Ленгард Софья Ильдаровна. Программа занятий по развитию произвольной памяти детей дошкольного возраста

Программа занятий по развитию произвольной памяти детей дошкольного возраста

Занятия проводятся в просторном помещении с наличием свободных зон для физических игр. Все дети должны быть обеспечены карандашами и бумагой. Время, затраченное на проведение одного занятия, не должно превышать 45 минут. Если же время превышает этот лимит, рекомендуется делать паузы с разминкой.

Оборудование: иллюстрации, книги, карточки на каждого ребенка, серия сюжетных картин.

Занятия имеют следующую структуру, состоящую из нескольких ступеней:

  1. Подготовительная часть — Разминочный блок
  2. Упражнение на сплочение группы:

Как правило, упражнения на сплочение аудитории направлены на двигательную активность. Выполняя такие упражнения, дети активизируются, появляется общее настроение, положительные эмоции, готовность к последующим совместным действиям.

 

Скачать конспект

В качестве такого упражнения можно использовать такую игру: Дети становятся в широкий круг, затем воспитатель раздаёт всем карточки, на которых нарисованы герои известных сказок, одно имя сказочного героя он оставляет для себя. Каждый участник тренинга должен назваться своим сказочным именем. Ведущий берёт мяч и кидает в круг, называя имя героя сказки. Поймать или подобрать его должен тот, кто назвался этим именем.

Тот, кто пропустит мяч, и его подберёт другой участник, становится ведущим.

Упражнение должно проходить в интересной, занимательной форме, чтобы создать творческий настрой на занятие и подготовить участников к спонтанной деятельности и внутригрупповой коммуникации.

3. Основная часть — упражнения по развитию произвольной памяти.

Содержание основной части предполагало знакомство детей с теоретическим материалом, задания, упражнения и игры на развитие памяти.

Первое направление — работа над произвольной образной памятью 1. Игра «Рассеянный крокодил»

Задание 1.1. Посмотрите внимательно на этого неаккуратного Крокодила.

(После этого картинку необходимо убрать и попросить детей рисовать по памяти.)

Задание 1.2. А теперь нарисуйте то, что вы запомнили!

Задание 1.3. Перечислите всё, что вы рисовали:

- Какого цвета Крокодил на рисунке?

- Какого цвета должен быть Крокодил?

- Какие у него глаза?

- Какой у Крокодила хвост?

- Есть ли у него шкура, чешуя?

- Сколько у Крокодила ног?

- Что случилось с его обувью?

Задание 1.4. Сравните свой рисунок с рисунком в книжке. Отличаются ли эти рисунки чем-нибудь? Какие отличия вы видите?

2. Игра «Гуляем по лесу»

Представьте, ребята, что мы уже в лесу! Я буду называть вам птиц. Вы должны вспомнить тех, кого я пропустила.

Итак, сорока, ворона. Ласточка, дрозд, малиновка…

Задание 2.1. Назовите всех птиц, каких вы знаете. Для выполнения этого задания можно воспользоваться рисунками.

Задание 2.2. Картинки убираются. Детей просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры.

3. Игра «Загадка»

Я загадаю загадку, а отгадку прошу вас нарисовать.

Внимание! Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы. (Заяц)

Задание 4.1. Какими словами можно рассказать про зайца.

Задание 4.2. Вспомните и повторите загадку.

Второе направление — работа по развитию произвольной зрительной памяти.

Цель: развивать произвольную зрительную память через рассмотрение образа и словесное обозначение.

Задачи:

  1. Развивать умения составлять картинку по образцу;
  2. Развивать умения находить идентичное изображение и запоминать их.

Используемые игры.

1. Игра «Составь картинку»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Материал: набор геометрических фигур вырезанных из картона (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, полукруг).

Проведение игры: Первый этап. Показать детям несколько геометрических фигур, предложить подумать, какие предметы можно из них составить.

Выложить это изображение. Инструкция: «Запомните и составьте такое же самостоятельно». Подчеркнуть, что разноцветные фигуры нужны для того, чтобы составить изображение, белые фигуры помогают запомнить форму, количество отдельных деталей предмета. Задать вопрос: «Что нужно запомнить, чтобы правильно составить картинку?» После того, как дети составили изображение, они проверяют правильность, отмечают ошибки. Как только игра будет освоена, осуществляется переход ко второму этапу игры.

