Степанишина Ирина Павловна. МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Степанишина Ирина Павловна воспитатель высшей категории Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 80 Красносельского района Санкт-Петербурга

Современные дети стали намного умнее своих предшественников. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации. Сегодня все больше и больше становится детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано, и чем раньше помогать ребёнку в развитии способностей, тем легче будет дальнейшее его обучение.

 

До недавнего времени основное внимание ученых было обращено только на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Дошкольное образование стало самостоятельным уровнем образования и регулируется Федеральным Государственным образовательным стандартом. ФГОС ДО был разработан на основе Конституции РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. Один из принципов ФГОС ДО — обогащение детского развития. Цели стандарта включают в себя качественное дошкольное образование, и одной из задач является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а также развитие способностей и творческого потенциала.

В Федеральном законе от 29. 12. 2012 N 273-ФЗ (ред. от 31. 12. 2014)

"Об образовании в Российской Федерации" (статья 64 п.1) указывается на то, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование интеллектуальных и личностных качеств, а также формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста. Ссылаясь на нормативные документы, можно сделать вывод, о том, что интеллектуальному развитию детей в дошкольном образовании необходимо уделять особое внимание и создавать оптимальные условия для развития памяти. Легкость, с которой дети в дошкольном возрасте запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, объясняется бурным развитием природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, красивое, необычное, привлекающее его внимание. Запоминание происходит непроизвольно. Желание ребенка запомнить, надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей. Для обогащения развития запоминания можно применять различные мнемотехнические приемы. Мнемотехника, — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Дошкольное детство – это самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии. Авторы научных исследований (В. С. Мухина, Г.А. Урунтаева) указывают на то, что в младшем дошкольном возрасте бурно развивается образная память. Образная память опирается на чувственно воспринимаемую информацию (слух, зрение, обоняние и другие раздражители). Данные приемы активно разрабатывались в работах Т.А. Ткаченко, В.П. Глухова., Т.Б. Полянской и других авторов. Они советовали максимально использовать приемы, облегчающие детям составление связного последовательного сообщения, в частности путем выделения главных смысловых звеньев из сюжета произведения. Мнемотехника помогает развивать: зрительную и слуховую память, ассоциативное мышление, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сопровождающий просмотром рисунков, сохранившийся у ребенка после прослушивания, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Мнемотехнические приемы могут быть эффективным средством развития образной памяти детей дошкольного возраста при условии их применения в непрерывной образовательной деятельности, а так же во всех режимных моментах.

Используя в своей работе такие мнемотехнические приемы, как мнемотаблицы (коллажи, мнемодорожки, мнемоквадраты), тактильные дощечки, метод связок. Именно эти приемы мнемотехники, как указывают авторы (Т. В. Большева и И.В. Бодрова) применимы для работы с детьми дошкольного возраста в силу их возрастных особенностей. За основу работы с детьми по развитию образной памяти лучше всего взять русские народные сказки, т.к. сказка – неизменный спутник детства – играет особую роль в жизни ребенка. Ребенку легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами.

Список литературы

  1. Блонский П.П. Память и мышление. / П.П. Блонский. – СПб: Питер, 2001.
  2. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. / Большева Т.В. СПб.: ООО Издательство Детство – Пресс, 2001. – 143 с.
  3. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных преставлений у дошкольников Дошкольная педагогика. 2006
  4. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти Психология памяти: Хрестоматия [Текст] / Лурия А.Р. — М.: ЧеРо. 2009. – 245 с.
  5. Лурия А.Р. Материалы к курсу лекций по общей психологии. Вып. 3.

Внимание и память. [Текст] / Лурия А.Р. — М.: Изд. МГУ. 2001. – 358 с.

6. Немов Р.С. Общие основы психологии: Кн. 1. [Текст] / Немов Р.С. — М.: Просвещение. 1994. — 576 с.

7. Федеральный Закон об образовании РФ №273 от 29. 12. 2012 http: //base. consultant. ru

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — Режим доступа: http://www. rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html

Просмотров: 533
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Щипакина Анна Александровна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Степанишина Ирина Павловна. СТАТЬЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Зиновьева Наталья Геннадьевна. Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
  • Воронова Елена Васильевна. Особенности развития памяти детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
  • Шумакова Галина Анатольевна. Игры для развития памяти у дошкольников
  • Кожедуб Ирина Степановна. Конспект занятия по развитию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Тема занятия: «Развиваем память и внимание»
  • Чернова Алла Андреевна. Развитие зрительной памяти и воображения детей с задержкой психического развития.
  • Шепоткова Ольга Николаевна. Методическая разработка занятия по продуктивной деятельности для детей среднего дошкольного возраста (возраст 4-5лет) Тема «Создание книги памяти»
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Игры и упражнения по развитию слуховой памяти у детей дошкольного возраста»
  • Казанцева Юлия Викторовна. Семинар-практикум для родителей «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста»
  • Костыгина Юлия Юрьевна. Развивающие игры с дошкольниками для развития внимания и памяти
  • Дещинская Нина Николаевна. Рекомендации для родителей на тему «Развитие у дошкольников внимания и памяти, как предпосылка успешного обучения в школе»
  • Шумакова Галина Анатольевна. Развитие памяти у детей дошкольного возраста
  • Антипина Алёна Иннокентьевна. Мастер-класс «Развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития посредством игр и упражнений»
  • Ленгард Софья Ильдаровна. Программа занятий по развитию произвольной памяти детей дошкольного возраста
  • Козловская Наталья Васильевна. Игровые приемы для развития творческой самостоятельной деятельности детей.
  • Наталья Владимировна Рашкинене. Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте.
  • Жилич Н.А., Макарчук Л.А., Подофеденко О.А., Романюк Т.А.,. Сценарий праздника, посвященного Дню Победы «Вахта памяти» для детей старшего дошкольного возраста.
  • Швецова Элла Александровна. Методическая разработка 'Инновационные приемы развития речемыслительной деятельности детей на основе дидактического синквейна'.
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Теоретические аспекты исследования зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Грязных Светлана Николаевна. «РАЗВИВАЕМ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Федосеева Ольга Дмитриевна. Конспект праздничного досуга для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Достойны памяти героев»
  • Шустко Ирина Васильевна. Аппликация – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Тимербулатова Р. А.. Игровые приемы для развития артикуляционной моторики дошкольников с ОНР.
  • Юлия Геннадьевна Косолапова. Перспективно-тематический план работы учителя-логопеда по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста, используя нетрадиционные методы и приемы
  • Валитова Мария Викторовна. Филумика, как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Костарева Ирина Игоревна. Хеппенинг как средство развития художественно — эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста
  • Мазурчук Ляйсан Гаряйевна. Теория решения изобретательских задач, как средство развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь