В дошкольном детстве речь ребёнка приобретает новые качественные особенности. Наряду с быстрым ростом словаря идёт практическое овладение более сложными формами предложения, грамматическим строем родного языка. На это оказывают положительное влияние знакомство с окружающим, с природой, занятия по развитию речи, по подготовке к грамоте, организованные игры (словесные, сюжетно — дидактические, театрализованные). В процессе ознакомления с окружающим дети получают систематизированные знания о причинно — следственных, временных, пространственных зависимостях, учатся извлекать информацию из наблюдений и экспериментирования. Но чтобы эти знания и представления отразились на уровне владения грамматическим строем, необходимы творческие задания, требующие применения полученных знаний в речевой или игровой деятельности (составление рассказов, загадок, сюжетов игр).
Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, эмоций, воображения. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи.
При ознакомлении дошкольников с произведениями художественной литературы используются следующие методы и приемы:
- чтение художественной литературы, т.е. дословная передача текста.
- рассказывание, т.е. более свободная передача текста.
- инсценировки по прочитанным произведениям.
Дидактические игры – это хороший способ для закрепления знаний детей при ознакомлении с художественной литературы.
Для закрепления прочитанных произведений детям предлагается нарисовать свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, а затем организовать выставку работ. Благодаря использованию разнообразных методов и приемов при ознакомлении детей с художественной литературой происходит повышение интереса ребенка к книге.
При чтении художественной литературы обязательно используются наглядные приемы обучения (показ предмета, игрушки, иллюстрации).
В результате плотной работы с художественной литературой у детей старшего дошкольного возраста развиваются следующие умения:
- пользование в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания
- активное пользование разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру (начало, середину, конец)
- умение самостоятельно составлять разные типы текстов: (описание, повествование, рассуждение), соблюдая при этом логику изложения, используя художественные средства выразительности, подбирая для доказательства веские аргументы и точные определения
- умение самостоятельно пересказывать и сочинять сказки, небольшие рассказы, небылицы, загадки и т.п.
Целенаправленное и систематическое использование художественной литературы в работе с детьми старшего дошкольного возраста способствует наиболее эффективному развитию их связной речи.
|