Формирование словаря воспитанников раннего возраста в процессе приобщение к чтению художественной литературы
Автор: Смелова Ирина Александровна Воспитатель МБДОУ д/с №49 город Североморск, Мурманская область
Актуальность
Знакомство с сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образцами устного народного творчества – это определяющий этап в становлении личности ребенка в период раннего детства.
Художественная литература, устное народное творчество в возрасте до 3 лет – уникальное средство, позволяющее ребенку быстро и жадно познавать окружающий мир, а главное – овладевать средствами общения – речью.
Русская и мировая литература ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
Скачать: Формирование словаря воспитанников раннего возраста в процессе приобщение к чтению художественной литературы (презентация)
Задачи:
- Ввести в мир художественного слова через знакомство с детской литературой (потешки, авторские стихотворения, сказки в стихах, русские народные сказки).
- Вызвать интерес к иллюстрациям и желание рассматривать книгу вместе с воспитателем, так и самостоятельно.
- Учить обозначать словами характерные состояния и настроение литературных персонажей.
- Учить отвечать на вопросы (Как называется книга? Кто? Что? Какой? Какая? (по содержанию иллюстрации).
- Обогащать словарь за счет воспроизведения ребенком литературного текста через обыгрывание, имитационные движения, подвижные, хороводные игры с текстом (слова, изречения, действия, признаки, взаимоотношения персонажей).
- Дать представление о вежливых формах обращения с книгой (правила), поддерживать привычку самостоятельно находить для себя книгу.
Как развить речь детей 2-3 лет?
- направлять ребенка на деятельность;
- соблюдать речевой режим;
- использовать обращения: «договори, повтори, давай вместе скажем», задаем вопросы;
- хвалить речевые начинания ребенка;
- организовать совместные дела на основе диалога;
- создавать проблемные ситуации;
- организовать элементарное экспериментирование;
- слушать неречевые звуки, развивать дыхание, голосовой аппарат.
Варианты чтения художественной литературы
- Определяется жанр произведения и его название;
- показ иллюстраций к прочитанному художественному произведению;
- воспитатель и дети вспоминают персонажей и называют их;
- повторное чтение литературного произведения с привлечением детей назвать героев с опорой на слова текста.
- После первого чтения потешка повторяется 3-4 раза с разными вариантами приемов:
1. С использованием иллюстрации:
- рассматривание иллюстраций прочитанного произведения;
- повторное чтение (сказки, потешки).
2. Чтение литературного текста без наглядности.
3. Чтение с показом детьми имитационных движений по содержанию текста.
Работа с родителями
Традиционные формы работы с родителями:
анкетирование «Приобщение детей к детской художественной литературе»
консультации «Какие сказки читать ребенку на ночь?», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Как организовать домашнее чтение», «Роль книги в жизни ребенка», «Как превратить чтение в удовольствие», «Десять «почему» детям необходимо читать книги»
памятки для родителей: «Семья и книга», «Примерный список литературы в соответствии с программой для детей 2 – 3 лет»
Буклеты: «Как научить ребенка любить читать?», «Приобщение дошкольников к чтению», «Зачем читать детям книги? Как обращаться с книгой».
Предполагаемый результат
- С желанием рассматривают книгу вместе с воспитателем и самостоятельно.
- Обозначают словами характерное настроение литературных персонажей.
- Отвечают на вопросы «Как называется книга? Кто? Что? Какой? Какая?».
- Участвуют в «рассказывании» литературного текста вместе с взрослым.
- Умеют обыграть литературный текст.
- Знают вежливые формы обращения с книгой
|