Пыжова Ирина Олеговна, Норцева Ирина Валентиновна. КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • И. В. Норцева — учитель-логопед,
  • И. О. Пыжова- учитель-логопед,

г. Усолье — Сибирское, МБДОУ «Детский сад №38»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Таким образом, одно из важнейших направлений логопедического воздействия — формирование ключевых компетенций дошкольников: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных.

Скачать конспект

Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение её в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Существует множество различных направлений в исследовании самостоятельности детей.

Древнегреческие ученые (Аристосен, Сократ, Платон, Аристотель), обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности.

Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Томас Мор требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др.

Проблемой организации самостоятельной деятельности дошкольников продолжают заниматься и современные авторы П.И. Пидкасистый, И.А. Зимняя, Б. П. Есипов.

Самостоятельная деятельность – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.

И. А. Зимняя определяет самостоятельную деятельность как целенаправленную, внутренне мотивированную структурированную самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемую им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

Учитывая всё это, мы систематически используем игры, задания, упражнения, которые способствуют развитию самостоятельности у детей. Формирование самостоятельной деятельности проходит в несколько этапов:

1. Подготовка к самостоятельной деятельности.

  • Назовите — гласные и согласные, твердые и мягкие звуки; слова по лексическим темам и др.
  • Перечислите — артикуляционные упражнения, упражнения на воздушную струю, действующих лиц рассказа, сказки и др.
  • Расскажите — сказку, рассказ, чистоговорку на заданную тему; принцип образования слогов и их определение в словах и др.
  • Опишите — артикуляционный уклад, артикуляционные упражнения; предмет, ход выполняемой деятельности и др.
  • Обозначьте — схемами звуки, количество слогов, количество слов; позицию нахождения звука в словах и др.
  • Сформулируйте — порядок выполнения звуко-буквенного анализа; принцип образования родственных слов и др.

2. Включение детей в самостоятельную деятельность.

  • Расскажите своими словами — определение звука, буквы, слога; порядок составления рассказа и др.
  • Объясните смысл — фразеологизмов, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами; рассказов с проблемным сюжетом и др.
  • Докажите — выбор артикуляционных упражнений; подбор родственных слов и др.
  • Сделайте выводы- решение речевых логических задач; оценка своей деятельности и др.
  • Приведите примеры — количество слогов, звуков в слове, слов в предложении; слова антонимы, синонимы, разные грамматические формы и др.

3. Организация самостоятельной деятельности детей.

  • Покажите взаимосвязь — между звуком и буквой, артикуляционным укладом и звуком; между родственными словами, многозначными словами и др.
  • Проанализируйте — произношение чистоговорок, стихов, составленные рассказы; выполнение звуко-буквенного анализа и др.
  • Разложите по порядку — составление рассказов, пересказов; автоматизация звуков и др.
  • Назовите обобщающее слово — решение речевых логических задач; лексико-грамматические упражнения и др.
  • Объясните почему — автоматизация и дифференциация звуков; связная речь и др.

4. Осуществление самостоятельной деятельности.

  • Создайте — творческое рассказывание, отработка грамматических упражнений; автоматизация и дифференциация звуков и др.
  • Спланируйте — автоматизация и дифференциация звуков; рассказывание, звуко-буквенный анализ и др.
  • Разработайте — составление рассказов, пересказов; автоматизация и дифференциация звуков и др.
  • Придумайте другой вариант — решение речевых логических задач; лексико-грамматические упражнения, творческое рассказывание и др.

Самостоятельная деятельность — это не форма организации занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать как средство вовлечения ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность, средство её логической и психологической организации.

Использование этого средства в работе с дошкольниками с ОНР способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх и заданиях совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и конечно корригируется речь.

Систематическая работа позволяет добиться следующих результатов: выпускник дошкольного учреждения:

  • достаточно хорошо владеет устной речью;
  • владеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
  • обладает развитым воображением;
  • проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать;
  • имеет развитую крупную и мелкую моторику;
  • способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

Список литературы

  • Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Изд-во «Логос», 2000
  • Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании М., 2004
  • Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. М., 1991
Просмотров: 567
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Герасимова Татьяна Дмитриевна. Мастер-класс для воспитателей групп общеразвивающей направленности «Автоматизация и дифференциация звуков в процессе совместной деятельности с ребенком в условиях групп общеразвивающей направленности»
  • Быкова Людмила Анатольевна. Методические материалы 'Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста'
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Гусакова Любовь Ивановна. Конспект подгрупповой непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ФФНР Тема: «В гостях у сказки. Дифференциация звуков Ч-Щ. Буквы Ч-Щ»
  • Иванова Ирина Викторовна. Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР «Дифференциация звуков [С] –[Ш] «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»
  • Давыдова Юлия Петровна. Су-джок терапия, как здоровьесберегающая технология в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников.
  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Носова Н.П, Карназеева Е.В.. Проект «Использование малых форм фольклора в самостоятельной художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста»
  • Хирамагомедова Илите Абдулаевна. «Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде ДОУ, как одно из условий самостоятельной игровой деятельности дошкольника»
  • Данилишина Анна Вячеславовна. Формирование родственных слов у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Методические рекомендации для учителей-логопедов.
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Туленко Оксана Николаевна. Игра как форма организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста
  • Довгань Ольга Анатольевна. Создание условий для самостоятельной деятельности детей
  • Баранова Лидия Викторовна. Конспект занятия. Тема: «Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов»
  • Куликова Елена Анатольевна. Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»
  • Козловская Наталья Васильевна. Игровые приемы для развития творческой самостоятельной деятельности детей.
  • Лариса Кирьякова. РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Никишова Елена Ивановна. Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей с общим недоразвитием речи.
  • Саитова Алия Фаритовна. Использование многофункционального нестандартного оборудования в процессе организации самостоятельной двигательной активности дошкольников
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Тарасенко Инна Николаевна. «Использование технологии проектной деятельности как средство вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОО»
  • Володченко Милена Сергеевна. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) (памятка для родителей)
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Позднякова Екатерина Александровна. Квест-игра как инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ
  • Козлова Елена Николаевна. Педагогическая статья «Создание в группе ситуации выбора детьми самостоятельной деятельности»
  • Галина Котова. Автоматизация звуков (Р), (РЬ) в словах, предложениях, связной речи.
  • Людмила Анатольевна Панова. Развитие самостоятельной познавательной активности детей через проектную деятельность
  • Воронина Ирина Ивановна. Формирование звуко-буквенного анализа у детей с ОНР с помощью нетрадиционных материалов.
  • Лоскутова Яна Петровна. «Дидактические упражнения с использованием чистоговорок на автоматизацию звуков «С», «Сь» во время индивидуальных занятий с детьми с ЗПР»
  • Аликина Тамара Ивановна. Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь