А.С. Бочарова Студентка факультет психологии, 4 курс (очная форма обучения) ТГПУ им. Толстого
Шестилетний возраст — это время когда закладываются личностные особенности ребенка. Поэтому важно знать особенности памяти детей данного возраста. Помимо этого исследования развития памяти ребенка входит в понятие готовности к обучению в школе, поэтому и по настоящее время необходимо исследование специфики и принципов развития памяти детей шестилетнего возраста.
Во время дошкольного возраста развиваются различные виды памяти ребенка, поэтому эти изменения оказывают сильное влияние на дальнейшее становление психических функций и их полноценное развитие.
Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Память в шестилетнем возрасте – это одна из ключевых, первостепенных психических функций, от которых происходит строение всех остальных функций. В шестилетнем возрасте происходит переход от непроизвольного запоминания к произвольному, активному запоминанию. В этом возрасте сформирована наглядно-образная память.
Становление памяти у детей шестилетнего возраста, так же как и формирование прочих психических процессов, происходит в ходе учебно – познавательной деятельности. Так же немаловажно знать, что развитие памяти зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка, структуры памяти.
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного дошкольного учреждения № 137 — детский сад комбинированного вида г. Тулы. Была подобрана диагностическая программа, учитывающая индивидуальные особенности детей, имеющих задержку психического развития и нарушения речи. Методики были валидны, надежны, апробированы, адекватны природе изучаемого явления. В выборку вошли 10 детей 6 лет. Для исследования памяти использовались следующие методики: 1. Методика «Запомни картинки» (Г. А. Урунтаева). 2. Методика «Запомни рисунок» (Р. С. Немов). 3. Методика «Определение уровня зрительной памяти» (Л. В. Черемошкина). 4. Методика «Заучивания десяти слов» (А. Р. Лурия). 5. Методика «Запомни пару» (А. Р. Лурия).
Исходя, из результатов диагностики были получены следующие данные: с помощью методики «Запомни картинки (Г. А. Урунтаева)» мы выявили, что из 10 человек (100%), у 6 (60%) испытуемых уровень развития зрительной памяти средний. Также у 4 детей (40%) низкий уровень произвольной и непроизвольной зрительной памяти; по методике «Запомни пару (Р. С. Немов)» мы выявили, что 6 детей (60%) имеют низкий уровень развития логической памяти, 4 ребенка (40%) имеют средний уровень; по результатам методики «Определение уровня зрительной памяти (Л. В. Черемошкина)», мы выявили, что у 60% испытуемых показатель уровня развития зрительной памяти средний, у 4 детей (40%) отмечается низкий уровень кратковременной зрительной памяти; при прохождении методики «Заучивания десяти слов (А. Р. Лурия)», мы выявили, у 8 испытуемых (80%) уровень зрительной памяти низкий, у 2 детей (20%) отмечается средний уровень слуховой памяти; с помощью методики «запомни пару А. Р. Лурия», было выявлено, что 1 (10%) испытуемого уровень развития памяти выше нормы, 5 детей (50%) средний уровень слуховой памяти, 4 детей (40%) низкий уровень.
Таким образом, проведя исследование, можно сказать о том, что уровень развития памяти у детей шестилетнего возраста с задержкой психического развития находится ниже нормы и составляет 60%, так же есть дети, у которых имеются средние показатели развития зрительной и слуховой памяти 40%.
Данные результаты исследования, хорошо отражают особенности памяти, и указывает, что уровень проверяемой памяти у детей шестилетнего возраста с задержкой психического развития находится ниже возрастной нормы.
Поводя итог выше сказанному, можно сказать, что память у детей шестилетнего возраста, при задержке психического развития, имеет замедленный темп, который проявляется при поступлении в школу и выражается в избыточности общего запаса знаний, незрелости, превалированием игровых интересов.
Память изменяется с возрастом и поддается тренировке. Показатели развития памяти находятся в зависимости от: интересов малышей; отношения ребенка к деятельности; эмоционального настроя; волевых проявлений.
Литература:
- Леонтьев А.Н. Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций М. — Л.: Учпедгиз, 2010. — 278 с.
- Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 464 с.
- Истомина З.М. Развитие памяти: учебно-методическое пособие / З.М. Истомина. – М.: Союз издат, 2008. – 345 с.
|