Конспект образовательной деятельности «Превращения воды»
Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Интеграция видов деятельности: предметная деятельность;
экспериментирование с материалами и веществами (вода); общение с взрослым; совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
действия с предметами-орудиями (воронка); восприятие смысла стихов.
Вид игры-занятия: интегрированный
Скачать конспект
Формы образовательной деятельности: групповая (индивидуально-коллективная)
Цель: Развитие у детей познавательной активности в процессе экспериментирования с материалами и веществами (водой)
Задачи:
Образовательные:
Формировать знания детей о неживой природе: о воде в быту (льётся);
Формировать умение экспериментировать с веществами (водой), упражняя в переливании воды из бутылки в стакан и обратно в бутылку с помощью воронки;
Формировать умение различать четыре цвета спектра (красный, синий, зеленый, желтый);
Формировать умение выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий.
Развивающие:
Развивать зрительное восприятие;
Развивать умение откликаться на вопросы и предложения взрослого, инициативно высказываться;
Развивать желание слушать короткие худож. произведения;
Развивать интерес к играм-действиям под звучащее слово;
Развивать координированные движения обеих рук и мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к выполнению нескольких игровых действий (с помощью взрослого);
Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу.
Здоровьесберегающие:
Планировать объём материала с учетов возрастных особенностей детей;
Чередовать статические и динамические задания;
Стимулировать формирование элементарных представлений о правилах безопасного поведения в играх с водой;
Способствовать созданию благоприятного психологического климата
Планируемый результат:
Имеет элементарные представления о воде в быту;
Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу;
Различает красный, синий, зеленый, желтый цвета;
Слушает доступные по содержанию стихи, потешки;
Общается в диалоге со взрослым; может поделиться информацией (дети старше 2,5 лет); сопровождает речью игровые действия;
Играет рядом с другими детьми, не мешая.
Предварительная работа: постоянное включение художественного слова в повседневную жизнь детей – проговаривание воспитателем в процессе умывания потешки «Водичка, водичка», отрывка из стих-я Э. Мошковской «Приказ» и др. худ. произведений о воде; показ, как приготавливать руки к мытью, открывать и закрывать водопроводный кран, знакомить с мытьем рук, побуждать к выполнению самостоятельных действий по мытью рук; беседа, уточнение, обыгрывание проблемной ситуации «Девочка чумазая», показывая на примере игры с куклой, что вода хорошо смывает грязь с рук; развивать интерес к играм-действиям под звучащее слово, желание сопровождать речью свои действия в процессе пальчиковой игры «Водичка, водичка»; показ сюжетных картинок.
Приёмы и методы работы:
Словесные: объяснение действия, помощь, напоминание, указание, поощрение, худож. слово;
Наглядные: показ действия; рассматривание предметов ближайшего окружения;
Практические: игра, совместное выполнение действий, самостоятельное выполнение действий, пальчиковая гимнастика
Материалы: стол, ёмкость в виде таза, 5 шт. прозрачных белых пластиковых бутылок (емкостью 0,33л.) наполовину наполненные водой, крышки для каждой бутылки (на дно каждой крышки нанесено немного гуаши 4-х цветов), 10 шт. высоких узких прозрачных пластиковых стаканов, 5 шт. воронок, 5 шт. широких чашек, фартуки на каждого ребенка, поднос, салфетки
Обогащение словаря: вода, льётся, теплая – холодная.
Содержание игрового экспериментирования
1. Вводная часть
Организационный момент
Время: 1,5 мин.
Деятельность педагога
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я принесла в бутылке воду. Поиграем с водой? Хорошо!
Деятельность детей
Дети рассматривают предмет (бутылку с водой), находящийся в руках воспитателя; откликаются на вопрос взрослого
Ожидаемые результаты
Дети активно включаются в общение со взрослым всеми доступными им средствами; отвечают на простые вопросы.
2. Проблемная ситуация, постановка и принятие детьми цели игры-занятия
Время: 1,5 мин.
Деятельность педагога
Воспитатель: Ребята, подойдите к столу и посмотрите, как много на столе интересных предметов. С их помощью я вам покажу, что вода льётся и может стать красной, желтой, синей и зелёной.
А сейчас, я беру в руки бутылку с водой, но воду не видно, потому что она прозрачная. Давайте её сделаем красной, а ещё зелёной, синей и даже жёлтой! А вы мне поможете сделать воду красной, желтой, синей и зелёной. Согласны?
Деятельность детей
Дети подходят к столу с приготовленными материалами, рассматривают. Отвечают на вопрос взрослого.
Ожидаемые результаты
Дети эмоционально откликаются на игру, предложенную взрослым, принимают игровую задачу.
Общаются в диалоге с воспитателем.
3. Основная часть
Экспериментирование с материалами и веществами (вода)
Время: 3 мин.
Деятельность педагога
Игра: «Превращение воды»
Вода прозрачная. У меня есть волшебная крышка. Я закручу крышкой бутылку, потрясу её и произнесу волшебные слова:
«Кручу – верчу, чудо получить хочу»
Посмотрите, ребята, вода стала красной!
Ребята, а теперь вы попробуйте сделать чудо. Кто хочет попробовать? Молодцы!
Воспитатель: Какого цвета стала вода в бутылках?
Посмотрите, у (Вани) вода стала желтая, а у (Маши) синяя.
Деятельность детей
Дети наблюдают за действиями взрослого, слушают объяснение
Дети с помощью взрослого выполняют действия с бутылкой, по возможности, подговаривают «волшебные» слова вместе с воспитателем.
Дети с воспитателем рассматривают получившиеся цвета, в которые окрасилась вода. Называют (повторяют за взрослым) цвет.
Ожидаемые результаты
Выполняют простейшие действия с помощью воспитателя
Дети различают четыре цвета спектра (синий, красный, желтый, зеленый)
Деятельность педагога
Воспитатель: Ребята, вы сегодня умывались?
Молодцы! Покажем, как надо умываться?
Деятельность детей
Ответы детей
Деятельность педагога
Пальчиковая гимнастика «Водичка, водичка»
Воспитатель читает потешку и выполняет движения:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Вот теперь мы все чистые, красивые.
Деятельность детей
Дети повторяют движения за воспитателем:
Волнообразные движения
кистей рук сверху вниз.
Трут ладонями лицо
Показывают глаза
Показывают щеки,
Показывают рот,
Стучат зубами.
Ожидаемые результаты
Умеют выполнять движения по показу воспитателя.
Сопровождают речью игровые действия.
4. «Открытие» детьми новых знаний, способов действий
Время: 5 мин.
Деятельность педагога
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас на столе интересных предметов посуды. Давайте разольем воду в разную посуду (в два высоких стакана и широкую чашку).
Игра: «Наливаем-выливаем»
Возьмите «волшебную» бутылку, открутите крышку (при необходимости воспитатель помогает детям), аккуратно наклоните бутылку над стаканом и налейте в него воду. Посмотрите, вода льётся.
Воспитатель сопровождает речью действия о том, какие действия он проделывает, задает несложные вопросы детям.
Воспитатель: (Ваня), что ты сделал? Перелил воду. А во что ты перелил воду? Вода льётся? Воду можно перелить из бутылки в стакан, чашку.
А теперь, мы с вами перельём воду обратно в бутылки!
Кто хочет перелить?
Горлышко у бутылки узкое, маленькое, что нам поможет аккуратно перелить воду, не проливая её?
Поможет нам воронка. Посмотрите, я вставляю воронку в горлышко бутылки, беру стакан, наклоняю его и переливаю воду в бутылку.
У меня получилось и у вас получится. Начинаем переливать! Воспитатель помогает детям перелить воду из стаканов, чашек обратно в бутылки.
Деятельность детей
Дети берут в руки предметы, рассматривают.
Переливают воду из бутылки в стакан, затем в чашку, подражая действиям взрослого.
Отвечают на вопросы взрослого, откликаются на предложения
Ответы детей
Дети обращаются с просьбой к взрослому, привлекая внимание к своим действиям
Ожидаемые результаты
Формируются обобщенные способы обследования формы предметов – ощупывание, рассматривание и пр.
Дети выполняют простейшие действия (с помощью воспитателя)
В практической деятельности дети активно экспериментируют, наблюдают.
Играют рядом с другими детьми, не мешая; подражают действиям сверстника.
Формируются элементарные представления о свойствах воды.
Расширяется активный словарь детей (воронка).
Действия руки контролируют зрением.
5. Заключительная часть
Систематизация знаний.
Время: 1,5 мин.
Деятельность педагога
Воспитатель: Ребята, с чем мы сегодня играли? Правильно с водой! Вам понравилось играть с водой?
Хорошо! И мне понравилось! Вы молодцы, всё делали правильно, аккуратно! Мы еще с вами будем играть с водой! Вы согласны?
Деятельность детей
Ответы детей.
Ожидаемые результаты
Общаются в диалоге со взрослым, отвечают на простые вопросы.
6. Рефлексия
Время: 2 мин.
Деятельность педагога
Воспитатель предлагает поиграть в малоподвижную игру «Кран, откройся!»
Воспитатель читает стихотворение и выполняет действия вместе с детьми:
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Глаз, купайся!
Грязь, сдавайся!
(Э. Мошковская «Приказ»)
Деятельность детей
Дети выполняют игровые действия по показу взрослого:
«Открывают кран» пальцами руки.
Трут ладонью нос.
«Моют» глаза.
Хлопают в ладоши.
Ожидаемые результаты
Сопровождают речью игровые действия.
Вывод: огромный простор для детского экспериментирования открывают игры с водой, которые увлекательны для малышей, полезны для установления физических закономерностей, овладения представлениями об объёме, форме, изменениях веществ и для познания свойств и возможностей того или иного материала. Малыши с удовольствием переливают воду из одной посудины в другую, проверяют тонут или плавают игрушки, пускают кораблики. Исследовательский интерес детей обязательно нужно поддерживать, внося разнообразие в игры с водой (подкрашивание пищевыми красителями, сделав пену, пускание мыльных пузырей и т. д.); поощрять детей, удивляясь и радуясь вместе с ними их открытиям.
|