Консультация для воспитателей ДОУ по программе Социокультурные истоки»
Цель: знакомство со структурой и отличительными особенностями построения книг для развития детей 3-7 лет; расширение представлений о программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования; освоение технологий активного взаимодействия.
Технические шаги.
Шаг первый. «Объединение».
Предложить присутствующим сесть в круг и объединиться в пары (тройки) в зависимости от количества экземпляров детской литературы.
Предложить сидящим в парах познакомиться друг с другом, назвать своё имя, место работы, должность.
Выразить надежду на активное сотрудничество и творческое взаимодействие.
Раздать всю серию книг для развития детей (17 экземпляров по 1 книге на каждую пару).
Дать общую информацию следующего характера.
В работе с детьми и их родителями по программе «Социокультурные истоки» используется новый вид образовательного инструментария – книги для развития детей 3 – 7 лет. В них заложена как основная, так и предварительная работа с детьми и родителями в период подготовки к занятиям по данной программе. Образовательная работа по каждой части книги планируется и осуществляется воспитателем в течение учебного месяца (в совместной и самостоятельной деятельности). Книги для развития детей являются составной частью комплекта «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.
Комплект состоит из 17 книг: три книги для детей 3-4 лет ( «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга»); четыре книги для детей 4-5 лет ( «Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово»); пять книг для детей 5-6 лет ( «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая Надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово»); пять книг для детей 6-7 лет ( «Сказочное слово», «Напутственное слово», «Светлый образу», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции»).
Весь комплект книг полностью соответствует структуре и содержанию программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования, содержит осваиваемые категории (Слово, Образ, Книга, Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души, Вера, Надежда, Любовь, Мудрость; Традиции Слова, Образа, Дела, Праздника).
Книги для развития представляют принципиально новый вид инструментария, предложенный профессором РАЕН И.А. Кузьминым для дошкольного образования. Они предназначены для совместной работы педагогов, детей и их родителей. Образовательная работа с детьми и родителями по каждой части книги планируется и осуществляется воспитателем в течение учебного месяца (в совместной и самостоятельной деятельности). Интегративный характер книг для развития актуализирует знания детей по игровой деятельности, познавательному развитию, изобразительной и музыкальной деятельности, художественно – ручному труду, развивает коммуникативные способности.
Шаг второй. «Ознакомление».
Поставить цель работы: знакомство со структурой построения и отличительными особенностями построения книг для развития детей 3-7 лет.
Выделить время для самостоятельного ознакомления с книгой для развития (10-15 минут).
Практические шаги.
Шаг третий. «Освоение».
Обязательное условие: в паре решать все задания вместе, делегируя право высказаться по очереди.
Задача: выделить отличительные особенности книг для развития дошкольников к программе «Социокультурные истоки».
Образовательный инструментарий для дошкольников имеет следующие отличительные особенности.
Во — первых, он направлен в равной степени на развитие духовно – нравственных ценностей как ребёнка, так и его родителей.
Каждая книга для развития начинается со Слова к родителям. В этом обращении раскрывается смысл важнейших духовно-нравственных категорий и ценностей, заложенных в программе.
Задание присутствующим.
Зачитать из книг для развития фрагменты Слова к родителям, которые тронули Вашу душу; озвучить при этом название книги и возраст детей, для которых она предназначена.
Заслушать желающих.
Слово к родителям заканчивается заданиями:
«Прочитайте детям следующие пословицы» (книги для детей 3-4 лет) или «Поразмышляйте вместе с детьми о смысле следующих пословиц» (книги для детей 4-7 лет). Чтобы понять афористичность пословицы, образность поговорки, их философский смысл, нравственное начало, скрытую метафору – надо иметь большой жизненный опыт и развитое чувство языка. Задача взрослого – помочь в это детям.
Задание присутствующим.
Зачитать из книг для развития понравившиеся пословицы. Заслушать желающих. Поразмышлять над ценностью представленных пословиц и над тем, как они будут представлены детям для совместных размышлений.
Во – вторых, для каждой темы подобрано главное произведение, позволяющее выйти на размышления по осваиваемым категориям. Главное произведение выделено особой рамочкой — заставкой и буквицей.
Задание.
Найти в книгах главные произведения и назвать их. Обратить внимание на их разножанровость.
Вывод.
В качестве главных произведении в книгах для развития представлены русские народные сказки, былины, сказы, фрагменты произведений классической и переложенной житийной литературы.
Народные игры, песни, потешки, поговорки, пословицы в книгах для развития приобщают детей и взрослых к родному слову, возрождают их генетическую память и используются в процессе проведения занятий. Познавая богатство народной культуры, ребенок сердцем познает и свой народ. В родном фольклоре отражено миропонимание народа, его нравственные установки. Это первые уроки воспитания маленького ребенка.
В – третьих, книги для развития подготовлены для взаимодействия детей и родителей в процессе духовно-нравственного воспитания.
Одна из главных задач программы — организовать доверительное взаимодействие между родителями и детьми. После текстов в книгах помещены вопросы и задания, направленные на активное взаимодействие взрослых и детей (Поразмышляйте вместе с детьми...).
Задание.
Найти отличительные особенности анализа представленных текстов в сравнении с традиционным.
В книги для развития включены задания всех уровней сложности:
- направленные на воспроизведение информации: «Расскажите вместе с детьми сказку по опорным словам», «Выучите понравившуюся колыбельную песню» и т.п.;
- направленные на преобразование имеющихся знаний: «Какие добрые слова из прочитанных потешек вы запомнили?», «Поразмышляйте вместе с детьми и выберите качества, которые помогли Данилушке стать настоящим мастером»;
- направленные на творческий поиск: «Придумайте вместе с ребенком продолжение истории», «Побеседуйте с ребенком о том, каким он представляет свой жизненный путь».
Задания, помещенные в книгах для развития, подводят детей и их родителей к более глубокому пониманию и переосмыслению жизненного опыта.
В – четвёртых, для каждой книги в целом и каждого произведения продуманы и подготовлены образы-иллюстрации, позволяющие получить эмоционально-образное восприятие духовно-нравственного контекста произведения и осваиваемых категорий
Мышление детей дошкольного возраста носит наглядно – действенный и наглядно – образный характер. Это нашло отражение при разработке книг для развития детей дошкольного возраста. Для каждой книги в целом и каждого произведения продуманы и подготовлены образы – иллюстрации, позволяющие получить образно – эмоциональное развитие.
В процессе подготовки итоговых занятий дети приобщаются к изобразительному искусству: рассматривают иллюстрации, помещенные в книгах для развития, отмечают выразительность представленных образов, душевное состояние героев.
Образы иллюстраций к книгам подготовлены художниками М.В. Фоминой, М.А. Тодоровой, Ю.А. Александровым, Ю.Г. Галкиной, Е.А. Клюевой. Образы иллюстраций доносят до читателя основную идею каждой книги. Художники с большой любовью создали образы героев, детализировано, до мельчайших подробностей изобразили особенности исторической эпохи, культуры и быта русского народа.
В книгах зримо представлены образы: Матери, Отца, Семьи, Матушки – Природы, Защитников Земли Русской, Доброго друга, Мастеров и рукодельниц, Труда земного, Праздника и др. Это предельно цельные художественные образы, дающие детям представления о культуре, быте, традициях, занятиях и ремеслах людей родного края.
Задание.
Найти отличительные особенности художественного оформления книг для развития, начиная с обложки.
В – пятых, в русских народных сказках восстановлен первоначальный контекст категорий и ценностей.
Задание.
Найти в книгах сказки с восстановленным первоначальным контекстом.
( «Золотое яичко», «Теремок», «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка», «Царевна – лягушка», «Василиса Прекрасная», «Пёрышко Финиста Ясна Сокола» и др.).
Вопрос: «Почему важен первоначальный контекст русских народных сказок?»
Первоначальный контекст сказок возвращает нас в родную традицию, где сохраняется многовековая мудрость народа, главные герои стремятся к идеалу. Работа с книгами для развития способствует расширению кругозора и словарного запаса детей, развитию образного и основ логического мышления, языкового чувства, формированию системы ценностей и навыков сотрудничества и продуктивного диалога.
В – шестых, для каждой осваиваемой темы подготовлена страница Альбома «Мои Истоки», над которой ребёнок может потрудиться вместе с родителями и закрепить в образе осваиваемые духовно-нравственные категории.
- В современной педагогической парадигме каждый ребенок воспринимается педагогом и родителями как личность, развивающаяся в процессе активной самореализации своего творческого потенциала в системе взаимодействия с другими людьми.
Творческий процесс обладает большой притягательной силой для детей, поскольку пробуждает особые эмоции. В творческой изобразительной деятельности ребенок «выплескивает» свои мысли, чувства, переживания на лист бумаги.
Эта потребность ребенка реализуется в процессе работы по оформлению страницы Альбома «Мои истоки» книг для развития детей 3-7 лет. На страницах Альбома ребенок может потрудиться вместе с родителями и закрепить в образах духовно – нравственные категории. Таким образом, эта страница становится результатом сотворчества взрослых и детей.
На этих страницах в рисунке ребенок может выразить свои чувства, эмоции, размышления. Страница Альбома создается как в детском саду, так и дома. Художественно-творческая деятельность для детской души снимает нервное напряжение, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное, эмоциональное состояние каждого ребенка.
Задание.
Найти отличительные особенности оформления страниц Альбома детьми младшего и старшего дошкольного возраста.
Начиная со второй младшей группы, идет последовательное развитие продуктивной деятельности детей. Творческие задания усложняются с учетом их возрастных особенностей. Следует отметить, что при оформлении страниц Альбома активное участие принимают родители, особенно с детьми младшего дошкольного возраста. Книги для развития наполнены образами – символами – солнце, месяц, луна, звезды, ветер, которые ребенку предстоит осмыслить вместе с родителями и педагогами.
В – седьмых, в книгах для развития помещён образовательный инструментарий для проведения активных занятий с детьми и их родителями. Базовым звеном формирования системы ценностей у детей и их родителей являются активные занятия и последовательное их проведение.
Задание.
Найти в книгах разные виды образовательного инструментария и отметить его ценность. Поразмышлять над тем, как вместе с детьми можно выполнить задания к активным занятиям.
Шаг четвёртый. «Итоговый».
Предложить родителям объединиться в микрогруппы.
Предложить присутствующим ещё раз перелистать серию книг и ответить на вопрос: «Какие качества личности ребёнка-дошкольника формируют книги для развития?».
Выслушать мнение каждой группы.
Записать все высказывания, подвести общий итог, зачитать обобщённый ответ на поставленный вопрос.
Вывод: книги для развития детей формируют все базовые качества личности ребёнка-дошкольника.
Универсальность книг для развития детей заключается в том, что они с успехом интегрируются с Азбукой Истоков «Золотое сердечко», а также могут быть интегрированы в различные программы для дошкольного образования.
Прокомментировать Рекомендации родителям к книгам для развития детей.
Проследить линию преемственности с книгами для развития для начальной школы.
"
|