Второй этап. На этом этапе детям предлагаются предметы, изображенные на карточках, в этом случае дети сами анализируют картинку, выделяют необходимые детали. После завершения изображения анализируют его.

2. Игра «Запомни геометрические фигуры»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Материал: карточки с изображёнными геометрическими фигурами.

Проведение игры: показать ребёнку картинку с изображёнными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Инструкция: «Посмотрите, и запомни геометрические фигуры». Предъяви карточку, на которой 2 геометрические фигуры. Попросить ребёнка показать те фигуры, которые видел на первой карточке. Далее предъявляются карточки с наибольшим количеством геометрических фигур, ребёнок показывает первичный вариант.

Упражнение рефлексии

Рефлексия — это осмысление происходящих действий, фиксирование изменений состояний личности. В конце каждого занятия как вариант подведения итогов предлагается проводить беседу с детьми. Уже не дети, а воспитатель должен раскрыть смысл проведенной игры, подводя итог всему сказанному детьми. Эта беседа не должна носить откровенно назидательный характер. Она должна закрепить в памяти правильные формулировки, которые уже были озвучены детьми.

Заключительная часть

В конце заключительной части – релаксация – это произвольное расслабление мышц. Она основана на способности человека мысленно производить отключение мышц от двигательных центров головного мозга.

Имитационное упражнение “Снежинки” (раскрепощение, эмоциональная разрядка).

Ой, летят-летят снежинки, Дети бегут врассыпную Белоснежные пушинки,

Это зимушка-зима рукавами повела. Плавные движения рук вправо влево Все снежинки закружила. Кружатся на месте И на землю опустила. Приседают и кладут снежинки Коррекционная работа состоит из систематического цикла занятий. Все занятия состояли из трех частей: подготовительная часть, основная,

заключительная.

Просмотров: 426
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Ямгутдинова Елена Анатольевна. Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет»
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Игры и упражнения по развитию слуховой памяти у детей дошкольного возраста»
  • Зиновьева Наталья Геннадьевна. Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Дидактическая игра по развитию речи детей дошкольного возраста «Подбери картинку к букве»
  • Голик Светлана Николаевна. Домашнее задание по лексической теме: «Овощи» подготовительная группа для детей с ЗПР
  • Чернова Алла Андреевна. Развитие зрительной памяти и воображения детей с задержкой психического развития.
  • Ткаченко Светлана Владимировна. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
  • Варламова Светлана Станиславовна. Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности «Смотри и запоминай»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Ломыкина Анастасия Викторовна. План-конспект открытого интегрированного занятия по ФЭМП на тему: «Геометрические фигуры. Счет до 5» для детей средней группы
  • Васильева Екатерина Геннадиевна. Математическое и сенсорное развитие для детей младшей группы Тема: «Геометрические фигуры»
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Теоретические аспекты исследования зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Гильмазитдинова Наталья Николаевна, Фаляхова Алина Рафитовна. Конспект занятия по ФЭМП для средней группы дошкольного возраста Тема: «Геометрические фигуры»
  • Абакумова Наталья Леонидовна Митрофанова Надежда Васильевна. Конспект занятия по математике «Геометрические фигуры» во второй младшей группе
  • Логутова О.В. Соавторы: Зеленова Н.В. Рожкова С.Н.. Конспект квест – игры по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «В поисках «Книги Памяти»
  • Шумакова Галина Анатольевна. Игры для развития памяти у дошкольников
  • Плотникова Антонина. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Геометрические фигуры»
  • Костыгина Юлия Юрьевна. Развивающие игры с дошкольниками для развития внимания и памяти
  • Фануза Альшина. Разноцветные геометрические фигуры
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Понятие о зрительной памяти, его основные характеристики.
  • Шепоткова Ольга Николаевна. Методическая разработка занятия по продуктивной деятельности для детей среднего дошкольного возраста (возраст 4-5лет) Тема «Создание книги памяти»
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Шумакова Галина Анатольевна. Развитие памяти у детей дошкольного возраста
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
  • Баштовая Анна Владимировна. Конспект НОД в первой младшей группе Тема: «Геометрические фигуры»
  • Треничева Оксана Александровна. Педагогическая статья 'Особенности зрительной слуховой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи в старшей группе'
  • Казанцева Юлия Викторовна. Семинар-практикум для родителей «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста»
  • Горшкова Екатерина Михайловна. Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.
  • Светлана Анатольевна Маслова. Конспект НОД Тема: Геометрические фигуры.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь