Григорьева Наталья Сергеевна. Технология проектов в работе с детьми дошкольного возраста.

Технология проектов в работе с детьми дошкольного возраста.

Проектная деятельности является одним из методов развивающего обучения и самообразования, направлена на выработку исследовательских умений: постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов.

Ряд исследователей — Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова рассматривают проектную деятельность как интеграционный процесс обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапно-практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Педагогическая технология проектов ориентирована на следующие аспекты:

  1. осознавание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать,
  2. приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать,
  3. формирование таких личностных качеств как умение договариваться и работать в команде,
  4. применение и приобретение детьми новых знаний (даже путём самообразования).

Использование метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста имеет следующие особенности:

  1. в проекте принимают участие дети, родители, педагоги,
  2. продолжительность реализации тематического проекта зависит от степени заинтересованности большинства детей в группе, которую определяет воспитатель,
  3. такой способ работы подходит для детей в возрасте от четырёх детей и старше,
  4. наиболее эффективный способ разработки тематических проектов связан с использованием модели «трёх вопросов»:

- Что мы знаем по данной теме?

- Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать?

- Что мы узнали?

Реализация проекта включает в себя этапы: выбор темы, составление плана реализации проекта, реализация проекта, анализ.

  1. Выбор темы. Первый компонент любого рода деятельности – мотивация, т.е. интерес, желание этим заниматься. При создании соответствующей педагогической среды дети сами говорят о том, что они хотят изучить, какая тема им интересна. Темы проектов могут быть самыми различными. Они могут быть предложены детьми или воспитателями. Здесь отмечается важность соблюдения баланса инициатив взрослых и детей. Более успешен будет тот проект, который предложен детьми и основан на их интересах.
  2. Планирование реализации проекта:

- совместное составление детьми и педагогами плана реализации проекта: совместно с детьми ставится цель и планируется изучение данной темы. Используется метод «трёх вопросов». Ответы всех детей записываются и указываются их имена. Ответы детей определяют содержание тематического проекта, причём, записываются все ответы, независимо от того, какими глупыми или нелогичными они могут показаться.

Затем определяются способы сбора информации: поиск и чтение книг, задавание вопросов родителям, задавание вопросов специалистам, проведение экспериментов, проведение экскурсий, воссоздание предмета или события, просмотр видеофильмов или прослушивание аудиозаписей.

Важно обучать детей разным способам составления и фиксации планов их действий.

- Подготовительная работа команды педагогов.

Сначала команда воспитателей фиксирует все идеи детей и свои в схеме «солнышко», подбирает необходимые материалы для оснащения развивающей среды в группе.

3. Реализация проекта.

Воспитатели подключают к реализации проекта родителей детей, специалистов образовательного учреждения. Тематический проект реализуется во время утреннего сбора и в центрах развития. Ребята делают самостоятельный выбор центров активности и тех видов деятельности, которые для них привлекательны. Реализация проекта предполагает получение определённого результата: выставка детских работ или объектов по теме, сценки-миниатюры и т.д.

4. Анализ.

Заканчивается проект обсуждением с детьми того, что нового

они узнали, чему научились, что сделали своими руками. Затем команда воспитателей проводит самоанализ, отвечая на следующие вопросы:

- Какая часть проекта оказалась наиболее удачной?

- Чему научились дети?

- Что не удалось? Почему?

Система работы в рамках технологии проектов даёт детям возможность ещё в детском саду увидеть алгоритм деятельности, обучает их делать адекватный выбор, обосновывать его, планировать деятельность, контролировать и оценивать себя. Педагоги отмечают большие возможности проектной деятельности в социальном развитии детей. Дошкольники учатся работать в парах и группах, учатся договариваться, согласовывать свои действия; у детей развивается желание помочь или обратиться за помощью.

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. -М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
  2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. — М.: Айрис-пресс, 2008.
  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/ Авт. -сост.: Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. — 3-е изд. –М.: АРКТИ, 2011.
  4. Свирская Л.В. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 176 с.
  5. Свирская Л.В. Шпаргалки для воспитателей от Лидии Свирской. – СПб.: Образовательные проекты 2008.
  6. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении, методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2010.
Просмотров: 470
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Падукова Надежда Владимировна. Консультация для воспитателей «Структура и оформление проекта» + памятка для воспитателей «Технологическая карта проекта»
  • Петрова Надежда Васильевна, Прокулатова Ирина Викторовна. Сценарно-режиссерская разработка развлечения «ЦВЕТОЧНЫЙ ПЕРЕПОЛОХ» с детьми старшего дошкольного возраста при реализации летнего проекта
  • Миняйло Эльвира Николаевна. Конспект итогового мероприятия в рамках реализации проекта «Времена года» /осень/ с детьми старшей группы «Осенние краски»
  • Зеленова Елена Павловна. Опыт работы по реализации проекта по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Вторая жизнь упаковки»
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Вырмаскина Оксана Евгениевна. Паспорт проекта совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы «Волшебные фигуры»
  • Мусатова Т.С. Чиркова Т.В. Конспект образовательной деятельности в рамках реализации проекта «Хлеб всему голова» в средней группе
  • Степанова Елена Аркадьевна. Современная технология 'Метод проекта' как способ формирования у дошкольников технологической компетенции
  • Ляхова Татьяна Михайловна. Реализация образовательного проекта «День Победы глазами детей»
  • Подпрятова Ольга Владимировна. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ГРУППОВОГО ПРОЕКТА ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Игнашкина Юлия Андреевна. Отчет по летней работе с детьми в рамках проекта: «Люблю берёзку русскую»!
  • Зайцева Светлана Николаевна. Формирование у детей 6-7 лет интереса к сказкам в процессе реализации проекта «Литературная гостиная по сказкам А.С. Пушкина»
  • Макарьина Валентина Александровна. Реализация тематического проекта: «Чудеса внутри меня» (ЗОЖ, здоровье)
  • Епифанова Светлана Николаевна. Метод проекта в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
  • Куксенко Дарья Павловна. Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Попелышева Светлана Васильевна. Развивающая образовательная среда для детей с ОВЗ в условиях реализации проекта «Консультационный пункт» для сельского детского сада.
  • Рязанова Татьяна Викторовна. Мастер-класс «Применение игровых технологий в реализации педагогического проекта «Зеленый огонек».
  • Бурлакова Елена Евгеньевна. Презентация авторского образовательного проекта по расширению у детей старшего дошкольного возраста знаний о редком животном – Амурском тигре, который живет в родном крае «Тигренок на подсолнухе»
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Евдокимова Екатерина Вячеславовна. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: ИСТОРИИ КАРАПУШЕК: КАК ЖИТЬ В МИРЕ С СОБОЙ И ДРУГИМИ?
  • Задера Ираида Александровна. Статья «Реализация педагогического проекта «Мир познаем через игру»
  • Смирновская Кристина Владимировна Сомко Елена Евгеньевна Рубан Льдмила Аркадьевна. Методический продукт реализации инновационного проекта «OPEN SPACE», как модель позитивной социализации детей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования» Педагогическ
  • Жукова Татьяна Николаевна. «Реализация проекта «Профилактика профессионального эмоционального выгорания педагогов»
  • Валентина Николаевна Хайдукова. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством метода проекта
  • Новикова Наталья Васильевна. Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта 'Моя малая родина-военный городок'
  • Мальцева Людмила Владимировна. «Веселая физкультура» практическое пособие для воспитателей, специалистов для работы с детьми дошкольного возраста
  • О. Б. Баранова, Е. А. Тарасова. Педагогический опыт гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством метода проекта в современных ДОУ
  • Злобина Екатерина Александровна. Реализация проекта «Пойми меня»
  • Стукалова Татьяна Викторовна. Реализация проекта «Загадочный мир космоса»
  • Вильгельм Татьяна Владимировна. Проектная деятельность в подготовительной группе. Презентация проекта «Осень разноцветная!»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь