Швецова Элла Александровна. Методическая разработка 'Инновационные приемы развития речемыслительной деятельности детей на основе дидактического синквейна'.

Методическая разработка "Инновационные приемы развития речемыслительной деятельности детей на основе дидактического синквейна".Методическая разработка "Инновационные приемы развития речемыслительной деятельности детей на основе дидактического синквейна".

Здравствуйте, коллеги!

Традиционно мы собираемся, чтобы поделиться опытом, обсудить насущные проблемы в нашей с Вами любимой области.

Тема нашей встречи сегодня: «Инновационные приемы развития речемыслительной деятельности детей на основе дидактического синквейна».

Опыт работы со старшими дошкольниками (с ОНР) говорит о том, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.

Поэтому часто даже на первый взгляд у благополучных первоклассников возникают проблемы в учебе.

 

И как говорят педагоги, трудности проявляются не сразу, а чаще всего во второй половине года, когда повышаются требования к скорости выполнения заданий и на первый план выходят умения анализировать информацию, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли.

Я на своем опыте убедилась, что развить эти способности у детей можно еще в дошкольном возрасте с помощью дидактического синквейна.

Эта технология не требует особых условий ее применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий. Вы сами сможете убедиться, что составление синквейна обогащает и актуализирует детский словарь, уточняет содержание понятий. Развивает речь, память, внимание. Все это позволяет ребенку становиться активным творческим участником процесса.

Правила составления синквейна простые!

Синквейн — в переводе с фр. — «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

  1. первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  2. вторая строка – два слова, прилагательные;
  3. третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  4. четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  5. пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

А теперь вместе попробуем поиграть в синквейн!

Я взяла сладкую тему «шоколад»! Говорят, что он поднимает настроение. Посмотрим, поднимит ли он его нам!

Играем! Тема: «Шоколад»

2. молочный, вкусный

3. лежит на витрине в магазине; тает во рту; вкусно пахнет

4. Обожаю его!

5. Сладость

Теперь побробуем самостоятельно?!? Тема на выбор: логопедический кабинет. Кто-то помечтает, кто-то окунется в реальность!

Вторая тема: день недели. Тема: «Среда»

Теоретическая часть у нас с Вами выполнена! Мы познакомились с технологией «дидактического синквейна».

Теперь я предлагаю просмотреть конспект занятия, в котором я использовала синквейн!

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р]

Тема: «Зима в Простоквашино»

Цель: автоматизации звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью; пополнение, расширение, активизация словарного запаса.

Коррекционно-развивающие: закрепление правильного звукопроизношения в словах, чистоговорках, развитие фонематического слуха и восприятия; развитие диалогической речи на основе общения с логопедом в процессе работы; развитие зрительного внимания и восприятия; развитие общей и мелкой моторики, координации речи сдвижением; развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.

Коррекционно-воспитательные: воспитание внимания к собственной речи и речи окружающих, формирование самоконтроля, воспитание общечеловеческих ценностей на основе мультипликационных персонажей.

Речевой материал: чистоговорки, игры речевые, загадки, стихотворение (дидактическая технология «синквейн»)

Оборудование: ТСО, лист с заданием «Буквы играют в прятки», музыкально-сопроводительные материалы «Зима в Простоквашино», конверт с заданиями, картинки с мультипликациоными персонажами, звуковая гирлянда, игрушка Кот Матроскин, мешочек с игрушками, мяч, аудиозапись неречевых звуков, медаль [Р]

Ход занятия

Звучит музыка из мультфильма «Зима в Простоквашино» (заходит ребенок, здоровается)

Здравствуй! Поздоровайся с нашими гостями!

Давай выпрямим спинку, расправим плечи, сделаем глубокий вдох, а потом сделаем выдох – выдохнем все неприятности и огорчения! (упражнение выполняется 2 раза)

Из какого мультфильма эта музыка?

Давай посмотрим на экран! Назови героев мультфильма! (на экране герои мультфильма «Простоквашино»)

Сейчас я ещё раз повторю эти слова, а ты пожалуйста внимательно послушай и назови звук, который слышится во всех словах (Фёдор, Матроскин, Шарик, Простоквашино, корова Мурка)

А ты не хотела бы побывать в Простоквашино?

