В нашем обществе существует немалое количество людей, чьи возможности в реализации независимого образа жизни ограничены. Среди них – дети с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития.
Дети с ТМНР – это дети с особыми потребностями, жизнь которых наполнена большим количеством ограничений. Они затрудняются самостоятельно свободно передвигаться, удовлетворять личные потребности, воспринимать и перерабатывать информацию, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие.
Каждому ребенку, воспитывающемуся в интернате, требуется понимание и общение, для того что бы рассказать о своих потребностях, печалях и радостях. Эти дети не могут использовать устную речь как средство общения, из-за имеющихся ограничений здоровья. Но это не значит, что им нечего сказать. С детьми, имеющими разные формы детского церебрального паралича, другие двигательные нарушения, расстройство аутистического спектра, генетические нарушения, повреждения головного мозга, множественные нарушения, у которых имеются затруднения в общении и нарушения коммуникации, могут общаться при помощи средств альтернативной и дополнительной коммуникации.
Скачать конспект
Для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, которые воспитываются в КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух» в возрасте от 4 до 19 лет, имеющих разный уровень развития коммуникативных навыков, мы запланировали внедрение технологии альтернативной коммуникации для формирования у них навыков общения и самостоятельности. Инновационный проект КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух» «Пойми меня» вошел в число победителей конкурса инновационных проектов 2019 г., направленных на формирование коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениям развития с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации Фонда поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации. Формирование у детей с ментальными или иными особенностями развития, навыков общения с окружающими, способностей выражать свои желания, эмоции, передавать (а, следовательно, и воспринимать) информацию можно без преувеличения назвать важнейшим этапом в их социальной адаптации. Это своего рода стартовая ступень, без которой невозможно обучение необходимым бытовым навыкам, невозможно образование по адаптированным программам.
МЫ ГОТОВЫ ПОДЕЛИТЬСЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРОЕКТА
Мониторинг реализации комплекса мероприятий проекта и достижения планируемых результатов.
Специалистами проведена диагностика коммуникативных навыков у детей целевой группы на промежуточном этапе реализации проекта. Проведен сравнительный анализ начальной и промежуточной диагностики. Промежуточная диагностика включала в себя оценку динамики, как основных коммуникативных навыков (формирование ответной реакции на предложенную коммуникацию; формирование умения инициировать общение; формирование активной позиции при взаимодействии и умения поддерживать коммуникацию; формирование положительного фона и адекватных эмоциональных реакций при взаимодействии; формирование навыка восприятия инструкций взрослого; формирование умения использовать простые жесты, мимику и эмоции при общении и для сообщения ребёнком своих нужд и потребностей), так и навыков относящихся непосредственно к альтернативной и дополнительной коммуникации (формирование умения использовать при коммуникации: элементы жестовой речи; простые картинки и фотографии, простые графические системы; навыки глобального чтения; однофункциональные и многофункциональные электронные коммуникаторы). При проведении промежуточной диагностики помимо оценки динамики усвоения навыков альтернативной и дополнительной коммуникации, также происходило наблюдение за ребёнком на занятиях, на индивидуальных встречах с родителями и в свободной деятельности. Родители принимали непосредственное участие при оценке сформированности навыков альтернативной и дополнительной коммуникации. В форме бесед специалисты совместно с родителями выясняли, какие навыки, полученные на занятиях, включаются в повседневную жизнь ребёнка и его семьи. В рамках диагностической процедуры, проводились междисциплинарные совещания специалистов, работающих в проекте.
Проведённая промежуточная оценка возможностей ребёнка, степени ограничений коммуникативных потребностей, позволило сделать корректировку подходящей формы АДК для каждого ребёнка.
В работе с воспитанниками используются визуальное расписание, размещённое на ковролиновом полотне; индивидуальные папки; коммуникаторы; коммуникативные альбомы, а также кнопки.
Визуальное расписание и индивидуальные папки успешно используются на групповых и индивидуальных занятиях с 40 детьми.
Коммуникаторы используются в работе с 20 детьми.
Коммуникативные кнопки ( «ещё, «да», «нет») осваиваются 30 детьми.
120 детей целевой группы активно используют коммуникативные альбомы.
Разработка индивидуально ориентированных программ по формированию коммуникативных навыков и развитию общения на каждого ребенка целевой группы, в том числе с учетом содержания специальных индивидуальных программ развития (СИПР)
Специалистами интерната «Подсолнух» ведётся системная работа по формированию коммуникативных компетенций у детей с ТМНР и развитию общения с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации с учетом разработанной индивидуально ориентированной программой. Используемые методы и технологии позволяют детям активно включаться в повседневную жизнь и межличностное взаимодействие.
Проведённая промежуточная оценка возможностей ребёнка, степени ограничений коммуникативных потребностей, позволила сделать корректировку подходящей формы АДК для каждого ребёнка.
Специалисты, реализующие индивидуально ориентированные программы, учитывают следующие принципы внедрения АДК:
- Принцип «От более реального к более абстрактному». Специалисты в подборе средств дополнительной коммуникации ориентируются на реальный уровень развития ребенка, а не на его биологический возраст. При обучении использованию графической системы символов ребёнку сначала предъявляют фотографии реального объекта. Специалисты используют следующую схему графических стимулов: фотографии -> картинки с изображением реальных предметов -> картинки –символы -> пиктограммы -> схемы.
- Принцип «Избыточности информации». Предполагает одновременное использование нескольких коммуникативных средств (например: жест, слово, пиктограмма), ориентацию на индивидуальность, возможность выбора способа коммуникации самим ребенком. Использование как можно большего количества дополнительных знаков и символов помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, способствуя таким образом развитию понимания и вербальной (звуковой) речи.
- Принцип мотивации. Выбор коммуникативного средства зависит от коммуникативных возможностей ребенка и круга его интересов. Основная идея данного принципа заключается в определении шкалы интересов каждого ребенка и умении взрослого включить его в процесс общения.
При подборе средств дополнительной коммуникации специалисты интерната учитывают сильные стороны ребёнка и особенности его развития.
Разработка конспектов групповых и индивидуальных занятий для специалистов, реализующих ИОП
Специалистами была использована групповая и индивидуальная форма работы с детьми. Использовали такие методы работы, как проблемные ситуации, игровые задания, психотехнические упражнения и др. Специалисты интерната определили оптимальную структуру занятия с детьми, которая включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, рефлексия прошлого занятия, основное содержание занятия, рефлексия прошедшего занятия, ритуал прощания. Тем самым выстроилась система взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике и направленных на формирование у детей коммуникативных умений и инициативы.
В конспектах подробно описаны способы формирования у детей с ТМНР навыков жестовой (в доступных формах) и тотальной (комбинация жестов, телодвижений, мимики и речи) коммуникации, способы формирования навыков предметной и картинной – символьной коммуникации с использованием визуально-графических средств (фотографий, картинок и символов, и предметов), способы формирования навыков коммуникации с использованием специальных устройств – коммуникаторов, компьютерного и другого оборудования. В конспектах специалисты прописывают инструкции по использованию специализированного оборудования и методических средств (коммуникативная книга; говорящий фотоальбом; портативный коммутатор на запястье; коммуникаторы различных моделей; тренажер для развития речевого дыхания; визуальное расписание), индивидуально для каждого ребенка целевой группы.
Реализация индивидуально ориентированных программ по формированию коммуникативных навыков у детей целевой группы.
Вся работа с ребёнком направлена на формирование коммуникативных навыков, необходимых для овладения методами альтернативной и дополнительной коммуникации; повышение функциональности и познавательной компетентности детей, повышение коммуникативных способностей и формирование навыков социального взаимодействия.
Принимая во внимание низкий уровень коммуникативного развития, специалисты определили основные направления работы по формированию коммуникативных навыков с детьми:
- Обогащение эмоционального опыта воспитанников.
- Включение детей в общение, побуждать воспитанников смотреть в лицо говорящего, реагировать на обращение.
- Формирование элементарных навыков общения.
- Формирование умений пользоваться речью, как средством коммуникации.
- Расширение знаний о себе, о других людях, окружающем социуме.
- Формирование элементарных социальных умений (приветствие, прощание, благодарность).
Создание индивидуальных коммуникативных альбомов для каждого ребенка с ТМНР целевой группы (используемые в повседневной жизни ребенка для осуществления коммуникации с окружающими).
Для каждого из 120 детей целевой группы созданы коммуникативные альбомы. Дети учатся их активно использовать в повседневной жизни. При создании коммуникативных альбомов, специалисты интерната учитывали способность ребенка распознавать картинку: будет это изображение в виде фотографии, картинки-символа или вообще в виде наклеенного/ заламинированного реального предмета (идентичного, подобного или ситуативно-связанного). Мы используем коммуникативные альбомы с разной тематикой, содержащие ламинированные карточки на липучках – для детей с более сохранным интеллектом, но лишенных речи. В более тяжелых случаях поражения ЦНС или на начальных этапах обучения используем альбомы с фотографиями ближайшего окружения ребенка (люди, предметы, помещения). Ребенок, используя коммуникативный альбом, всегда может показать, с кем хочет пообщаться, что хочет из еды, куда хочет пойти…
По мере возрастания коммуникативных инициатив ребёнка и расширения его словарного запаса, специалисты изготавливают дополнительные карточки.
При реализации мероприятий за отчетный период специалисты предприняли все соответствующие меры по обеспечению безопасности детей, участвующих в мероприятиях, проводили мероприятия по охране их жизни и здоровья (использовались физминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз, дыхательные гимнастики, мимические разминки, точечный массаж и пр.). В КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух» обеспечена в установленном порядке противопожарная безопасность, охрана помещений, где проводились мероприятия с детьми.
Анализируя полученные за отчетный период результаты реализации настоящего Проекта, необходимо отметить следующее:
- Мероприятия Проекта реализуются успешно, в соответствии с календарным планом проекта, с соблюдением количественных и качественных показателей.
- Повысилась психолого-педагогическая компетентность родителей в области альтернативной и дополнительной коммуникации.
- Осуществляется взаимодействие с организациями – соисполнителями Проекта с целью распространения эффективных практик внедрения технологии альтернативной и дополнительной коммуникации.
В целом, реализация проекта «Пойми меня» прошодит успешно. В ходе реализации Проекта выполнены в полном объеме все мероприятия, запланированные календарным планом. Положительные результаты выполненных мероприятий являются основным базисом для дальнейшей реализации социально значимого проекта на последующих этапах, а именно апробировать технологию альтернативной коммуникации и внедрить ее в работу с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития через:
- создание инструктивно-методических материалов для специалистов по вопросам применения средств альтернативной и дополнительной коммуникации,
- проведение итоговой диагностики коммуникативных навыков у детей целевой группы,
проведение семинара по оценке эффективности проектной деятельности, распространению ее результатов, определению перспектив дальнейшей работы по развитию коммуникативных навыков детей с ТМНР с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации.
|