Колесникова Елена Юрьевна. Формирование нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников посредством восприятия детской художественной литературы через реализацию рабочей программы «БЛАГОдарю

Формирование нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников посредством восприятия детской художественной литературы через реализацию рабочей программы «БЛАГОдарю»

Автор: Воспитатель 1 категории Колесникова Е. Ю. МБДОУ ДС № 56 «Улыбка» г.Белая Калитва

«Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка!»
Л. Токмаков.

Пояснительная записка:

Современная интеллектуальная общественность очень много говорит о необходимости сохранения книги, как величайшей культурной ценности, о сохранении традиции чтения и приобщения к нему детей и молодёжи.

 

Скачать программу

«Наше общество стало катастрофически мало читать», — такие слова произнес наш президент на литературном собрании в прошлом году. Снижение читательской активности отмечается во всех странах, но Россия не должна следовать такому примеру. В связи с этим 12 июня президентом был подписан указ о том, что 2015 год в России объявляется Годом литературы. Как отметил В. В. Путин, следующий год должен сблизить людей с книгами. Лишь это поможет «уверенно развиваться, сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ».

В России действуют различные программы, как государственные, так и общественные, направленные на достижение этих задач.

Так, целью Национальной программы поддержки и развития чтения, рассчитанной на 2007-2020 годы, является повышение культурной компетентности членов общества, за счёт повышения читательской компетентности и роста читательской активности граждан. Данная программа определяет чтение, как важнейший способ освоения базовой социально значимой информации – профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, нормативных представлений, составляющей основу многонациональной и многослойной российской культуры. Чтение - самый мощный механизм поддержания и приумножения богатства родного языка.

Доктор филологических наук, профессор Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, специалист по детской литературе Ольга Юрьевна Трыкова пишет об огромном влиянии на детей детской книги. «Именно в детской литературе, они впервые познают тонкую грань между добром и злом (старые добрые сказки), находят своих кумиров и своеобразные примеры для подражания, да и просто коротают время. И это не преувеличено, ведь многие детские идеалы, взятые из книг, остаются в нашем сознании до конца жизни, несмотря на прожитые дни и года».

Выбирая детскую литературу, необходимо учитывать то, что она должна нести в себе только положительный заряд и поучительную информацию. Поэтому стоит особо тщательно выбирать и покупать детскую литературу, которая не просто займёт ребёнка на какое-то время, но и поможет ему осознать моральные принципы, законы жизни и эталоны поведения».

Детская литература по своему характеру дидактична. Основной вопрос детской литературы сформулирован Владимиром

Маяковским со свойственной ему прямолинейностью: «Что такое хорошо и что такое плохо?». Многие же современные книги «для детей» создают ситуацию затруднённого различения добра и зла из-за относительности оценок поступков героев, излишней реалистичности описываемых событий, погружения ребёнка в атмосферу темы, ещё недоступной его пониманию, но искажающей его представление о «плохом» и «хорошем».

Важно в дошкольном детстве формировать в ребенке будущего читателя. Сегодня этим занимается детский сад и семья, именно они вводят дошкольника в мир книги. Приобщая ребенка к книге, взрослые формируют интерес к процессу слушания художественной литературы; и здесь важен эмоциональный отклик и отзыв ребенка на услышанное (переживание, сочувствие, радость, грусть и т.д.). Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других.

Для отбора литературы для детей разработаны несколько критериев, которыми мы руководствовались при создании программы:

Идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

2. Высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

3. Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

4. Занимательность, простота и ясность композиции;

5. Конкретные педагогические задачи.

Так же, метод анкетирования родителей, помог прояснить проблемную ситуацию в семьях воспитанников, в вопросе ознакомления детей с художественной литературой.

  1. Многие родители, при покупке литературы для детей, руководствуются в первую очередь яркими, а порой даже «кричащими» иллюстрациями к произведению.
  2. При покупке, больше ориентируются на рекламные ходы издательств, не обращая внимания на содержание произведения и его нравственную направленность.
  3. Некоторые считают, что детская книга себя изжила и будущее за развитием информационных технологий (электронные книги, интернет- сайты, на которых можно найти, практически любое произведение).

Цели программы:

  • Формирование нравственных ценностных ориентаций, устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи, через которые будет реализована программа, будут таковыми:

  • Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способностей к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
  • Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
  • Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,
  • Улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
  • Развивать предпосылки социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
  • Воспитывать культуру обращения с книгой.

Литратура:

  1. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  2. Горошилова Е.П., Шлык Е. В Перспективное планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. – Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
  3. УКАЗ Президента РФ от 12. 06. 2014 N 426 "О ПРОВЕДЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОДА ЛИТЕРАТУРЫ"
  4. Методические рекомендации для педагогов и родителей
  5. Трыкова О.Ю. Современный детский фольклор и его взаимодействие с художественной литературой М.: Ярославль, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 1997.

Приложение

Анкета для родителей

Цель:

определить особенности знаний родителей о задачах, содержании и методах ознакомления детей с литературой, умение их применять и наличие у

родителей интереса к повышению уровня знаний о литературном развитии детей.

Вопросы:

1. Как часто вы сами читаете художественную литературу:

а) очень редко, нет времени;

б) иногда, в основном в транспорте;

в) довольно часто, почти каждый день, в выходные — длительное время

г) чтение — ежедневное и самое любимое занятие.

2. Насколько хорошо детская литература представлена в вашей библиотеке?

а) таких книг практически нет, они покупаются не часто и быстро утрачиваются;

б) есть, но немного;

в) детских книг довольно много, более 100, в основном это отдельные издания;

г) большое количество и тематическое разнообразие детских книг, много сборников детских стихов, сказок и пр.

3. При выборе книг для чтения ребенку важным фактором является:

а) не задумывался (-лась), выбор случаен, зависит от желания моего или ребенка;

б) красочность оформления, «игровой» характер книги (книжки-картинки, раскраски, книжки-игрушки, комиксы);

в) доступность для понимания ребенка, соответствие его интересам; г) художественный уровень произведения (его содержания и оформления), соответствие познавательным возможностям ребенка, его интересам.

4. Часто ли вы читаете ребенку:

а) эпизодически, практически нет на это времени, не чаще 2-3 раз в неделю по нескольку минут;

б) не очень часто, обычно когда ребенок попросит сам и непродолжительное время;

в) почти ежедневно, но не длительно — 5-10 минут перед сном, в выходные или по настроению — до 20 минут;

г) ежедневно, довольно продолжительно, особенно в выходные, есть традиция «семейного чтения» вечером и в выходной всей семьей.

5. Литературу каких жанров вы читаете ребенку:

а) выбор случаен;

б) в основном сказки или то, что попросит ребенок;

в) стихи, сказки, детские рассказы и др.;

г) детская литература самых разнообразных жанров отечественных и зарубежных авторов, ребенок любит книги определенной тематики, «книжки с продолжением», «детские романы» — серии книг.

6. Назовите последние книги, прочитанные вами ребенку.

7. Назовите любимую на данный момент книгу вашего ребенка.

8. Какие трудности у вас бывают при ознакомлении ребенка с книгой:

а) нежелание ребенка слушать чтение;

б) ребенок быстро теряет интерес, переключается на другое занятие (обычно игры), в основном рассматривает картинки непродолжительное время, не любит говорить о тексте, героях;

в) ребенок слушает чтение с интересом, но не умеет обсуждать прочитанное, затрудняется в понимании идеи произведения, не может рассказать (пересказать) услышанный текст;

г) трудностей не возникает, ребенок, с удовольствием, включается в данную деятельность, любит слушать, обсуждать прочитанное, пересказывает тексты другим членам семьи, играет в «театр», изображая героев, рисует на основе услышанного текста и пр.

9. Как вы помогаете ребенку лучше понять литературное произведение: а) не задумывался (-лась), подрастет — все поймет сам;

б) перечитываю несколько раз, рассматриваю с ребенком иллюстрации;

в) перечитываю и объясняю то, что ребенку было непонятно, задаю вопросы;

г) беседую с ребенком, рассматриваем и обсуждаем иллюстрации к данному произведению, неоднократно перечитываю произведение или понравившиеся отрывки, вместе с ребенком рисую, играю в «театр», делаю книжки-самоделки и пр.

10. Из каких источников вы получаете педагогические знания о литературном развитии детей (подборе книг, способах помощи ребенку в понимании текста и пр.)?

а) не интересуюсь этим вопросом;

б) из случайных источников, из личного опыта, опыта моей семьи;

в) из разных источников, но эпизодически, случайно, в основном из СМИ;

г) изучаю специальную литературу, консультируюсь с педагогами, использую богатый опыт моей семьи по литературному развитию.

11. Как часто и где вы покупаете литературу своему ребёнку?

Просмотров: 749
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Филатова Елена Викторовна. «Использование инновационных форм и методов работы для привлечения детей и их родителей к чтению — восприятию художественной литературы путем создания в ДОУ детской библиотеке»
  • Уразбаева Е. С.. Статья «Духовно – нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»
  • Елена Алексеевна Родина. Презентация по образовательной области «Чтение художественной литературы» Тема: «Приобщение детей к книжке»
  • Назаренко Елена Васильевна. Влияние чтения художественной литературы на детей старшего дошкольного возраста.
  • Проскурина Ольга Викторовна. Экспериментальная деятельность дошкольников через чтение художественной литературы
  • Маркина Ольга Александровна. Конспект организованной образовательной деятельности. Чтение художественной литературы. Сказки В. Сутеева.
  • Фаттахова Наталья Вячеславовна. Сценарий деловой игры с педагогами на тему «Роль детской книги в речевом развитии детей»
  • Котельникова Ольга Ивановна. «Технология освоения образовательного инструментария — серии книг для развития детей дошкольного возраста — к программе «Социокультурные истоки» педагогами детских садов, родителями воспитанников».
  • Козловская Наталья Васильевна. Ознакомление детей третьего года жизни с окружающим миром при помощи художественной литературы
  • Наталья Дубенцова. Развитии речи младших дошкольников через использование произведений художественной литературы
  • Малая Светлана Владимировна. Планирование по темам недели «Чтение художественной литературы»
  • Шальнова Олеся Владимировна. Чтение художественной литературы
  • Шанцуева Ирина Михайловна. Интегрированная НОД к неделе детской книги в подготовительной к школе группе «Книга не самолет, а за тридевять земель унесет!» (по мотивам сказки «Теремок»)
  • Корелина Наталья Сергеевна. ННОД по образовательной области «Чтение художественной литературы»
  • ВАЛЕНТИНА АБАНЬКОВА. Консультация для родителей «Первые книги ребенка»
  • Мигалева Марина Владимировна. Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе.
  • Лезжова Ольга Владимировна. Рекомендации по применению тактильных книг (рельефно-контурных) для детей с особыми возможностями здоровья для педагогов и родителей
  • Спиридонова Татьяна Владимировна. Чтения художественной литературы с использованием средств наглядного моделирования
  • Литвинова Елена Валерьевна. Рабочая программа кружковой работы по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе «Сказки — добрые друзья».
  • Салихова Айгуль Сабирьяновна. Презентация «Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы»
  • Горбачева Юлия Анатольевна. НОД во второй младшей группе. Чтение художественной литературы «Мой мишка» З. Александрова
  • Тушева Юлия Леонидовна. Конспект занятия Чтение художественной литературы Сказка «Снегурочка»
  • Алёна Мосейчук. Конспект интегрированной НОД 'чтение художественной литературы и развитие речи' в старшей группе. Тема 'Золотая осень'
  • Ягодкина Гульнара Вакилевна. Значение художественной литературы в развитии речи детей
  • Арбузова Виолетта Генриховна. Картотека конспектов НОД в старшей группе ДОУ. Образовательная область 'Чтение художественной литературы'
  • Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна. Конспект ННОД по области «Чтение художественной литературы» - творчество С.Я. Маршака
  • Петрова Екатерина Георгиевна. Использование художественной литературы в формировании образа семьи у детей дошкольного возраста
  • Лопушанская Ирина Анатольевна. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ Конспект НОД по разделу «Ребенок в мире художественной литературы» во второй младшей группе.
  • Светлана Капутская. Занятие по формированию навыков успешного взаимодействия детей средствами художественной литературы «Наш дом дружбы».
  • Сивергина Любовь Анатольевна. Проект «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с художниками-иллюстраторами коми детской книги»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь