Автор:
Учитель-логопед: Калинина Надежда Александровна, ГБОУ Школа 1566, Москва 2018г.
Цели:
- Активизация и накопление словаря по теме «Продукты питания».
- Совершенствование навыков словообразования.
- Закрепление навыков практического использования относительных прилагательных в самостоятельной речи.
- Обучение согласованию относительных прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
- Упражнение детей в употреблении существительных в родительном падеже с предлогами в творительном падеже с предлогами.
- Развитие познавательной деятельности детей: зрительного восприятия и логического мышления.
- Воспитание и уточнение навыков культурного поведения в общественных местах.
Оборудование: Баночки с крупами, горшочки с разными продуктами, плоскостное изображение тарелок с овощами, плоскостное изображение банок и бутылок с фруктами, фрагментарное изображение чашек с компотами, персонаж «Веселый повар».
Форма занятия: нетрадиционная.
Ход занятия.
1. Орг. Момент.
- Сегодня мы с вами побываем в кафе. Кто из вас уже бывал в кафе? Что делают люди в кафе? (пьют, едят, кушают)
2. Подумайте, чтобы вы хотели заказать на обед. Давайте подойдем к витрине и посмотрим: какие салаты есть в меню.
Подойдите и возьмите тарелочку с салатом. Салат из каких продуктов будете есть? (Я буду есть салат из моркови. А я буду есть салат из свеклы. А я буду есть салат из капусты (из лука, из помидоров, из огурцов, из чеснока, из баклажанов)
- Как называется салат из капусты? – салат капустный.
-Как называется салат из моркови? – морковный салат.
-Как называется салат из свеклы? – свекольный салат.
- Как называется салат из лука? – луковый салат.
- Как называется салат из огурцов? – огуречный салат.
- Как называется салат из помидоров? – помидорный салат и т.д.
- Как одним словом можно назвать огурцы, помидоры, капусту, лук, чеснок, баклажаны? – Овощи.
Мы едим салаты из овощей. Это салаты какие? – Овощные.
3. А теперь мы будем есть суп, а какой суп вы будете есть – догадайтесь?
У меня горох. Я буду есть суп гороховый.
У меня в кастрюльке вермишель. Я буду есть вермишелевый суп.
У меня фасоль. Я буду есть суп фасолевый.
У меня свекла. Я буду есть суп свекольный.
У меня картофель. Я буду есть суп картофельный.
У меня рис. Я буду есть суп рисовый.
У меня мясо. Я буду есть суп мясной.
У меня рыба. Я буду есть суп рыбный.
4. На второе блюдо будет каша. Из чего варят кашу? По вашей крупе назовите кашу.
У меня манка, из неё каша манная. У меня гречка, из неё каша гречневая.
У меня рис, из неё каша рисовая. У меня перловка, из неё каша перловая.
У меня пшёнка, из неё каша пшённая. У меня овсянка, из неё каша овсяная.
У меня горох, из неё каша гороховая.
5. Физминутка или динамическая пауза.
- А сейчас мы с вами немного отдохнём.
В доме нашего Архипа
Что ни день, то просто смех
Заходите. Дверь открыта – угощенье есть для всех.
Прискакали две зайчихи –угостили облепихой.
Приходили петухи – поклевали колоски.
Прилетели мухи – съели хлебную краюху.
Вот притопали зайчихи – обобрали всю клубнику.
Черепахи ровно в три наконец-то приползли.
Им осталась только апельсина долька.
6. – Какой вкусный обед у нас получился. А что будет на третье? Компот.
У тебя какой компот?
Компот из яблок? – яблочный Компот из слив? — сливовый
Компот из груш? — грушевый Компот из вишни? – вишневый
Компот из клубники? – клубничный Компот из малины? – малиновый
7. А что бы вы хотели съесть на десерт?
Я бы хотел съесть вишневый пирог.
А я бы хотел съесть творожный торт.
Я бы хотел съесть клубничное желе.
8. Мы с вами отобедали в кафе. Вам понравился обед? А кто его приготовил? – Повар
Из чего повар приготовил обед? – Из продуктов. К нам гости пришёл весёлый повар и хочет с вами поиграть в разные игры.
А) Что можно приготовить из мяса? – суп, котлеты, тефтели, запеканку.
Суп из мяса какой? – мясной
А котлеты? – мясные
А запеканка? – мясная
Б) Что можно приготовить из творога? – сырники, торт, запеканку.
Сырники из творога какие? – творожные
А торт? – творожный
А запеканка? – творожная
В) А что можно приготовить из яблок? – компот, варенье, сок, пирог.
Компот из яблок какой? – яблочный
Варенье из яблок какое? – яблочное
Пирог из яблок какой? – яблочный
Г) А сейчас послушайте и назовите – что лишнее?
Грушевый сок, манная каша, вишневый компот.
Мясной суп, рыбный суп, клубничный торт.
Апельсиновый сок, гречневая каша, рисовая каша.
Д) Игра «Бывает – не бывает».
Рыбный торт, мясной компот, картофельное пюре, гречневое варенье.
Е) Напиток из клюквы (какой?) – клюквенный напиток.
Пирог из яблок (какой?) – яблочный пирог.
Запеканка из творога (какая?) – творожная запеканка.
Котлеты из курицы (какие?) – куриные котлеты.
Оладьи из картофеля (какие?) – картофельные оладьи.
Суп из рыбы (какой?) – рыбный суп.
Борщ из свеклы (какой?) – свекольный борщ.
Компот из сливы (какой?) – сливовый компот.
Сок из фруктов (какой?) – фруктовый сок.
Бульон из мяса (какой?) – мясной бульон.
9. Веселый повар приготовил вам сюрприз. Приподнимите край скатерти и достаньте то, что там лежит. Это варенье. С каким вареньем вы пойдете пить чай в группу?
(Я буду пить чай с абрикосовым, вишневым, малиновым, яблочным, грушевым, сливовым, клубничным, персиковым вареньем)
10. Итог занятия. – Где мы сегодня с вами побывали? _ чем мы угостились? Давайте попрощаемся с нашим весёлым поваром и скажем ему спасибо за угощения.
Литература.
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» М., 1991г.
- Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина «Нарушение речи у детей». М., 1993г.
- Т.А. Ткаченко «В первый класс – без дефектов речи». С-П. 1999г.
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». М.2004г.
- Т.А. Матросова «Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями» М.2005г.
|