Методическая разработка "Инновационные приемы развития речемыслительной деятельности детей на основе дидактического синквейна".
Здравствуйте, коллеги!
Традиционно мы собираемся, чтобы поделиться опытом, обсудить насущные проблемы в нашей с Вами любимой области.
Тема нашей встречи сегодня: «Инновационные приемы развития речемыслительной деятельности детей на основе дидактического синквейна».
Опыт работы со старшими дошкольниками (с ОНР) говорит о том, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.
Поэтому часто даже на первый взгляд у благополучных первоклассников возникают проблемы в учебе.
И как говорят педагоги, трудности проявляются не сразу, а чаще всего во второй половине года, когда повышаются требования к скорости выполнения заданий и на первый план выходят умения анализировать информацию, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли.
Я на своем опыте убедилась, что развить эти способности у детей можно еще в дошкольном возрасте с помощью дидактического синквейна.
Эта технология не требует особых условий ее применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий. Вы сами сможете убедиться, что составление синквейна обогащает и актуализирует детский словарь, уточняет содержание понятий. Развивает речь, память, внимание. Все это позволяет ребенку становиться активным творческим участником процесса.
Правила составления синквейна простые!
Синквейн — в переводе с фр. — «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
- первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
- вторая строка – два слова, прилагательные;
- третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
- четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
- пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
А теперь вместе попробуем поиграть в синквейн!
Я взяла сладкую тему «шоколад»! Говорят, что он поднимает настроение. Посмотрим, поднимит ли он его нам!
Играем! Тема: «Шоколад»
2. молочный, вкусный
3. лежит на витрине в магазине; тает во рту; вкусно пахнет
4. Обожаю его!
5. Сладость
Теперь побробуем самостоятельно?!? Тема на выбор: логопедический кабинет. Кто-то помечтает, кто-то окунется в реальность!
Вторая тема: день недели. Тема: «Среда»
Теоретическая часть у нас с Вами выполнена! Мы познакомились с технологией «дидактического синквейна».
Теперь я предлагаю просмотреть конспект занятия, в котором я использовала синквейн!
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р]
Тема: «Зима в Простоквашино»
Цель: автоматизации звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью; пополнение, расширение, активизация словарного запаса.
Коррекционно-развивающие: закрепление правильного звукопроизношения в словах, чистоговорках, развитие фонематического слуха и восприятия; развитие диалогической речи на основе общения с логопедом в процессе работы; развитие зрительного внимания и восприятия; развитие общей и мелкой моторики, координации речи сдвижением; развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.
Коррекционно-воспитательные: воспитание внимания к собственной речи и речи окружающих, формирование самоконтроля, воспитание общечеловеческих ценностей на основе мультипликационных персонажей.
Речевой материал: чистоговорки, игры речевые, загадки, стихотворение (дидактическая технология «синквейн»)
Оборудование: ТСО, лист с заданием «Буквы играют в прятки», музыкально-сопроводительные материалы «Зима в Простоквашино», конверт с заданиями, картинки с мультипликациоными персонажами, звуковая гирлянда, игрушка Кот Матроскин, мешочек с игрушками, мяч, аудиозапись неречевых звуков, медаль [Р]
Ход занятия
Звучит музыка из мультфильма «Зима в Простоквашино» (заходит ребенок, здоровается)
Здравствуй! Поздоровайся с нашими гостями!
Давай выпрямим спинку, расправим плечи, сделаем глубокий вдох, а потом сделаем выдох – выдохнем все неприятности и огорчения! (упражнение выполняется 2 раза)
Из какого мультфильма эта музыка?
Давай посмотрим на экран! Назови героев мультфильма! (на экране герои мультфильма «Простоквашино»)
Сейчас я ещё раз повторю эти слова, а ты пожалуйста внимательно послушай и назови звук, который слышится во всех словах (Фёдор, Матроскин, Шарик, Простоквашино, корова Мурка)
А ты не хотела бы побывать в Простоквашино?
Но мы еще и повторим [Р] в слогах, словах и предложениях (садимся за столик перед зеркалом)
А сначала давай вспомним, как пишется буква Р и попробуем написать ее в воздухе! Сначала мы напишем букву Р плечем, локтем, потом ладошкой и пальчиком!
Хорошо!
Смотри, буквы играют с тобой в прятки! (ребенок выполняет задание «Буквы играют в прятки» на листе бумаги)
Справилась!
А теперь, чтобы звук Р получился, Ты с ним долго не возился, Выполняй упражнения для языка Всё получится тогда!
(выполняем артикуляционную гимнастику за компьютером)
Молодец!
А теперь давай порычим! Как рычал Шарик!? Порычи!
Давай вспомним, как правильно произносится звук [Р]
Ротик свой мы открываем, Язычок приподнимаем, В бугорочки упираем, Краешки к зубам прижмем,
Да и сильно дуть начнем Язычок наш задрожит Никуда не убежит. Всем он так и говорит:
«Эта сильная струя Дрожать заставила меня. Не от страха я дрожу, Лишь мотор свой завожу».
Хорошо!
Посмотри, сколько снежинок вокруг! И каждая снежинка волшебная! Давай подуем на них! (ребенок выполняет упражнение на поддувание «Снежинки»)
Вот какие они волшебные!
Скажи, а ты любишь загадки!? Тогда я загадаю, а ты отгадай! Запорошила дорожки, Разукрасила окошки.
Радость детям подарила И на санках прокатила.
(Зима)
А какого цвета зима? (ребенок отвечает)
Конечно же белого! Поэтому снимай конвертик белого цвета! В нем как раз то, что нам нужно! (ребенок подходит к дереву, снимает нужный конверт)
Нам надо не просто проговорить звук [Р] в слогах, а прочитать слоги! Справимся!? (ребенок читает прямые слоги, затем обратные находясь у дерева)
Молодец, старалась!
А теперь предлагаю поиграть! (игра с перекатыванием мяча проводится сидя на ковре)
Я прошу со слогом РА мне помочь назвать слова! (логопед начинает слово, а ребенок добавляет РА) ко- ра, но-ра, иг-ра, у-ра
Теперь нужно закончить слогом РО! (вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб- ро)
А теперь договори слова со слогом РЫ! (го-ры, узо-ры, топо-ры)
Молодец!
Посмотри, кто у меня есть! (логопед показывает игрушку кота Матроскина)
Ну конечно же, это Матроскин! Смотри, у него с собой мешок! Посмотрим, что там!? (ребенок развязывает мешочек)
Откроем!? Что интересного он нам приготовил!?
(задание сосчитать предметы со словами: Игра «1-2-5» на согласование числительных с существительными)
Умничка!
А теперь давай отдохнем! (проводится динамическая пауза)
Раз, два, три, четыре, Мы снежки весь день лепили! Мы бросали их, ловили, Бабу снежную лепили,
Ох, устали, отдохнем! И опять лепить начнем!
Ой, ну и много снега зимой в Простоквашино! На что похожи эти звуки?
(игра для развития фонематического слуха «Отгадай, что звучит» (звуки: скрип снега, ветер, завывает вьюга, метель, гнутся деревья, каркают вороны)
Ой, холодно стало от всего этого! Пальчики замерзли, давай их согреем!
(За столиком проводится пальчиковая игра)
Я сидел, что было сил Пальчиками шевелил, А когда совсем устал, «хватит» — строго я сказал.
Не хотят они уняться, Все быстрее шевелятся, Мы тогда поступим так: Мы прогоним шевеляк.
(шевелим пальчиками, разводим ручки в стороны и за спинку)
А еще Матроскин приготовил тебе загадку!
Не галстук он, не воротник, А шею обжимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, Когда бывают холода.
Вокруг шеи свернулся калачик, От мороза детишек он спрячет.
(Шарф)
А как ласково мы скажем слово «шарф»? Правильно, шарфик!
Давай сделаем гирлянду из цветных шариков, составим слово «шарфик»! (звуковой анализ слова: ребенок нанизывает на гирлянду цветные бусины синего, красного и зеленого цвета)
А теперь посмотрим, кто же повезет эту гирлянду на елку! Кто в каком вагоне поедет!? (ребенок называет картинки и определяет место звука в слове, усаживая картинки с героями в вагончики на фланелеграфе)
Картинки: Матроскин, Шарик, дядя Федор, родители дяди Федора, Печкин, корова Мурка
А чтобы им ехать веселее было, повторим чистоговорку!
Ра – ра – ра во дворе у нас гора Ра — ра – ра очень рада детвора Ры – ры – ры нету дома детворы Ры – ры – ры мы катаемся с горы Ра – ра – ра мы поехали! Ура!
Молодец, старалась! И Матроскину очень, я уверена, понравилось!
А теперь, как всегда давай попробуем составить стихотворение из 5 строк! Скажи, кто нравится тебе больше всего из этих героев!? (ответ ребенка; далее составляется синквейн)
- Матроскин
- хороший, хозяйственный, рассудительный
- умеет вышивать, играть на гитаре, петь
- Мне нравится этот герой
- Мультфильм «Простоквашино»
Умница! Мне очень понравилось, как ты сегодня работала, ты старалась, четко произносила звук [Р], была внимательной!
Какая игра тебе показалось самой интересной? Что показалось сложным?
Теперь следи за своей речью и не забывай про звук Р! Я дарю тебе эту медаль на память о Зиме в Простоквашино! А дома ты обязательно расскажешь про Матроскина в пяти строках. Расскажешь!?
|