«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» А.М. Горький
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни; у него начинается формироваться определённое отношение к людям, к событиям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Всем известно, что основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, ловкость, речь и т.д. Кроме того, игра – это своеобразный свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Каждый ребенок воспринимает окружающий мир совсем по иному, чем взрослые. Ребёнок в этом мире «новичок», всё для него полно новизны и значения. Именно в игре ребёнок делает «открытия» того, что давно известно взрослому.
Детская игра имеет многовековую историю. «Это могучее воспитательное средство, — писал К.Д. Ушинский, выработанное самим человечеством и в котором поэтому выразилось неподдельно истинная потребность человеческой природы».
Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребёнка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, умений навыков, способов действия, моральных норм, правил поведения, оценок и суждений. В игре формируется стиль отношения, общения ребёнка со сверстниками и взрослыми, воспитываются чувства и вкусы.
В истории западной и русской педагогической науки сложились две линии использования игры в воспитании детей:
- как средство их всестороннего гармоничного развития:
- в узкодидактических целях.
Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребёнка, включается во все системы дошкольного воспитания. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детьми относятся народные игры «Фанты», «Краски», Что летает?» и др. В них много веселых шуток, юмора и в тоже время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, воображения и внимания. В обучающие игры народ привносил потешки, песенки, сказки. Простые тексты, доступные детям движения вызывают стремление самого ребёнка к игровым действиям.
Педагоги давно оценили значение дидактической игры в развитии ребенка. В игре ребенок может закреплять знания, полученные на занятиях. А главное, дидактическая игра может стать интересной формой обучения, важным средством образовательной работы. Такой взгляд на дидактическую игру определяется теми задачами обучения, которые стоят перед педагогами коррекционных групп, не только дать детям определенный объем знаний, но и научить владеть этими знаниями, вооружить навыками умственной работы, развить активность, самостоятельность мышления и воображение.
По своему клиническому составу категория детей с ОНР объединяет различных детей. Несмотря на различную природу дефектов, вызванными сложными этиологическими факторами, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 годам, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения резко падает.
Одним из диагностических признаков у детей с ОНР может служить диссоциация между речевым и психическим развитием. Это проявляется в том, что психическое развитие детей с ОНР, как правило, протекает более благополучно, чем развитие речи. Их отличает критичность к речевой недостаточности. Первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. Однако по мере формирования словесной речи и устранения собственно речевых трудностей их интеллектуальное развитие приближается к норме.
Дидактическая игра таит в себе большие педагогические возможности в развитии речи и психических способностях ребёнка. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Увлечения игрой повышает способности к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. А это всё способствует речевому развитию ребёнка, в умении выражать свои мысли в слове, а также развивает логическое мышление и творческое воображение. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнить признаки предметов, установить сходства и различия предметов, обобщать и делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в различных условиях. И это может быть лишь только в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержания игры. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и их трудовой деятельности и т.д.
С развитием детского мышления в игре тесно связано и развитие детского воображения. У детей старшего дошкольного возраста в игре уже много воображаемого. Дети разыгрывают в воображаемом плане различные ситуации, почти не совершая при этом действий. Игра выступает у детей формой замещения предметной трудовой деятельности. Существование воображаемой ситуации – не случайность в жизни ребёнка, а следствие его отрыва от ситуационной связанности, следствие возникновения и развития на этой основе воображения.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. С помощью игр дети учатся составлять самостоятельные рассказы о предметах и явлениях в природе, о событиях в окружающей среде. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, нахождения антонимов, синонимов, определений. В играх со словами, дети, по меткому определению А.М. Горького, учатся тонкостям родного языка и начинают чувствовать его красоту. В играх развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. А это способствует развитию монологической речи ребёнка.
Решение дидактических задач всегда служит и упражнениям воли. Выполнение правил требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности. Добросовестное выполнение правил приучает к честности, справедливости. Содержание дидактических игр помогает формированию моральных представлений и понятий. Таковы, например, игры в которых надо определять «что такое хорошо и что такое плохо», давать характеристику литературным героям.
Игры с дидактическими игрушками, природным материалам, картинками, способствуя накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей. Научившись различать цвета и формы, дети начинают замечать красоту в их сочетании и расположении.
Таким образом, в процессе дидактических игр идёт совершенствование речевых и психических познавательных процессов и поэтому, дидактическая игра служит средством всестороннего воспитания и обучения детей.
|