Котельникова Ольга Ивановна. «Технология освоения образовательного инструментария — серии книг для развития детей дошкольного возраста — к программе «Социокультурные истоки» педагогами детских садов,

«Технология освоения образовательного инструментария — серии книг для развития детей дошкольного возраста — к программе «Социокультурные истоки» педагогами детских садов, родителями воспитанников».

Консультация для воспитателей ДОУ по программе Социокультурные истоки»

Цель: знакомство со структурой и отличительными особенностями построения книг для развития детей 3-7 лет; расширение представлений о программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования; освоение технологий активного взаимодействия.

Технические шаги.

Шаг первый. «Объединение».

Предложить присутствующим сесть в круг и объединиться в пары (тройки) в зависимости от количества экземпляров детской литературы.

Предложить сидящим в парах познакомиться друг с другом, назвать своё имя, место работы, должность.

 

Выразить надежду на активное сотрудничество и творческое взаимодействие.

Раздать всю серию книг для развития детей (17 экземпляров по 1 книге на каждую пару).

Дать общую информацию следующего характера.

В работе с детьми и их родителями по программе «Социокультурные истоки» используется новый вид образовательного инструментария – книги для развития детей 3 – 7 лет. В них заложена как основная, так и предварительная работа с детьми и родителями в период подготовки к занятиям по данной программе. Образовательная работа по каждой части книги планируется и осуществляется воспитателем в течение учебного месяца (в совместной и самостоятельной деятельности). Книги для развития детей являются составной частью комплекта «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.

Комплект состоит из 17 книг: три книги для детей 3-4 лет ( «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга»); четыре книги для детей 4-5 лет ( «Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово»); пять книг для детей 5-6 лет ( «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая Надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово»); пять книг для детей 6-7 лет ( «Сказочное слово», «Напутственное слово», «Светлый образу», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции»).

Весь комплект книг полностью соответствует структуре и содержанию программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования, содержит осваиваемые категории (Слово, Образ, Книга, Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души, Вера, Надежда, Любовь, Мудрость; Традиции Слова, Образа, Дела, Праздника).

Книги для развития представляют принципиально новый вид инструментария, предложенный профессором РАЕН И.А. Кузьминым для дошкольного образования. Они предназначены для совместной работы педагогов, детей и их родителей. Образовательная работа с детьми и родителями по каждой части книги планируется и осуществляется воспитателем в течение учебного месяца (в совместной и самостоятельной деятельности). Интегративный характер книг для развития актуализирует знания детей по игровой деятельности, познавательному развитию, изобразительной и музыкальной деятельности, художественно – ручному труду, развивает коммуникативные способности.

Шаг второй. «Ознакомление».

Поставить цель работы: знакомство со структурой построения и отличительными особенностями построения книг для развития детей 3-7 лет.

Выделить время для самостоятельного ознакомления с книгой для развития (10-15 минут).

Практические шаги.

Шаг третий. «Освоение».

Обязательное условие: в паре решать все задания вместе, делегируя право высказаться по очереди.

Задача: выделить отличительные особенности книг для развития дошкольников к программе «Социокультурные истоки».

Образовательный инструментарий для дошкольников имеет следующие отличительные особенности.

Во — первых, он направлен в равной степени на развитие духовно – нравственных ценностей как ребёнка, так и его родителей.

Каждая книга для развития начинается со Слова к родителям. В этом обращении раскрывается смысл важнейших духовно-нравственных категорий и ценностей, заложенных в программе.

Задание присутствующим.

Зачитать из книг для развития фрагменты Слова к родителям, которые тронули Вашу душу; озвучить при этом название книги и возраст детей, для которых она предназначена.

Заслушать желающих.

Слово к родителям заканчивается заданиями:

«Прочитайте детям следующие пословицы» (книги для детей 3-4 лет) или «Поразмышляйте вместе с детьми о смысле следующих пословиц» (книги для детей 4-7 лет). Чтобы понять афористичность пословицы, образность поговорки, их философский смысл, нравственное начало, скрытую метафору – надо иметь большой жизненный опыт и развитое чувство языка. Задача взрослого – помочь в это детям.

Задание присутствующим.

Зачитать из книг для развития понравившиеся пословицы. Заслушать желающих. Поразмышлять над ценностью представленных пословиц и над тем, как они будут представлены детям для совместных размышлений.

Во – вторых, для каждой темы подобрано главное произведение, позволяющее выйти на размышления по осваиваемым категориям. Главное произведение выделено особой рамочкой — заставкой и буквицей.

Задание.

Найти в книгах главные произведения и назвать их. Обратить внимание на их разножанровость.

Вывод.

В качестве главных произведении в книгах для развития представлены русские народные сказки, былины, сказы, фрагменты произведений классической и переложенной житийной литературы.

Народные игры, песни, потешки, поговорки, пословицы в книгах для развития приобщают детей и взрослых к родному слову, возрождают их генетическую память и используются в процессе проведения занятий. Познавая богатство народной культуры, ребенок сердцем познает и свой народ. В родном фольклоре отражено миропонимание народа, его нравственные установки. Это первые уроки воспитания маленького ребенка.

В – третьих, книги для развития подготовлены для взаимодействия детей и родителей в процессе духовно-нравственного воспитания.

Одна из главных задач программы — организовать доверительное взаимодействие между родителями и детьми. После текстов в книгах помещены вопросы и задания, направленные на активное взаимодействие взрослых и детей (Поразмышляйте вместе с детьми...).

Задание.

Найти отличительные особенности анализа представленных текстов в сравнении с традиционным.

В книги для развития включены задания всех уровней сложности:

  • направленные на воспроизведение информации: «Расскажите вместе с детьми сказку по опорным словам», «Выучите понравившуюся колыбельную песню» и т.п.;
  • направленные на преобразование имеющихся знаний: «Какие добрые слова из прочитанных потешек вы запомнили?», «Поразмышляйте вместе с детьми и выберите качества, которые помогли Данилушке стать настоящим мастером»;
  • направленные на творческий поиск: «Придумайте вместе с ребенком продолжение истории», «Побеседуйте с ребенком о том, каким он представляет свой жизненный путь».

Задания, помещенные в книгах для развития, подводят детей и их родителей к более глубокому пониманию и переосмыслению жизненного опыта.

В – четвёртых, для каждой книги в целом и каждого произведения продуманы и подготовлены образы-иллюстрации, позволяющие получить эмоционально-образное восприятие духовно-нравственного контекста произведения и осваиваемых категорий

Мышление детей дошкольного возраста носит наглядно – действенный и наглядно – образный характер. Это нашло отражение при разработке книг для развития детей дошкольного возраста. Для каждой книги в целом и каждого произведения продуманы и подготовлены образы – иллюстрации, позволяющие получить образно – эмоциональное развитие.

В процессе подготовки итоговых занятий дети приобщаются к изобразительному искусству: рассматривают иллюстрации, помещенные в книгах для развития, отмечают выразительность представленных образов, душевное состояние героев.

Образы иллюстраций к книгам подготовлены художниками М.В. Фоминой, М.А. Тодоровой, Ю.А. Александровым, Ю.Г. Галкиной, Е.А. Клюевой. Образы иллюстраций доносят до читателя основную идею каждой книги. Художники с большой любовью создали образы героев, детализировано, до мельчайших подробностей изобразили особенности исторической эпохи, культуры и быта русского народа.

В книгах зримо представлены образы: Матери, Отца, Семьи, Матушки – Природы, Защитников Земли Русской, Доброго друга, Мастеров и рукодельниц, Труда земного, Праздника и др. Это предельно цельные художественные образы, дающие детям представления о культуре, быте, традициях, занятиях и ремеслах людей родного края.

Задание.

Найти отличительные особенности художественного оформления книг для развития, начиная с обложки.

В – пятых, в русских народных сказках восстановлен первоначальный контекст категорий и ценностей.

Задание.

Найти в книгах сказки с восстановленным первоначальным контекстом.

( «Золотое яичко», «Теремок», «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка», «Царевна – лягушка», «Василиса Прекрасная», «Пёрышко Финиста Ясна Сокола» и др.).

Вопрос: «Почему важен первоначальный контекст русских народных сказок?»

Первоначальный контекст сказок возвращает нас в родную традицию, где сохраняется многовековая мудрость народа, главные герои стремятся к идеалу. Работа с книгами для развития способствует расширению кругозора и словарного запаса детей, развитию образного и основ логического мышления, языкового чувства, формированию системы ценностей и навыков сотрудничества и продуктивного диалога.

В – шестых, для каждой осваиваемой темы подготовлена страница Альбома «Мои Истоки», над которой ребёнок может потрудиться вместе с родителями и закрепить в образе осваиваемые духовно-нравственные категории.

  • В современной педагогической парадигме каждый ребенок воспринимается педагогом и родителями как личность, развивающаяся в процессе активной самореализации своего творческого потенциала в системе взаимодействия с другими людьми.

Творческий процесс обладает большой притягательной силой для детей, поскольку пробуждает особые эмоции. В творческой изобразительной деятельности ребенок «выплескивает» свои мысли, чувства, переживания на лист бумаги.

Эта потребность ребенка реализуется в процессе работы по оформлению страницы Альбома «Мои истоки» книг для развития детей 3-7 лет. На страницах Альбома ребенок может потрудиться вместе с родителями и закрепить в образах духовно – нравственные категории. Таким образом, эта страница становится результатом сотворчества взрослых и детей.

На этих страницах в рисунке ребенок может выразить свои чувства, эмоции, размышления. Страница Альбома создается как в детском саду, так и дома. Художественно-творческая деятельность для детской души снимает нервное напряжение, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное, эмоциональное состояние каждого ребенка.

Задание.

Найти отличительные особенности оформления страниц Альбома детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

Начиная со второй младшей группы, идет последовательное развитие продуктивной деятельности детей. Творческие задания усложняются с учетом их возрастных особенностей. Следует отметить, что при оформлении страниц Альбома активное участие принимают родители, особенно с детьми младшего дошкольного возраста. Книги для развития наполнены образами – символами – солнце, месяц, луна, звезды, ветер, которые ребенку предстоит осмыслить вместе с родителями и педагогами.

В – седьмых, в книгах для развития помещён образовательный инструментарий для проведения активных занятий с детьми и их родителями. Базовым звеном формирования системы ценностей у детей и их родителей являются активные занятия и последовательное их проведение.

Задание.

Найти в книгах разные виды образовательного инструментария и отметить его ценность. Поразмышлять над тем, как вместе с детьми можно выполнить задания к активным занятиям.

Шаг четвёртый. «Итоговый».

Предложить родителям объединиться в микрогруппы.

Предложить присутствующим ещё раз перелистать серию книг и ответить на вопрос: «Какие качества личности ребёнка-дошкольника формируют книги для развития?».

Выслушать мнение каждой группы.

Записать все высказывания, подвести общий итог, зачитать обобщённый ответ на поставленный вопрос.

Вывод: книги для развития детей формируют все базовые качества личности ребёнка-дошкольника.

Универсальность книг для развития детей заключается в том, что они с успехом интегрируются с Азбукой Истоков «Золотое сердечко», а также могут быть интегрированы в различные программы для дошкольного образования.

Прокомментировать Рекомендации родителям к книгам для развития детей.

Проследить линию преемственности с книгами для развития для начальной школы.

"

Просмотров: 401
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Иванова Е. Н. Методическая разработка мероприятия с детьми в образовательной области художественно-эстетического развития по программе «ИСТОКИ» с детьми 3-4 лет. Тема итогового занятия «ДОБРАЯ КНИГА»
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Евдокимова Мария Викторовна. Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  • Улядарова Ольга Станиславовна, Магомедова Айханум Ахмедовна. Духовно — нравственное воспитание детей дошкольного возраста (в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»).
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Сивергина Любовь Анатольевна. Проект «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с художниками-иллюстраторами коми детской книги»
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Соколова Лилия Анатольевна Шведова Александра Станиславовна. Особенности развития личности детей старшего дошкольного возраста
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Мария Кельт. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Ирина Перевозчикова. «ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Панова Елена Николаевна Клочьева Ольга Алексеевна. Тренинг для родителей, имеющих детей с нарушением речевого развития «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения»
  • Виноградова Ольга Викторовна. Особенности физического развития современных детей дошкольного возраста.
  • Воронова Елена Васильевна. Особенности развития памяти детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
  • Пученина Людмила Юрьевна Мухарева Кристина Константиновна. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
  • Деш Оксана Владимировна. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Комолова Елена Витальевна. Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Верстукова Елена Николаевна. Методические разработки по взаимодействию с родителями в направлении развития способностей детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
  • Добикова Татьяна Ивановна. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для родителей: «Народные подвижные игры, как средство физического развития детей дошкольного возраста»
  • Шемякова Алена. Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими особенности развития
  • Глухих Марина Николаевна. Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста по ФГОС
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Шепоткова Ольга Николаевна. Методическая разработка занятия по продуктивной деятельности для детей среднего дошкольного возраста (возраст 4-5лет) Тема «Создание книги памяти»
  • Горошникова Татьяна Сергеевна, Егорова Марина Николаевна. Формирование базовых культурных ценностей детей старшего дошкольного возраста в условиях развития информационного общества



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь