- И. В. Норцева — учитель-логопед,
- И. О. Пыжова- учитель-логопед,
г. Усолье — Сибирское, МБДОУ «Детский сад №38»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Таким образом, одно из важнейших направлений логопедического воздействия — формирование ключевых компетенций дошкольников: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных.
Скачать конспект
Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение её в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Существует множество различных направлений в исследовании самостоятельности детей.
Древнегреческие ученые (Аристосен, Сократ, Платон, Аристотель), обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности.
Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Томас Мор требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др.
Проблемой организации самостоятельной деятельности дошкольников продолжают заниматься и современные авторы П.И. Пидкасистый, И.А. Зимняя, Б. П. Есипов.
Самостоятельная деятельность – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.
И. А. Зимняя определяет самостоятельную деятельность как целенаправленную, внутренне мотивированную структурированную самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемую им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.
Учитывая всё это, мы систематически используем игры, задания, упражнения, которые способствуют развитию самостоятельности у детей. Формирование самостоятельной деятельности проходит в несколько этапов:
1. Подготовка к самостоятельной деятельности.
- Назовите — гласные и согласные, твердые и мягкие звуки; слова по лексическим темам и др.
- Перечислите — артикуляционные упражнения, упражнения на воздушную струю, действующих лиц рассказа, сказки и др.
- Расскажите — сказку, рассказ, чистоговорку на заданную тему; принцип образования слогов и их определение в словах и др.
- Опишите — артикуляционный уклад, артикуляционные упражнения; предмет, ход выполняемой деятельности и др.
- Обозначьте — схемами звуки, количество слогов, количество слов; позицию нахождения звука в словах и др.
- Сформулируйте — порядок выполнения звуко-буквенного анализа; принцип образования родственных слов и др.
2. Включение детей в самостоятельную деятельность.
- Расскажите своими словами — определение звука, буквы, слога; порядок составления рассказа и др.
- Объясните смысл — фразеологизмов, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами; рассказов с проблемным сюжетом и др.
- Докажите — выбор артикуляционных упражнений; подбор родственных слов и др.
- Сделайте выводы- решение речевых логических задач; оценка своей деятельности и др.
- Приведите примеры — количество слогов, звуков в слове, слов в предложении; слова антонимы, синонимы, разные грамматические формы и др.
3. Организация самостоятельной деятельности детей.
- Покажите взаимосвязь — между звуком и буквой, артикуляционным укладом и звуком; между родственными словами, многозначными словами и др.
- Проанализируйте — произношение чистоговорок, стихов, составленные рассказы; выполнение звуко-буквенного анализа и др.
- Разложите по порядку — составление рассказов, пересказов; автоматизация звуков и др.
- Назовите обобщающее слово — решение речевых логических задач; лексико-грамматические упражнения и др.
- Объясните почему — автоматизация и дифференциация звуков; связная речь и др.
4. Осуществление самостоятельной деятельности.
- Создайте — творческое рассказывание, отработка грамматических упражнений; автоматизация и дифференциация звуков и др.
- Спланируйте — автоматизация и дифференциация звуков; рассказывание, звуко-буквенный анализ и др.
- Разработайте — составление рассказов, пересказов; автоматизация и дифференциация звуков и др.
- Придумайте другой вариант — решение речевых логических задач; лексико-грамматические упражнения, творческое рассказывание и др.
Самостоятельная деятельность — это не форма организации занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать как средство вовлечения ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность, средство её логической и психологической организации.
Использование этого средства в работе с дошкольниками с ОНР способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх и заданиях совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и конечно корригируется речь.
Систематическая работа позволяет добиться следующих результатов: выпускник дошкольного учреждения:
- достаточно хорошо владеет устной речью;
- владеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- обладает развитым воображением;
- проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать;
- имеет развитую крупную и мелкую моторику;
- способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
Список литературы
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Изд-во «Логос», 2000
- Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании М., 2004
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. М., 1991
|