Но мы еще и повторим [Р] в слогах, словах и предложениях (садимся за столик перед зеркалом)

А сначала давай вспомним, как пишется буква Р и попробуем написать ее в воздухе! Сначала мы напишем букву Р плечем, локтем, потом ладошкой и пальчиком!

Хорошо!

Смотри, буквы играют с тобой в прятки! (ребенок выполняет задание «Буквы играют в прятки» на листе бумаги)

Справилась!

А теперь, чтобы звук Р получился,
Ты с ним долго не возился,
Выполняй упражнения для языка
Всё получится тогда!

(выполняем артикуляционную гимнастику за компьютером)

Молодец!

А теперь давай порычим! Как рычал Шарик!? Порычи!

Давай вспомним, как правильно произносится звук [Р]

Ротик свой мы открываем,
Язычок приподнимаем,
В бугорочки упираем,
Краешки к зубам прижмем,

Да и сильно дуть начнем
Язычок наш задрожит
Никуда не убежит.
Всем он так и говорит:

«Эта сильная струя
Дрожать заставила меня.
Не от страха я дрожу,
Лишь мотор свой завожу».

Хорошо!

Посмотри, сколько снежинок вокруг! И каждая снежинка волшебная! Давай подуем на них! (ребенок выполняет упражнение на поддувание «Снежинки»)

Вот какие они волшебные!

Скажи, а ты любишь загадки!?
Тогда я загадаю, а ты отгадай!
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.

Радость детям подарила
И на санках прокатила.

(Зима)

А какого цвета зима? (ребенок отвечает)

Конечно же белого! Поэтому снимай конвертик белого цвета! В нем как раз то, что нам нужно! (ребенок подходит к дереву, снимает нужный конверт)

Нам надо не просто проговорить звук [Р] в слогах, а прочитать слоги! Справимся!? (ребенок читает прямые слоги, затем обратные находясь у дерева)

Молодец, старалась!

А теперь предлагаю поиграть! (игра с перекатыванием мяча проводится сидя на ковре)

Я прошу со слогом РА мне помочь назвать слова! (логопед начинает слово, а ребенок добавляет РА) ко- ра, но-ра, иг-ра, у-ра

Теперь нужно закончить слогом РО! (вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб- ро)

А теперь договори слова со слогом РЫ! (го-ры, узо-ры, топо-ры)

Молодец!

Посмотри, кто у меня есть! (логопед показывает игрушку кота Матроскина)

Ну конечно же, это Матроскин! Смотри, у него с собой мешок! Посмотрим, что там!? (ребенок развязывает мешочек)

Откроем!? Что интересного он нам приготовил!?

(задание сосчитать предметы со словами: Игра «1-2-5» на согласование числительных с существительными)

Умничка!

А теперь давай отдохнем! (проводится динамическая пауза)

Раз, два, три, четыре,
Мы снежки весь день лепили!
Мы бросали их, ловили,
Бабу снежную лепили,

Ох, устали, отдохнем!
И опять лепить начнем!

Ой, ну и много снега зимой в Простоквашино! На что похожи эти звуки?

(игра для развития фонематического слуха «Отгадай, что звучит» (звуки: скрип снега, ветер, завывает вьюга, метель, гнутся деревья, каркают вороны)

Ой, холодно стало от всего этого! Пальчики замерзли, давай их согреем!

(За столиком проводится пальчиковая игра)

Я сидел, что было сил
Пальчиками шевелил,
А когда совсем устал,
«хватит» — строго я сказал.

Не хотят они уняться,
Все быстрее шевелятся,
Мы тогда поступим так:
Мы прогоним шевеляк.

(шевелим пальчиками, разводим ручки в стороны и за спинку)

А еще Матроскин приготовил тебе загадку!

Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода.

Вокруг шеи свернулся калачик,
От мороза детишек он спрячет.

(Шарф)

А как ласково мы скажем слово «шарф»? Правильно, шарфик!

Давай сделаем гирлянду из цветных шариков, составим слово «шарфик»! (звуковой анализ слова: ребенок нанизывает на гирлянду цветные бусины синего, красного и зеленого цвета)

А теперь посмотрим, кто же повезет эту гирлянду на елку! Кто в каком вагоне поедет!? (ребенок называет картинки и определяет место звука в слове, усаживая картинки с героями в вагончики на фланелеграфе)

Картинки: Матроскин, Шарик, дядя Федор, родители дяди Федора, Печкин, корова Мурка

А чтобы им ехать веселее было, повторим чистоговорку!

Ра – ра – ра во дворе у нас гора
Ра — ра – ра очень рада детвора
Ры – ры – ры нету дома детворы
Ры – ры – ры мы катаемся с горы
Ра – ра – ра мы поехали! Ура!

Молодец, старалась! И Матроскину очень, я уверена, понравилось!

А теперь, как всегда давай попробуем составить стихотворение из 5 строк! Скажи, кто нравится тебе больше всего из этих героев!? (ответ ребенка; далее составляется синквейн)

  1. Матроскин
  2. хороший, хозяйственный, рассудительный
  3. умеет вышивать, играть на гитаре, петь
  4. Мне нравится этот герой
  5. Мультфильм «Простоквашино»

Умница! Мне очень понравилось, как ты сегодня работала, ты старалась, четко произносила звук [Р], была внимательной!

Какая игра тебе показалось самой интересной? Что показалось сложным?

Теперь следи за своей речью и не забывай про звук Р! Я дарю тебе эту медаль на память о Зиме в Простоквашино! А дома ты обязательно расскажешь про Матроскина в пяти строках. Расскажешь!?

Просмотров: 690
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Эльвира Ахатовна Мингазова. Сценарий 8 марта для подготовительной группы «А теперь давайте с вами потолкуем мы о маме»
  • Буркеева Эльвира Рахибовна. Речевое и познавательное развитие детей дошкольного возраста методом дидактического синквейна
  • Яхина Галина Александровна. «Вот волшебная бумага, ты теперь не хуже мага…»
  • Главный Редактор. Кабы не было зимы. м/ф Зима в Простоквашино
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Журавлева Светлана Александровна. Родительские собрания. Нормы речи. Правильно ли говорит ваш ребенок?
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Борисова Марина Александровна. Консультация для педагогов. Тема: Развивающая предметно-пространственная среда – как важнейший фактор развития речи дошкольников. «В пустых стенах ребенок не заговорит»
  • Елена Горюнова. Сценарий выпускного в детском саду. 'Мы теперь ученики'
  • Захарова Ирина Николаевна. Конспект организованной образовательной деятельности с использованием педагогической системы М.Монтессори. «А давай с тобою тарелки мы помоем»
  • Главный Редактор. Я гоняю солнце, как мячик не собака я теперь- тучка - стихи родителям
  • Мозолевская Янина Люциановна. Индивидуальное занятие (старший возраст) Тема. Автоматизация звука /л/ в слогах, словах, предложениях и чистоговорках.
  • Татьяна Новожилова. Презентация. Методическая разработка. Тема: «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
  • Сосина Елена Владимировна. Сценарий подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука «Р» в слогах, словах и предложениях для детей подготовительной группы «Поможем жителям сказочного королевства»
  • Орлова Светлана Владимировна. Конспект подгруппового занятия с использованием Здоровье сберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Культура речи: звук [р] в словах. Рисование на тему «Цветы на лугу».
  • Федорова Елена Сергеевна. Тема: Обучающая игра — тренажёр «Миша учит Машу правильно произносить звук Ш. Постановка и автоматизация звука Ш».
  • Каримова Дэсина Рашидовна. Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительной к школе группы по автоматизации звука [Л] в слогах, словах и предложениях «Путешествие на сказочное болото».
  • Аль-Араби Мария Леонидовна. Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах.
  • Устинова Марина Павловна. Конспект Образовательная область «Речевое развитие». Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Беседа о зиме. Звуковой анализ слова».
  • Федичкина Наталья Николаевна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Звук И, буква И» с использованием программно-дидактического комплекса Логомер
  • Скороход Ирина Александровна. Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения, Автоматизация звука /з/ в словах и предложениях. Тема: «В гости к сказке».
  • