Злобина Екатерина Александровна. Реализация проекта «Пойми меня»

Реализация проекта «Пойми меня»

В нашем обществе существует немалое количество людей, чьи возможности в реализации независимого образа жизни ограничены. Среди них – дети с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития.

Дети с ТМНР – это дети с особыми потребностями, жизнь которых наполнена большим количеством ограничений. Они затрудняются самостоятельно свободно передвигаться, удовлетворять личные потребности, воспринимать и перерабатывать информацию, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие.

Каждому ребенку, воспитывающемуся в интернате, требуется понимание и общение, для того что бы рассказать о своих потребностях, печалях и радостях. Эти дети не могут использовать устную речь как средство общения, из-за имеющихся ограничений здоровья. Но это не значит, что им нечего сказать. С детьми, имеющими разные формы детского церебрального паралича, другие двигательные нарушения, расстройство аутистического спектра, генетические нарушения, повреждения головного мозга, множественные нарушения, у которых имеются затруднения в общении и нарушения коммуникации, могут общаться при помощи средств альтернативной и дополнительной коммуникации.

 

Скачать конспект

Для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, которые воспитываются в КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух» в возрасте от 4 до 19 лет, имеющих разный уровень развития коммуникативных навыков, мы запланировали внедрение технологии альтернативной коммуникации для формирования у них навыков общения и самостоятельности. Инновационный проект КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух» «Пойми меня» вошел в число победителей конкурса инновационных проектов 2019 г., направленных на формирование коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениям развития с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации Фонда поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации. Формирование у детей с ментальными или иными особенностями развития, навыков общения с окружающими, способностей выражать свои желания, эмоции, передавать (а, следовательно, и воспринимать) информацию можно без преувеличения назвать важнейшим этапом в их социальной адаптации. Это своего рода стартовая ступень, без которой невозможно обучение необходимым бытовым навыкам, невозможно образование по адаптированным программам.

МЫ ГОТОВЫ ПОДЕЛИТЬСЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРОЕКТА

Мониторинг реализации комплекса мероприятий проекта и достижения планируемых результатов.

Специалистами проведена диагностика коммуникативных навыков у детей целевой группы на промежуточном этапе реализации проекта. Проведен сравнительный анализ начальной и промежуточной диагностики. Промежуточная диагностика включала в себя оценку динамики, как основных коммуникативных навыков (формирование ответной реакции на предложенную коммуникацию; формирование умения инициировать общение; формирование активной позиции при взаимодействии и умения поддерживать коммуникацию; формирование положительного фона и адекватных эмоциональных реакций при взаимодействии; формирование навыка восприятия инструкций взрослого; формирование умения использовать простые жесты, мимику и эмоции при общении и для сообщения ребёнком своих нужд и потребностей), так и навыков относящихся непосредственно к альтернативной и дополнительной коммуникации (формирование умения использовать при коммуникации: элементы жестовой речи; простые картинки и фотографии, простые графические системы; навыки глобального чтения; однофункциональные и многофункциональные электронные коммуникаторы). При проведении промежуточной диагностики помимо оценки динамики усвоения навыков альтернативной и дополнительной коммуникации, также происходило наблюдение за ребёнком на занятиях, на индивидуальных встречах с родителями и в свободной деятельности. Родители принимали непосредственное участие при оценке сформированности навыков альтернативной и дополнительной коммуникации. В форме бесед специалисты совместно с родителями выясняли, какие навыки, полученные на занятиях, включаются в повседневную жизнь ребёнка и его семьи. В рамках диагностической процедуры, проводились междисциплинарные совещания специалистов, работающих в проекте.

Проведённая промежуточная оценка возможностей ребёнка, степени ограничений коммуникативных потребностей, позволило сделать корректировку подходящей формы АДК для каждого ребёнка.

В работе с воспитанниками используются визуальное расписание, размещённое на ковролиновом полотне; индивидуальные папки; коммуникаторы; коммуникативные альбомы, а также кнопки.

Визуальное расписание и индивидуальные папки успешно используются на групповых и индивидуальных занятиях с 40 детьми.

Коммуникаторы используются в работе с 20 детьми.

Коммуникативные кнопки ( «ещё, «да», «нет») осваиваются 30 детьми.

120 детей целевой группы активно используют коммуникативные альбомы.

Разработка индивидуально ориентированных программ по формированию коммуникативных навыков и развитию общения на каждого ребенка целевой группы, в том числе с учетом содержания специальных индивидуальных программ развития (СИПР)

Специалистами интерната «Подсолнух» ведётся системная работа по формированию коммуникативных компетенций у детей с ТМНР и развитию общения с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации с учетом разработанной индивидуально ориентированной программой. Используемые методы и технологии позволяют детям активно включаться в повседневную жизнь и межличностное взаимодействие.

Проведённая промежуточная оценка возможностей ребёнка, степени ограничений коммуникативных потребностей, позволила сделать корректировку подходящей формы АДК для каждого ребёнка.

Специалисты, реализующие индивидуально ориентированные программы, учитывают следующие принципы внедрения АДК:

  • Принцип «От более реального к более абстрактному». Специалисты в подборе средств дополнительной коммуникации ориентируются на реальный уровень развития ребенка, а не на его биологический возраст. При обучении использованию графической системы символов ребёнку сначала предъявляют фотографии реального объекта. Специалисты используют следующую схему графических стимулов: фотографии -> картинки с изображением реальных предметов -> картинки –символы -> пиктограммы -> схемы.
  • Принцип «Избыточности информации». Предполагает одновременное использование нескольких коммуникативных средств (например: жест, слово, пиктограмма), ориентацию на индивидуальность, возможность выбора способа коммуникации самим ребенком. Использование как можно большего количества дополнительных знаков и символов помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, способствуя таким образом развитию понимания и вербальной (звуковой) речи.
  • Принцип мотивации. Выбор коммуникативного средства зависит от коммуникативных возможностей ребенка и круга его интересов. Основная идея данного принципа заключается в определении шкалы интересов каждого ребенка и умении взрослого включить его в процесс общения.

При подборе средств дополнительной коммуникации специалисты интерната учитывают сильные стороны ребёнка и особенности его развития.

Разработка конспектов групповых и индивидуальных занятий для специалистов, реализующих ИОП

Специалистами была использована групповая и индивидуальная форма работы с детьми. Использовали такие методы работы, как проблемные ситуации, игровые задания, психотехнические упражнения и др. Специалисты интерната определили оптимальную структуру занятия с детьми, которая включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, рефлексия прошлого занятия, основное содержание занятия, рефлексия прошедшего занятия, ритуал прощания. Тем самым выстроилась система взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике и направленных на формирование у детей коммуникативных умений и инициативы.

В конспектах подробно описаны способы формирования у детей с ТМНР навыков жестовой (в доступных формах) и тотальной (комбинация жестов, телодвижений, мимики и речи) коммуникации, способы формирования навыков предметной и картинной – символьной коммуникации с использованием визуально-графических средств (фотографий, картинок и символов, и предметов), способы формирования навыков коммуникации с использованием специальных устройств – коммуникаторов, компьютерного и другого оборудования. В конспектах специалисты прописывают инструкции по использованию специализированного оборудования и методических средств (коммуникативная книга; говорящий фотоальбом; портативный коммутатор на запястье; коммуникаторы различных моделей; тренажер для развития речевого дыхания; визуальное расписание), индивидуально для каждого ребенка целевой группы.

Реализация индивидуально ориентированных программ по формированию коммуникативных навыков у детей целевой группы.

Вся работа с ребёнком направлена на формирование коммуникативных навыков, необходимых для овладения методами альтернативной и дополнительной коммуникации; повышение функциональности и познавательной компетентности детей, повышение коммуникативных способностей и формирование навыков социального взаимодействия.

Принимая во внимание низкий уровень коммуникативного развития, специалисты определили основные направления работы по формированию коммуникативных навыков с детьми:

  1. Обогащение эмоционального опыта воспитанников.
  2. Включение детей в общение, побуждать воспитанников смотреть в лицо говорящего, реагировать на обращение.
  3. Формирование элементарных навыков общения.
  4. Формирование умений пользоваться речью, как средством коммуникации.
  5. Расширение знаний о себе, о других людях, окружающем социуме.
  6. Формирование элементарных социальных умений (приветствие, прощание, благодарность).

Создание индивидуальных коммуникативных альбомов для каждого ребенка с ТМНР целевой группы (используемые в повседневной жизни ребенка для осуществления коммуникации с окружающими).

Для каждого из 120 детей целевой группы созданы коммуникативные альбомы. Дети учатся их активно использовать в повседневной жизни. При создании коммуникативных альбомов, специалисты интерната учитывали способность ребенка распознавать картинку: будет это изображение в виде фотографии, картинки-символа или вообще в виде наклеенного/ заламинированного реального предмета (идентичного, подобного или ситуативно-связанного). Мы используем коммуникативные альбомы с разной тематикой, содержащие ламинированные карточки на липучках – для детей с более сохранным интеллектом, но лишенных речи. В более тяжелых случаях поражения ЦНС или на начальных этапах обучения используем альбомы с фотографиями ближайшего окружения ребенка (люди, предметы, помещения). Ребенок, используя коммуникативный альбом, всегда может показать, с кем хочет пообщаться, что хочет из еды, куда хочет пойти…

По мере возрастания коммуникативных инициатив ребёнка и расширения его словарного запаса, специалисты изготавливают дополнительные карточки.

При реализации мероприятий за отчетный период специалисты предприняли все соответствующие меры по обеспечению безопасности детей, участвующих в мероприятиях, проводили мероприятия по охране их жизни и здоровья (использовались физминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз, дыхательные гимнастики, мимические разминки, точечный массаж и пр.). В КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух» обеспечена в установленном порядке противопожарная безопасность, охрана помещений, где проводились мероприятия с детьми.

Анализируя полученные за отчетный период результаты реализации настоящего Проекта, необходимо отметить следующее:

  1. Мероприятия Проекта реализуются успешно, в соответствии с календарным планом проекта, с соблюдением количественных и качественных показателей.
  2. Повысилась психолого-педагогическая компетентность родителей в области альтернативной и дополнительной коммуникации.
  3. Осуществляется взаимодействие с организациями – соисполнителями Проекта с целью распространения эффективных практик внедрения технологии альтернативной и дополнительной коммуникации.

В целом, реализация проекта «Пойми меня» прошодит успешно. В ходе реализации Проекта выполнены в полном объеме все мероприятия, запланированные календарным планом. Положительные результаты выполненных мероприятий являются основным базисом для дальнейшей реализации социально значимого проекта на последующих этапах, а именно апробировать технологию альтернативной коммуникации и внедрить ее в работу с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития через:

  • создание инструктивно-методических материалов для специалистов по вопросам применения средств альтернативной и дополнительной коммуникации,
  • проведение итоговой диагностики коммуникативных навыков у детей целевой группы,

проведение семинара по оценке эффективности проектной деятельности, распространению ее результатов, определению перспектив дальнейшей работы по развитию коммуникативных навыков детей с ТМНР с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации.

Просмотров: 546
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Чепикова Виктория Николаевна. Родительский клуб по теме: «Формирование социально-коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста посредством клубной работы».
  • Евдокимова Мария Викторовна. Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  • Каримова Анна Викторовна. Тема: «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
  • Крымская Раиса Нурдановна. Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста посредством мелкой моторики
  • Нелюбина Олеся Александровна. «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей с ОНР и их успешной социализации»
  • Сидалинова Гульнара Рафаиловна. «Формирование коммуникативных навыков дошкольников через игры речевого содержания в рамках проявления детской инициативы»
  • Батищева Елена Ярославовна. Проект «Развитие коммуникативных навыков, мышления, творческих способностей у детей 4-7 лет «Мастерская общения»
  • Ботвиньева Татьяна. Формирование вербальных коммуникативных навыков дошкольников с ТНР
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Привалова Галина Федоровна Немкина Ирина Борисовна. Ролевая игра как условие развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
  • Вахитова Наталья Александровна. Конспект игротренинга по развитию коммуникативных навыков с использованием игр и упражнений ТРИЗ технологии у детей 4-5 лет Тема: «Путешествие»
  • Пашедко Мария Рафиковна. Игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
  • Вахитова Наталья Александровна. Конспект игротренинга по развитию коммуникативных навыков с использованием игр и упражнений ТРИЗ технологии у детей 4-5 лет Тема: «Чебурашка и крокодил Гена»
  • Забеленкова Т.В, Кувшинова Т.В.. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАС
  • Бражникова Линара Барыевна. Актуальность использования театрализованных игр как средств развития коммуникативных умений у детей.
  • Акишева Асия Санатбековна. «Песочная терапия как средство развития социально – коммуникативных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
  • Демидова Нина Николаевна. Использование театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков детей с нарушением речи
  • Смирнова Светлана Борисовна. Игровые подходы в развитии коммуникативных навыков общения старших дошкольников
  • Куприкова Марина Владимировна. Развитие коммуникативных навыков ребенка посредством театрализованной деятельности
  • Боева Александра Юрьевна. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Осьминушкина Зоя Ивановна. Применение музыкальных групповых игр в работе педагога-психолога: развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
  • Омётова Олеся Васильевна. ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ (практикум для педагогов и детей старшего дошкольного возраста).
  • Курманова Злата Вячеславовна. Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
  • Дрожжина Екатерина Алексеевна. Развитие коммуникативных навыков у старших детей дошкольного возраста
  • Суббота Ирина Юрьевна. Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
  • Михеева Екатерина Александровна. «Использование социо — игровой технологии в формировании социально — коммуникативных навыков дошкольников»
  • Кобылкина Татьяна Владимировна. Презентация на тему «Роль квест – технологии в развитии музыкально – творческих способностей и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
  • Мальцева Виктория Викторовна. «Формирование умений и навыков поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»
  • Мартыненкова Инна Васильевна. Влияние и значимость сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений и социальных навыков старших дошкольников



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь