Боева Александра Юрьевна. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Вербальная коммуникация является формой языкового общения, выражающаяся в последовательные передачи естественной звуковой информации – мыслей, чувств, эмоций. Она формируется под влиянием речи взрослых, зависит от грамотного речевого окружения, правильного воспитания, обучения и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики. Владение вербальной коммуникацией связано с сформированностью мотивационно-содержательного компонента, речевого базиса, а также моделей построения разных форм общения (деловое, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное).

Несформированность таких процессов может в будущем негативно сказаться на школьном обучении ребенка. Недостаточный уровень владения связной речью влияет на его письменную речь, точность и качество выполнения заданий, аргументированность развернутых ответов, общий уровень овладения школьной программой.

 

Скачать конспект

К категории детей, у которых наблюдаются коммуникативные трудности, можно отнести детей с общим недоразвитием речи (ОНР). По тому, как у ребенка развита связная речь, можно судить об уровне речевого развития. Дошкольники с ОНР в большей степени нуждаются в формировании коммуникативной компетенции, так как это нарушение характеризуется незрелостью речевой функции, нарушением оформления связного речевого высказывания в процессе общения. В рамках научных исследований доказано, что дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают большие сложности при программировании высказывания, синтезировании отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала (В. П. Глухов, В.К. Воробьева, О.Е. Грибова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).

В связи со сложностью овладения связной речи у детей с ОНР появляются психологические «зажимы» — смущение, скованность, страх, напряжение, отсутствие инициативных высказываний, которые препятствуют обучению и формированию правильной коммуникативной компетенции.

В системе коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР большое значение и целесообразность имеет использование сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста и через яркое эмоциональное взаимодействие, возможность свободы выбора у ребенка развиваются вербальные и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимику). Инициатива игры помогает ребенку раскрыть в себе такие качества как «открытость» к общению, самостоятельность, активность.

Исходя из этого, нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было исследование вербальной коммуникации детей с нормой речевого развития и детей с общим недоразвитием речи III уровня.

В ходе констатирующего эксперимента принимали участие 20 детей. Сравнительную группу (СГ) составили 10 детей старшей группы с нормой речевого развития. Экспериментальную группу (ЭГ) составили 10 детей старшей группы с общим недоразвитием речи.

В целях комплексного исследования вербальной коммуникации детей используется серия заданий, которая включает выявление сформированности умения отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить диалог (по картинке), вступать во взаимодействие с другими детьми, исследования коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности.

В результате констатирующего эксперимента мы получили следующие данные:

Речь детей с нормой речевого развития соответствовала онтогенетическим особенностям детей 5 лет. Связная речь отвечала основным критериям связного высказывания: последовательность, связность, логичность. Дети легко вступали в контакт, в беседе быстро реагировали на реплики, пользовались различными их видами, в том числе и побуждающими партнера к речевому действию, владели речевым этикетом, могли самостоятельно запрашивать информацию.

В результате чего были установлены следующие цифры: высокий уровень выявлен (70%), средний – (30%), низкий – (0%).

Дети экспериментальной группы справились с заданиями со следующими результатами: средний уровень – (50%), низкий уровень выявлен у (50%), а высокий уровень не выявлен (0%) (табл. 1).

Незнание речевых оборотов у детей с ЭГ затрудняло попытки вступать в контакт как с педагогом, так и с детьми, они пассивно включались в диалог, проявляли слабую речевую активность. Беседа протекала медленно, много длительных пауз. Дети не способны были самостоятельно формулировать вопросы. У них имелся ограниченный объем фраз речевого этикета.

Таблица 1.

Уровни развития вербальной коммуникации у дошкольников на констатирующем этапе эксперимента

Группы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Сравнительная группа (СГ)

0%

30%

70%

Экспериментальная группа (ЭГ)

50%

50%

0%

Основываясь на анализе данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента и возрастные особенности, нами был составленплан коррекционной работы с детьми с ОНР III уровня старшей группы с использованием элементов сюжетно-ролевой игры.

Занятия по развитию вербальной коммуникации проводились несколько раз в месяц на протяжении восьми месяцев. Формирующий этап был нами разделен на два основных периода. Первый заключался в работе над речевым базисом – лексикой, грамматикой, обучению этикету, различным побудительным репликам и репликам-реакциям.

Осуществление второго периода проводилось с использованием разных видов сюжетно-ролевых игр, приуроченных к лексическим темам недели в образовательном учреждении. Нами были использованы и «проиграны» бытовые сюжеты (семья, праздники), игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, больница, парикмахерская, почта), разработанные нами игры на темы русских народных сказок («Теремок», «Репка», «Колобок»), а также режиссёрские игры, в которых ребенок выступает не только как «актер», но и как «писатель».

В завершении обучающего процесса нами было проведено контрольное исследование детей экспериментальной группы, методика которого совпадала с методикой констатирующего этапа. Результаты контрольного эксперимента показали, что были достигнуты положительные результаты в формировании вербальной коммуникациидошкольников с общим недоразвитием речи: улучшились показатели всех компонентов речи, повысилась речевая активность детей (табл. 2).

Таблица 2.

Уровни развития вербальной коммуникации у детей с ОНР на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Этап эксперимента

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Констатирующий

50%

50%

0%

Контрольный

20%

70%

10%

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности использования сюжетно-ролевых игр в развитии вербальной коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи.

Просмотров: 743
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Полухина Ю.Д., Жебина Ю.С.. Конспект интегрированного занятия для детей с общим недоразвитием речи (старший, средний дошкольный возраст): «Новоселье куклы Кати», по лексическим темам: «Посуда», «Мебель».
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Завадская Светлана Николаевна. Конспект открытого занятия на развитие связной речи для детей с ОНР (ІІІ уровень) (старшая группа) Тема: «Животные на ферме»
  • Земцова Татьяна Николаевна. Особенности развития глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи
  • Белас Ксения. Развивающие игры математического содержания как средство развития представлений об алгоритмах у дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Татьяна Владимировна Данцева. Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи
  • Логунова Наталья Павловна. Педагогические возможности дидактической игры в речевом развитии детей с общим недоразвитием речи.
  • Кожевникова Марина Юрьевна. Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Теоретические аспекты исследования зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Никишова Елена Ивановна. Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей с общим недоразвитием речи.
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Вакуленко Екатерина Александровна. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
  • Мунасипова Лилия Фаниловна. Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
  • Тер-Григорян Юлия Николаевна. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ»
  • Никонорова Наталья Валерьевна. Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Люшакова Александра Михайловна. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Бояринцева А. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ
  • Борисова Наталия Ивановна. Игровые приемы в системе обучения аппликации детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Велиева Ирина Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Кухарева Ольга Анатольевна. Приобщение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к чтению с использованием приемов мнемотехники (из опыта работы учителя-логопеда)
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь