муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад № 96 «Алёнушка» города Чебоксары
Направление работы:
- Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Педагог-мастер:
учитель-логопед Герасимова Татьяна Дмитриевна Место проведения: МБДОУ «Детский сад № 96» г. Чебоксары
Скачать конспект
Цель мастер-класса: передача коллегам личного профессионального опыта в организации целенаправленной работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях группы.
Задачи мастер-класса:
- повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через знакомство и демонстрацию игр, упражнений, направленных на автоматизацию и дифференциацию звуков в процессе совместной деятельности с ребенком в условиях групп общеразвивающей направленности
- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов; укрепления взаимодействия между учителем-логопедом и воспитателями
Продолжительность мастер – класса: 15-20 мин.
Ожидаемые результаты:
- Практическое освоение педагогами приемов коррекции произносительной и лексико-грамматической сторон речи, предлагаемых педагогом на мастер- классе.
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области речевого развития
- Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Ход мероприятия:
1. Вступительная часть
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Наш мастер-класс называется «Автоматизация и дифференциация звуков в процессе совместной деятельности с ребенком в условиях групп общеразвивающей направленности».
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе дошкольного образования, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Но адекватные методы, организационные формы работы с детьми, имеющими тяжелые речевые расстройства, целенаправленное воздействие, способствуют преодолению имеющихся у детей речевых недостатков. Поэтому, говоря о работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Чтобы устранить речевые нарушения и сформировать речевую базу, необходимо тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса.
В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса. Воспитатель наблюдает за проявлениями речевой активности детей, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков в собственной речи дошкольников, усвоенных грамматических форм и т. п. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок.
В данное время происходит переосмысление коррекционной работы с учетом новых федеральных государственных стандартов. Игры и упражнения, с которыми мы сегодня познакомимся, не противоречат новым стандартам, а гармонично вплетаются в вашу совместную деятельность с ребенком, которая организуется в форме игры и отвечает принципам здоровьесбережения, что важно для ребенка; игры не потребуют от вас длительных временных затрат, что важно для вас; повысят эффективность коррекционной работы, что важно для меня и родителей.
2. Основная часть: Практическая часть
Сегодня я позвала Катю Иванову и воспитателя Надежду Ивановну. С Катей мы работаем над автоматизацией звука «С» и ребёнка Сашу Петрова с воспитателем Еленой Васильевной. С Сашей мы автоматизируем звук «Ш». Несмотря на то, что звуки различны, подходы к их закреплению сходны.
Рассмотрим игры и упражнения, которые можно организовать в различные режимные моменты. В умывальной комнате в утренний отрезок времени можно повторить элементы артикуляционной гимнастики, выработать целенаправленную воздушную струю.
Пожалуйста, возьмите зеркала, попросите ребёнка широко улыбнуться и показать зубки. Для звука «С» необходимо удерживать язык за нижними зубами. Проведите 5 раз языком за нижними зубами, сохраняя улыбку. Попробуйте! Для звука «Ш» необходимо отрабатывать подъём языка вверх. Проведите широким язычком за верхними зубами.
Теперь вырабатываем направленную воздушную струю. Для звука «С» необходимо выработать струю, которая идёт по середине языка. Улыбаемся, язычок блинчиком лежит между губами. В таком положении проводим соревнование, кто сдует ватку с ладошки. Для звука «Ш» вырабатываем воздушную струю, направленную вверх, проводим упражнение «Фокус». Пожалуйста, покажите.
Артикуляционный аппарат готов к правильному произнесению звуков. Пожалуйста, Катя произнеси «Песенку водички» (произносит С-С-С-С). Поднеси ладошку ко рту и ощути холодную струю воздуха. Какой звук ты произносишь? (С)
А теперь ты, Саша, покажи, как шипит змея. Поднеси ладошку ко рту и почувствуй теплую струю воздуха. Какой звук ты произносишь? (ш)
На изолированном произнесении звука долго не задерживаемся, сразу же закрепляем звук в слогах, словах.
Следующие упражнения можно организовать в процессе дежурства. У меня предметы нарисованы. Вы можете упражнять детей, используя реальные предметы.
Катя и Саша подойдите, пожалуйста, ко мне.
(на магнитной доске 2 листа. 1-ый лист на столе нарисовано 2 стакана, 2 кастрюли, 2 подноса; 2-ой лист на полке нарисованы 2 шарика, 2 машины, 2 мыши).
Катя, произнеси слог СА столько раз, сколько стаканов на столе. Саша, произнеси слог ША столько раз, сколько шариков на полке. Катя, произнеси слог СУ сколько кастрюль на столе. Саша, произнеси слог ШУ сколько машинок на полке. Тут же можно закрепить образование множественного числа имён существительных в родительном падеже. Вы можете провести её с мячом. Игра «Чего много». Стакан-много стаканов и т.д. по картинкам
Саше и Елене Васильевне мы предложим игру «Много – один». Здесь мы автоматизируем звук «Ш» в словах, закрепляем образование единственного числа существительных в Именительном падеже от множественного числа существительных в Родительном падеже, учим согласовывать существительные с числительным один-одна. На примере картинок: много машин — одна машина, много шаров-один шар. Спасибо, присаживайтесь, дети.
Предлагаю игру-соревнование, которую можно провести как между педагогом и ребенком, так и между детьми на занятиях по развитию речи или во время индивидуальной работы. Катя с Надеждой Ивановной будут искать слова со звуков «С», а Саша с Еленой Васильевной со звуком «Ш». Каждая команда называет своё слово по очереди. Начинаем с Кати и Надеждой Ивановной, пожалуйста, ваше слово (команды называют по 6 слов со своим звуком).
В процессе игровой самостоятельной деятельности детей мы отрабатываем звук на уровне слова,, вводим звук в предложение и закрепляем предложные конструкции (на столе: стакан, поднос, сковорода, собака, кастрюля, мышь, машина, чашка, мишка, кошка).
Я предлагаю Кате и Саше подойти к столу. Катя, найди предметы, в названии которых есть звук «С», а ты Саша ищешь предметы со звуком «Ш». Расставьте предметы на своих столах. Катя назови предметы, которые перед тобой, а Надежда Ивановна проверит всё ли правильно у Кати (воспитатель проверяет правильность выбора ребёнка). А теперь свои предметы, в которых есть звук «Ш», назовёт Саша, а Елена Васильевна проверит выбор Саши.
А теперь, пожалуйста, обратите внимание на мой стол, есть ли здесь ещё предметы с вашими звуками. Воспитатели могут помочь детям (по очереди подходят, берут и называют предмет).
А теперь поиграем в игру, которая называется «Отгадай где?». Необходимо спросить про каждый предмет. Например, Катя, где стоит стакан. Катя, при ответе, отвечай полным предложением (ребёнок отвечает: стакан между подносом и собакой). Надежда Ивановна задайте любой вопрос Кате (например: Что справа от стакана? — Справа от стакана поднос). Воспитатели могут в игре чередоваться: один вопрос задаёт ребёнок, один вопрос задаёт педагог. Теперь предлагаю Елене Васильевне задать вопросы для Саши.
3. Заключительная часть: Обсуждение мастер – класса
Сегодня мы проиграли лишь небольшую часть тех игр, которые можно организовать в группах. Организовать их не сложно, главное помнить, над каким звуком работает логопед, какие коррекционные задачи необходимо решить, чтобы вовремя исправить ребенка. Эти игры можно использовать для автоматизации не только представленных сегодня звуков, но и любых других. Как вы считаете, доступны ли они вашим детям? Есть ли у Вас вопросы?
|