Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

А.С. Бочарова Студентка факультет психологии, 4 курс (очная форма обучения) ТГПУ им. Толстого

Шестилетний возраст — это время когда закладываются личностные особенности ребенка. Поэтому важно знать особенности памяти детей данного возраста. Помимо этого исследования развития памяти ребенка входит в понятие готовности к обучению в школе, поэтому и по настоящее время необходимо исследование специфики и принципов развития памяти детей шестилетнего возраста.

Во время дошкольного возраста развиваются различные виды памяти ребенка, поэтому эти изменения оказывают сильное влияние на дальнейшее становление психических функций и их полноценное развитие.

 

Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Память в шестилетнем возрасте – это одна из ключевых, первостепенных психических функций, от которых происходит строение всех остальных функций. В шестилетнем возрасте происходит переход от непроизвольного запоминания к произвольному, активному запоминанию. В этом возрасте сформирована наглядно-образная память.

Становление памяти у детей шестилетнего возраста, так же как и формирование прочих психических процессов, происходит в ходе учебно – познавательной деятельности. Так же немаловажно знать, что развитие памяти зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка, структуры памяти.

Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного дошкольного учреждения № 137 — детский сад комбинированного вида г. Тулы. Была подобрана диагностическая программа, учитывающая индивидуальные особенности детей, имеющих задержку психического развития и нарушения речи. Методики были валидны, надежны, апробированы, адекватны природе изучаемого явления. В выборку вошли 10 детей 6 лет. Для исследования памяти использовались следующие методики: 1. Методика «Запомни картинки» (Г. А. Урунтаева). 2. Методика «Запомни рисунок» (Р. С. Немов). 3. Методика «Определение уровня зрительной памяти» (Л. В. Черемошкина). 4. Методика «Заучивания десяти слов» (А. Р. Лурия). 5. Методика «Запомни пару» (А. Р. Лурия).

Исходя, из результатов диагностики были получены следующие данные: с помощью методики «Запомни картинки (Г. А. Урунтаева)» мы выявили, что из 10 человек (100%), у 6 (60%) испытуемых уровень развития зрительной памяти средний. Также у 4 детей (40%) низкий уровень произвольной и непроизвольной зрительной памяти; по методике «Запомни пару (Р. С. Немов)» мы выявили, что 6 детей (60%) имеют низкий уровень развития логической памяти, 4 ребенка (40%) имеют средний уровень; по результатам методики «Определение уровня зрительной памяти (Л. В. Черемошкина)», мы выявили, что у 60% испытуемых показатель уровня развития зрительной памяти средний, у 4 детей (40%) отмечается низкий уровень кратковременной зрительной памяти; при прохождении методики «Заучивания десяти слов (А. Р. Лурия)», мы выявили, у 8 испытуемых (80%) уровень зрительной памяти низкий, у 2 детей (20%) отмечается средний уровень слуховой памяти; с помощью методики «запомни пару А. Р. Лурия», было выявлено, что 1 (10%) испытуемого уровень развития памяти выше нормы, 5 детей (50%) средний уровень слуховой памяти, 4 детей (40%) низкий уровень.

Таким образом, проведя исследование, можно сказать о том, что уровень развития памяти у детей шестилетнего возраста с задержкой психического развития находится ниже нормы и составляет 60%, так же есть дети, у которых имеются средние показатели развития зрительной и слуховой памяти 40%.

Данные результаты исследования, хорошо отражают особенности памяти, и указывает, что уровень проверяемой памяти у детей шестилетнего возраста с задержкой психического развития находится ниже возрастной нормы.

Поводя итог выше сказанному, можно сказать, что память у детей шестилетнего возраста, при задержке психического развития, имеет замедленный темп, который проявляется при поступлении в школу и выражается в избыточности общего запаса знаний, незрелости, превалированием игровых интересов.

Память изменяется с возрастом и поддается тренировке. Показатели развития памяти находятся в зависимости от: интересов малышей; отношения ребенка к деятельности; эмоционального настроя; волевых проявлений.

Литература:

  1. Леонтьев А.Н. Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций М. — Л.: Учпедгиз, 2010. — 278 с.
  2. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 464 с.
  3. Истомина З.М. Развитие памяти: учебно-методическое пособие / З.М. Истомина. – М.: Союз издат, 2008. – 345 с.
Просмотров: 844
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Чернова Алла Андреевна. Развитие зрительной памяти и воображения детей с задержкой психического развития.
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Теоретические аспекты исследования зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Воронова Елена Васильевна. Особенности развития памяти детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
  • Щипакина Анна Александровна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
  • Антипина Алёна Иннокентьевна. Мастер-класс «Развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития посредством игр и упражнений»
  • Треничева Оксана Александровна. Педагогическая статья 'Особенности зрительной слуховой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи в старшей группе'
  • Степанишина Ирина Павловна. МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Зиновьева Наталья Геннадьевна. Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Понятие о зрительной памяти, его основные характеристики.
  • Ямгутдинова Елена Анатольевна. Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет»
  • Шумакова Галина Анатольевна. Игры для развития памяти у дошкольников
  • Костыгина Юлия Юрьевна. Развивающие игры с дошкольниками для развития внимания и памяти
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Игры и упражнения по развитию слуховой памяти у детей дошкольного возраста»
  • Шумакова Галина Анатольевна. Развитие памяти у детей дошкольного возраста
  • Ленгард Софья Ильдаровна. Программа занятий по развитию произвольной памяти детей дошкольного возраста
  • Руденко Анастасия Валерьевна. Особенности памяти у детей с ЗПР
  • Казанцева Юлия Викторовна. Семинар-практикум для родителей «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста»
  • Дмитрина Ирина Александровна. Развитие и коррекция памяти детей
  • Шепоткова Ольга Николаевна. Методическая разработка занятия по продуктивной деятельности для детей среднего дошкольного возраста (возраст 4-5лет) Тема «Создание книги памяти»
  • Жилич Н.А., Макарчук Л.А., Подофеденко О.А., Романюк Т.А.,. Сценарий праздника, посвященного Дню Победы «Вахта памяти» для детей старшего дошкольного возраста.
  • Федосеева Ольга Дмитриевна. Конспект праздничного досуга для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Достойны памяти героев»
  • Бекетова Ирина Анатольевна. Конспект организации изобразительной деятельности детей 5-6 лет на тему «Лента Памяти»
  • Мунтайкина Алевтина Анатольевна. Развитие памяти через заучивание стихотворения
  • Шевченко Оксана Анатольевна. Использование методики Зайцева при подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития
  • Дещинская Нина Николаевна. Рекомендации для родителей на тему «Развитие у дошкольников внимания и памяти, как предпосылка успешного обучения в школе»
  • Грязных Светлана Николаевна. «РАЗВИВАЕМ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
  • Ткаченко Светлана Владимировна. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
  • Варламова Светлана Станиславовна. Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности «Смотри и запоминай»
  • Кузьмина Светлана. Агитбригада «ДОРОГА ПАМЯТИ»
  • Федорова Алла Геннадьевна. Педагогический проект по самообразованию «Развитие внимания, памяти посредством дидактических игр»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь