Шумакова Галина Анатольевна. Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Развитие памяти у детей дошкольного возраста«Память как особый психический процесс, как мнемическая деятельность не дана ребёнку в готовом виде от рождения. Она складывается и изменяется в процессе его развития под влиянием условий жизни и воспитания» [Запорожец, Эльконин].
В дошкольном возрасте деятельность детей все более и более приобретает результативный характер, повышаются требования к ребёнку со стороны взрослых в отношении выполнения им своих действий, т.е. взрослые начинают ставить перед ребёнком такие задачи, при выполнении которых возникает потребность что-то специально запомнить или припомнить, для того чтобы успешно выполнить то или иное действие (практическое, игровое, учебное). На этой основе у ребёнка дошкольного возраста наряду с дальнейшим развитием непроизвольной памяти возникают новые её формы.


В исследованиях А.Н. Леонтьева (1931), П.И. Зинченко (1939) было установлено, что именно в дошкольном возрасте у детей начинает формироваться мнемическая деятельность, имеющая свои цели, приемы и способы. Возникает произвольная память. На протяжении дошкольного возраста ребёнок учится управлять этим процессом, ставить перед собой цель что-либо запомнить или припомнить. У него формируются специальные мнемические действия.
Переход к сознательно управляемым мнемическим действиям - сложный процесс, включающий ряд этапов. Вначале ребёнок выделяет и осознаёт мнемическую цель (цель запомнить или припомнить), а затем он начинает использовать соответствующие этой цели действия и операции. Первоначально мнемическая цель ставится перед ребёнком взрослым и формулируется словесно. Но постепенно при помощи взрослого, ставящего соответствующие задачи, у самого ребёнка появляется намерение что-то запомнить для припоминания в будущем, т.е. ребёнок научается самостоятельно ставить перед собой мнемическую цель.
Процесс выделения и осознания ребенком мнемической цели изучался З.М. Истоминой. Было установлено, что «ребёнок осознаёт (и выделяет) мнемические цели лишь тогда, когда он сталкивается с такими условиями, которые требуют от него активного припоминания и запоминания» [Истомина]. Однако одного этого условия недостаточно. Выделение и осознание мнемической цели ребёнком зависит ещё от мотива, побуждающего ребёнка к деятельности (передать поручение, усвоить знание и т.д.). «Мотив сообщает смысл цели и тем действиям, которые затем последуют» [Истомина].
Продуктивность запоминания зависит от характера деятельности, выполняемой ребёнком. Полученные З.М. Истоминой данные показывают, что наиболее благоприятными условиями для появления у ребёнка намерения запомнить и припомнить что-либо является выполнением практического поручения взрослого в ходе совместной с ним деятельности.
Сходные обстоятельства могут быть воспроизведены и в игровой ситуации. При невозможности дошкольника участвовать в практической деятельности взрослого соответствующие игры создают условия для успешного развития у него произвольных форм памяти [Запорожец, Эльконин].
В исследованиях З.М. Истоминой было также обнаружено, что припоминание приобретает произвольный характер раньше, чем запоминание. Это происходит потому, что именно при воспроизведении ребёнок сталкивается с необходимостью сделать что-то для того, чтобы припомнить требуемое. Это и вызывает поиски способов припоминания [Истомина]. Непроизвольное и непреднамеренное запоминание является преобладающей формой запоминания на протяжении всего дошкольного возраста. Это выражается в том, что дошкольники, как правило, запоминают ситуацию, слова, предметы и отношения между ними в ходе какой-либо деятельности (практической, игровой, учебной) и в зависимости от активности, которую они проявляют при её  выполнении.
Эффективность произвольного и непроизвольного запоминания у дошкольников исследовалось П.И. Зинченко [Зинченко]. Было обнаружено, что продуктивность обеих форм запоминания с возрастом повышается, но продуктивность непроизвольного запоминания в дошкольном возрасте превышает продуктивность произвольного запоминания.
Общее повышение продуктивности запоминания на протяжении дошкольного детства отмечалось в исследованиях А.Н. Леонтьева, Н.А. Корниенко, а также в исследованиях зарубежных психологов  М.Елви, Ломли, Колхауна, Уинча.
Повышению эффективности памяти в дошкольном возрасте способствует развитие содержания деятельности, производимой ребёнком в отношении запоминаемых объектов, а также формирование и развитие самих средств запоминания. Материалы исследований Л.В. Занкова и Д.М. Маянц (1940) показывают, что дошкольники при запоминании начинают прибегать к простейшим формам обобщения, относить запоминаемые ими объекты к определённой категории. В работах Т. В. Ендовицкой (1954) и Н.А. Корниенко (1955) также указывается на наличие у детей-дошкольников обобщений запоминаемого материала, объединения его в смысловые группы.
В исследованиях А.Н. Леонтьева [Леонтьев], Н.А. Корниенко были получены данные, показывающие, что эффективность запоминания у детей дошкольного возраста зависит от степени осмысленности, понятности для ребёнка запоминаемого материала.
В дошкольном возрасте слово – речевое опосредствование играет большую роль в осмыслении материала детьми. Влияние речевого опосредствования при установлении смысловых связей на эффективность запоминания у детей дошкольного возраста было прослежено Т.В. Ендовицкой.
Участие речи в установлении смысловых связей внутри запоминаемого материала является одним из центральных факторов развития памяти дошкольников. Замещение наглядно-образных связей связями речевыми знаменует собой переход к внутренне опосредствованному запоминанию, что делает возможным развития у детей словесно-логической памяти. Как показывают данные исследования Н.А. Корниенко, на протяжении дошкольного детства темп развития запоминания словесного материала превышает темп развития запоминания наглядного материала.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что формирование и воспитание дошкольников происходит в процессе деятельности. От особенностей её структуры в дошкольном возрасте во многом зависит и характер памяти. Деятельность дошкольника характеризуется тем, что она направлена на ближайшие конкретные цели. Поэтому содержание запоминаемого и припоминаемого определяется тем, что ребёнку непосредственно нужно и интересно. Запоминание, носящие характер заучивания, осуществляется ребёнком с большим трудом и то лишь в конце дошкольного периода [Запорожец, Эльконин].
Память дошкольника носит по преимуществу непреднамеренный характер. Её эффективность зависит от активности ребёнка, вызываемой и поддерживаемой непосредственными целями и мотивами деятельности и отношения, которая создаётся у ребёнка к воспринимаемому. Многие специальные детские занятия – дидактические игры, рисование, конструирование, занятия по развитию речи и другие – создают благоприятные условия для развития преднамеренного и осмысленного запоминания и воспроизведения.
В специально организованной детской деятельности, когда перед ребёнком ставится задача, в которой он должен достичь определенного результата, у него возникает необходимость выделить из окружающей обстановки и запомнить те или иные объекты и отношения между ними. Это служит основой для вычленения и постановки собственно мнемической цели. Вначале эта цель обычно ставится перед ребёнком взрослым, который указывает, что и для чего нужно выделить и запомнить, подсказывает ребёнку способы запоминания и подкрепляет (одобрением или порицанием) полученный результат. Затем ребёнок – опять при помощи взрослого – сам научается выделять и словесно формулировать мнемическую цель. На разных этапах дошкольного возраста речь взрослых и самого ребёнка является важным условием развития у него осмысленной и преднамеренной памяти. Большую роль в формировании памяти ребёнка – дошкольника  играет правильная организация воспитательного процесса вообще и организация детской деятельности в частности. От того, как организована деятельность ребёнка (постановка перед ним специальной цели запомнить или припомнить нужный материал, увязывание задачи на запоминание с общими мотивами его деятельности, формирования у ребёнка способов запоминания и т.д.), во многом зависит и эффективность развития его памяти.
Создание в дошкольном возрасте благоприятных условий для развития преднамеренных и осмысленных процессов памяти, формирование у ребёнка элементов произвольной памяти имеет существенное значение для его дальнейшего психического развития. Воспитание у ребёнка дошкольного возраста элементов целенаправленной памяти, формирование у него умения сознательно ставить перед собой цель запомнить, припомнить и привлечь для этого нужные способы и средства являются необходимой предпосылкой успешного обучения в школе.
На разных ступенях дошкольного детства память детей имеет свои особенности.
Дети младшего дошкольного возраста  (3-4 года) не умеют целенаправленно запоминать и припоминать, так как у них ещё отсутствуют процессы памяти как специальные действия, направленные на запоминание и припоминание. В этом возрасте и запоминание, и припоминание осуществляется ребёнком непреднамеренно в процессе выполнения им практической или игровой деятельности. Причем припоминание проявляется преимущественно в форме узнавания или ранее воспринимавшегося, или сходного с тем, что уже знакомо. Воспроизведение определенного, заданного материала в отсутствие предметной ситуации, способствующей этому, осуществляется в очень узких пределах.  По данным ряда авторов (А.Н. Леонтьев, З.М. Истомина, Н.А. Корниенко, П.И. Зинченко и др.)  дети этого возраста могут воспроизвести в среднем не более 4-х предметов или их изображений из 10-15-ти предъявленных им и не более 2-х слов.
Связный текст – стихи, потешки, сказки – маленькие дети запоминают с большей легкостью.  По мнению Р.И. Жуковской этому способствует целый ряд условий, облегчающих запоминание:

  • Большое количество повторений;
  • Эмоциональная насыщенность текста;
  • Звучность и чёткий ритм стихотворного текста;
  • Сочетание речевых ритмов с ритмом движения всего тела.

