Выполнила: воспитатель 1 квалификационной категории Александра Михайловна Люшакова г. Новосибирск 2017
Необходимым условием для развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, культуры, знаний, умений. Этот опыт можно передать при помощи речи. Анализ психолого-педагогической, лингвистической и логопедической литературы позволяет сделать вывод о том, что большинство детей, поступающих в школу, испытывают некоторые трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном объеме для этого возраста. Часто эти трудности наблюдаются у детей старшего возраста, имеющие общее недоразвитие речи.
Развитие в дошкольном периоде способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются незаменимыми компонентами социализации и успешного овладения школьной программой в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Поэтому в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.
Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок, может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично, излагать свои суждения, воспроизводить содержание текстов.
Формирование связной речи у детей при отсутствии патологии в психическом и речевом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.
В ходе целенаправленного обучения и воспитания у дошкольников с общим недоразвитие речи формируются речевые умения и навыки, в частности, навык рассказывания.
Для понимания процесса формирования связной речи большое значение имеют основополагающие положения теории формирования речевого высказывания, разрабатываемой в трудах отечественных и зарубежных ученых. Научно-обоснованная теория порождения речи впервые была выдвинута Л. С. Выготским, в основу которой, были положены концепции о единстве процессов мышления и речи, учение о структуре внутренней речи, соотношении понятий «смысл» и «значение». По его мнению, процесс перехода от мысли к слову осуществляется «от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, опосредствованию ее во внутреннем слове, а далее – в значениях внешних слов, и, наконец, в словах».
В дошкольном периоде речь ребенка, выступая как средство общения с взрослыми и с другими детьми, непосредственно связана с конкретной наглядной ситуацией общения. Осуществляясь в диалогической форме, она носит выраженный ситуативный характер. Изменение условий жизни с переходом к дошкольному возрасту, новых отношений с взрослым, появление новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникает форма речи-сообщения в виде рассказа-монолога о том, что происходило с малышом вне непосредственного контакта с взрослым. В связи с развитием самостоятельной практической деятельности у ребенка появляется потребность в формулировании собственного замысла, в рассуждении по поводу способа выполнения практических действий. В дошкольном возрасте возникает потребность в речи, которая понятна из самого речевого контекста – связной контекстной речи. Переход к этой форме речи определяется, прежде всего, усвоением грамматических форм развернутых высказываний. Одновременно происходит и дальнейшее усложнение диалогической формы речи, как со стороны ее содержания, так и в плане повышения языковых возможностей ребенка, степени его участия в процессе живого речевого общения.
|