хорошо медведя в окно дразнить» (опасно встречаться с медведем);
- «И медведь из запасу лапу сосет» (запасаться всегда надо чем – либо).
Дети: Слушают и высказывают своё мнение.
Восп: Молодцы, правильно вы думаете. А хотите нарисовать медведя? Потом покажете своим родителям его и расскажете дома, с какой сказкой вы сегодня познакомились (дети проходят к столам и разукрашивают картинки с изображением медведя).
Восп: После творческих работ, просит всех детей показать рисунки медведей друг другу. Какие замечательные медведи у вас получились. Что сегодня нового вы узнали? С какой сказкой вы познакомились? Кто придумал эту сказку? О чём она? Какие поговорки вы запомнили про медведя? Сможете ли вы рассказать эту сказку другим людям? Пойдёмте, отнесём ваши работы и положим их в шкафчик, чтобы посмотрели родители их дома (дети отвечают, уносят рисунки, идут одеваться на улицу).
|