Языкова Ольга Юрьевна. Значение занимательного материала для умственного развития детей дошкольного возраста.

Значение занимательного материала для умственного развития детей дошкольного возраста.

Всем нам хорошо известно, что умственное развитие дошкольника — важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Как известно, особую умственную активность ребёнок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни.

Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Именно в играх лучше всего развивается восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности.

 

Особенно в последние годы, годы научно-технического прогресса, и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. — всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Для развития творческой деятельности детей нужны игры нового типа, игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

Развивающие игры нельзя просто дать ребёнку и сказать: «Играй!» — игра может не пойти. Их нельзя показать ребёнку все сразу, а только по одной: и следующую, может быть, не раньше, чем через неделю или через месяц, а некоторые даже через год.

Разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

С какой игры начинать? Это тоже важный вопрос, но здесь никак не может быть однозначного ответа. Нельзя брать для начала слишком трудные задания: они могут отпугнуть малыша и тогда сразу всё усложнится. Лучше начать с заведомо более лёгких, которые ему явно под силу. И первый раз даже закончить, не доходя до трудных и непосильных заданий. Для любой игры необходима непринуждённая, свободная обстановка, когда всё внимание сосредоточенно на самой игре, а не на том, чтобы «сесть, как следует», «не болтать ногами», «не вскакивать с места» и «не шуметь». И не обязательно за столом, можно и на полу, и, не только сидя, а лёжа на животе — как удобнее.

Когда игры себя исчерпывают? В развивающих играх есть объективный критерий, по которому можно судить, когда ребёнок вырос настолько, что игра уже ничего ему не даёт. Это количество выполненных малышом заданий. Чем больше число задний он выполнил самостоятельно, тем дальше он продвинулся в развитии. Но даже в том случае, когда он уже справился со всеми заданиями, остаются еще, по крайней мере, две существенные ступени развития. Первая — сокращение времени. Вторая ступень развития начинается с собственно творчества. Это значит, что занятие игрой стало для ребёнка настолько привлекательным, что он сам берётся за игру и начинает придумывать и складывать или, вернее, складывая, придумывает интересные новые модели. Вот когда вы наблюдаете такую картину, тогда можете быть довольны: вы достигли наивысшего из возможных результатов — ребёнок сам начал творить.

И вот что важно понять с самого начала: развивающие игры — вовсе не какой-то эликсир талантливости, принимая который «через день по столовой ложке» можно достичь желаемых результатов. Они не могут заменить «грязных железок» и верстака с инструментами, не могут освободить от необходимости творческого подхода к любым жизненным ситуациям. Это только одно из средств развития способностей, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет противоречий между принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на которых строится вся система общения с детьми. Там где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры органично войдут в уклад жизни и смогут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребёнка.

Воспитатель первой квалификации МБДОУ №29 Языкова Ольга Юрьевна Логическая игра «Танграм»

Просмотров: 511
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Скворцова Светлана Георгиевна. Длительные творческие игры — высшая ступень развития детской игры
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Костыгина Юлия Юрьевна. Развивающие игры с дошкольниками для развития мелкой моторики
  • Костыгина Юлия Юрьевна. Развивающие игры с дошкольниками для развития внимания и памяти
  • Смирнова Валентина Ивановна. Статья «Развивающие игры как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»
  • Ершова Ирина Леонидовна. Развитие умственных способностей детей через развивающие игры.
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Подшивайлова Валентина Николаевна. «Театрализованные игры как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
  • Ларионова Ирина Александровна. Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребёнка.
  • Ярошенко О.А.. ДОКЛАД НА ТЕМУ: ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
  • Мамонова Светлана Юрьевна. Хороводные игры как средство развития общения детей раннего возраста.
  • Перепечаева Светлана Николаевна. Развивающие игры-потешки для развития мелкой моторики у малышей
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Екатерина Яр. Консультация для воспитателей детского сада «Значение игры для всестороннего развития ребёнка»
  • Белас Ксения. Развивающие игры математического содержания как средство развития представлений об алгоритмах у дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Андриянова Ольга Владимировна. Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада (материал к презентации)
  • Фёдорова Елена Валентиновна. Развитие познавательного интереса у дошкольников через развивающие игры.
  • Бакина Ирина Николаевна Гузева Елена Викторовна. «ИГРЫ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР».
  • Бокучава Светлана Николаевна. Методическая разработка «Игры на липучках – универсальные пособия для всестороннего развития ребёнка!»
  • Леонова Наталья Юрьевна. Игры для развития слухового внимания детей 4-5 лет «Фонематический слух – основа правильной речи»
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь