Велиева Ирина Сергеевна Воспитатель МБДОУ №77 «Родничок» г. Калуги, магистрантка Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, г. Калуги
Одним из наиболее сложных и распространенных дефектов речевой патологии является общее недоразвитие речи (ОНР). Дети с ОНР имеют особенные образовательные потребности и остро нуждаются в комплексной квалифицированной логопедической и психологической помощи [3, 3].
Под общим недоразвитием речи (ОНР) следует рассматривать сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Общее недоразвитие речи представляет собой сборную группу различных клинических форм речевой патологии, объединенных общими признаками. Наблюдается ОНР при наиболее сложных формах речевой патологии, таких как алалия, дизартрия, ринолалия, в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность лексико-грамматической стороны речи и несовершенство фонетико-фонематического развития [2, 5].
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для становления полноценной личности ребенка. Анализ развития речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи подтверждает о существенных отклонениях от возрастных нормативов, ограниченности словарного запаса, своеобразии его использования, неправильного звукопроизношения, неточности употребления слов.
Левина Р.Е. выделила три уровня речевого развития при ОНР, которые отражают типичное состояние компонентов языка у этих детей. Первые два характеризуют совершенное недоразвитие речи, а на третьем, у детей остаются только некоторые пробелы в развитии звукопроизношения, словарного запаса и лексико-грамматического строя [4, 31].
Дети практически не пользуются вербальными средствами общения.
Словарный запас ребенка состоит из лепетных слов. Лепетные слова или включают отрывки слова (петух — «угу», киска — «тита», каша — «ка»), или звукосочетания, не похожие на правильное слово (карандаш — «ки»). Имеется незначительное количество слов-корней, неправильных по звучанию ( «ушать» —кушать, «акыть» — закрыть).
Употребляемые детьми слова являются аморфными по значению, не имеют точного соответствия с предметами и действиями. Например, в речи одного ребенка слово «рука» означает и лапы какого-либо животного, и рука человека, и колеса машины. Вместо названий действий дети нередко используют названия предметов (закрывать — «древ», играть в машину — «машина») и наоборот (кровать— «спать», самолет — «летай»).
Звукопроизношение детей смазанное, артикуляция неотчетливая, многие звуки произносятся неправильно
Фразовая речь отсутствует, возможны лишь элементарные сочетания имеющихся звуковых комплексов и подражаний. Дети употребляют однословные слова-предложения [4, 34].
У детей отмечается ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова. Дети употребляют односложные звуковые комплексы (карандаш — «ка», кукла — «ку») или повторяющиеся слоги ( «бах-бах», «ту-ту»). Звуковой анализ слова невозможен для детей с первым уровнем ОНР.
На втором этапе дети используют более развернутую речь. Дети могут относительно развернуто рассказать о себе, своей семье. Но все же недоразвитие речи выражено еще очень сильно.
В словарном запасе у детей имеется довольно большое количество слов (существительных, глаголов, личных местоимений), порой появляются предлоги и союзы. Но используемые детьми слова неточные по значению и звуковому оформлению.
Иногда для того, чтобы пояснить значение какого-либо слова дети используют жесты. Так, например, вместо слова «варежка» ребенок использует слово «рука» и воспроизводит жест надевания варежки [4, 48].
В процессе общения дети используют фразовую речь, нераспространенные, а иногда даже распространенные предложения. Но связь между словами предложения еще лексико-грамматически неправильно оформлена. В предложения дети используют существительные в именительном падеже, а глаголы — в неопределенной форме или в форме третьего лица единственного или множественного числа. Также отсутствует согласование существительного и глагола.
Существительные в косвенных падежах заменяются начальной формой, либо неправильной формой существительного ( «играет с мячику», «пошли на горке»).
Дети неправильно ставят согласование глагола и существительного в числе ( «кончилась уроки», «девочка едят»), в роде ( «мама купил», «папа пошла в»). Прилагательные используются детьми очень редко и не согласуются с существительными в роде и числе ( «зеленый яблоко», «вкусный каша»). Формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют, заменяются или искажаются.
Дети редко употребляют предлоги и чаще всего употребляют их неправильно.
Таким образом, правильное словоизменение касается лишь некоторых форм существительных и глаголов, прежде всего, часто употребляющихся в речи детей.
В звукопроизношение также отмечаются существенные нарушения.
У детей многие звуки отсутствуют, заменяются или произносятся искаженно. Отмечаются резкие расхождения между изолированным произношением звуков и их употреблением в речи.
Также нарушена звукослоговая структура слова.
Звуковая структура многих слов является очень неустойчивой, диффузной.
Фонематическое развитие речи существенно отходит от нормы. У детей нет даже простых форм фонематического анализа.
На третьем уровне активный словарь детей становится более расширенный, отсутствуют грубые отклонения в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.
Дети широко и активно пользуются словесными средствами общения.
В речи у таких детей наблюдаются замены слов, близких по значению, отдельные аграмматичные фразы, искажения звукослоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков [4, 50].
Активный, и особенно пассивный, словарь детей существенно пополняется за счет существительных и глаголов. Вместе с тем в процессе речевого общения часто имеет место неправильный отбор слов, следствием чего являются вербальные парафазии.
Дети с третьем уровнем ОНР используют в речи в основном простые предложения.
Характерным признаком этого уровня являются и нарушения словоизменения.
На этом уровне речевого развития наблюдаются и нарушения словообразования. Эти нарушения проявляются в трудностях дифференциации родственных слов, в непонимании значения словообразующих морфем, в невозможности выполнения заданий на словообразование.
Звукопроизношение у детей, находящихся на этом уровне речевого развития, существенно лучше по сравнению с первым и вторым уровнем. Не наблюдается смазанность, диффузность произношения артикуляторно простых звуков. Остаются лишь нарушения произношения некоторых артикуляторно сложных звуков. Слоговая структура слова произносится правильно, но еще остаются искажения звуковой структуры многосложных слов со стечением согласных (колбаса — «кобалса», сковорода— «соквоешка»). Искажения звукослоговой структуры слова проявляются в основном при воспроизведении малознакомых слов.
Также отстает фонематическое развитие, что проявляется в трудностях усвоением чтением и письмом.
Также анализ специальной литературы показывает, что у детей с ОНР наблюдаются те или иные отклонения в развитии психических процессов. Но под влиянием логопедической и психологической коррекционной работы происходит их сглаживание и компенсация.
Клинические проявления данных расстройств существенно затрудняют обучение и воспитание ребенка и требуют возможно более ранней диагностики и своевременной медикаментозной терапии [1, 96].
При осложненном характере ОНР, помимо рассеянной очаговой микросимптоматики, проявляющейся в нарушении тонуса, функции равновесия, координации движений, общего и орального праксиса, у детей выявляется ряд особенностей в психической и личностной сфере. Для них характерны снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость.
К особенностям эмоционально-волевой сферы таких детей можно отнести повышенную нестабильность поведенческих реакций, изменчивый фон настроения, приводящий к повышенному уровню тревожности; неуверенность в себе, собственных силах, которая способствует тому, что дети нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке. Также у детей можно наблюдать агрессивные поведение, если при осуществлении своих целей они встречают препятствия. Для одних детей с ОНР характерна гипервозбудимость, проявляющаяся в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве, излишней двигательной активности: ребенок производит множество движений ногами, руками, неусидчив. Другие дети, наоборот, обращают на себя внимание своей заторможенностью, вялостью, пассивностью. Акцентирование на речевом дефекте часто порождает у ребенка чувство ущемленности, а это, в свою очередь, делает специфичным его отношение к себе, сверстникам, к оценкам взрослых и детского коллектива.
Недоразвитие речи, особенно лексико-грамматической ее стороны, значительным образом сказывается на процессе становления ведущей деятельности ребенка [3, 7].
Таким образом, нарушение речевого развития у детей с общим недоразвитием речи носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.
Литература:
- Глухов, В. П. Формирование связной речи дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов. – М.: Аркти, 2012. – 264 с.
- Коржова, Г. М. Общее недоразвитие речи у детей: учебное пособие / Г. М. Коржова, Г. С. Оразаева. — Алматы: Нур-Принт, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, 2014. — 46 c.
- Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Светлана Николаевна Сазонова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 144 с.
- Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. — М.: Дрофа, 2009. — 192 c.
- Филичева, Т.Б. Логопедия. Теория и практика / Т.Б. Филичева. —М.: Эксмо, 2017. — 608 с.
|