У детей младшего дошкольного возраста преобладают двигательный и наглядно-образный виды памяти.
В среднем дошкольном  возрасте (5 лет)  у детей появляются и начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания. Ребёнок уже может принять мнемическую цель, ставящуюся перед ним взрослым, может сам поставить перед собой мнемическую цель, когда этому способствуют условия деятельности. У детей пяти лет при правильной организации их деятельности начинают формироваться специальные мнемические действия, направленные на запоминание и припоминание. Наряду с элементарным мнемическим приёмом – повторением того, что нужно запомнить, - появляются такие приёмы, как последующие повторения, элементарная систематизация материала в целях его запоминания, начинают формироваться приёмы запоминания, опирающиеся на логический анализ материала. В связи с развитием речи и мыслительной деятельностью ребёнка складывается его словесно-логическая память.
Развитие процессов памяти в среднем дошкольном возрасте приводит к увеличению объема запоминаемого материала. В исследованиях А.В. Занкова и Д.М. Маянц, Н.А. Корниенко было установлено, что дети этого возраста могут воспроизвести в среднем уже 5-ть из 10-15-ти однократно предъявлявшихся им предметов и около 4-х несвязанных между собой слов из ряда, состоящего из 10-15-ти слов (А.Н. Леонтьев, З.М. Истомина и др.).  Увеличивается также объем запоминания связанного текста, изменяется содержание того, что ребёнок может запомнить, т.е. пересказывая сказку, он воспроизводит не только основные её события, но стремится передать её в тех, же словесных выражениях, которые употреблял автор.
В возрасте 6-7 лет процессы преднамеренного запоминания и припоминания приобретают форму особой развернутой деятельности, которая подчиняется мнемической задаче - задаче припомнить или запомнить. Ребёнок научается управлять своей памятью, используя различные мнемические приёмы и средства, среди которых ведущее место занимает речевое опосредствование.
В старшем дошкольном возрасте значительного развития достигает словесно-логическая память. Ребёнок уже свободно пользуется словом для установления смысловых связей при запоминании. При помощи слова анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи.
Всё это способствует увеличению объема запоминаемого материала. Ребёнок 6-7-ми лет в среднем запоминает 7-мь предметов или их изображений из 10-15-ти после их однократного предъявления (Л.В. Занков, Д.М. Маянц, Н.А. Корниенко)  и 5-6-ть слов (А.Н. Леонтьев, З.М. Истомина). Дети старшего дошкольного возраста запоминают словесный материал (отдельные слова) почти с таким же успехом, что и предметный.
К 6-7-ми годам начинают систематизироваться представления ребёнка об окружающем мире. Это играет большую роль в повышении продуктивности запоминания.

Шумакова Галина Анатольевна
Должность: воспитатель

Просмотров: 617
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Щипакина Анна Александровна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
  • Бескоровайная Галина Ивановна. Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое терроризм?»
  • Гафиятуллина Лилия Рафаиловна. Статья 'Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?'
  • Степанишина Ирина Павловна. МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Демченко Елена Сергеевна. Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство развития речи в дошкольном возрасте»
  • Воронова Елена Васильевна. Особенности развития памяти детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Шепоткова Ольга Николаевна. Методическая разработка занятия по продуктивной деятельности для детей среднего дошкольного возраста (возраст 4-5лет) Тема «Создание книги памяти»
  • Ан Таисия Евгеньевна. СЦЕНАРИЙ ОСЕННЕГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЧТО МЫШКА ДЕЛАЕТ ОСЕНЬЮ?»
  • Шумакова Галина Анатольевна. Игры для развития памяти у дошкольников
  • Кутовая Дарья Викторовна Кривчикова Александра Юрьевна. Особенности развития речи как высшего психического процесса у детей-близнецов в дошкольном возрасте
  • Зиновьева Наталья Геннадьевна. Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
  • Люфт Елена Юрьевна. Музейно-образовательная деятельность в ДОУ как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Казанцева Юлия Викторовна. Семинар-практикум для родителей «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста»
  • Синьва Наля Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Шигабеева Рашида. Выступление из опыта работы на МО на тему: «Формирование познавательной активности ребёнка дошкольного возраста в разных видах деятельности».
  • Языкова Ольга Юрьевна. Значение занимательного материала для умственного развития детей дошкольного возраста.
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Корниенко Марина Валерьевна. Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
  • Носкова Екатерина Геннадьевна. Особенности развития словесного творчества детей в старшем дошкольном возрасте
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Игры и упражнения по развитию слуховой памяти у детей дошкольного возраста»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь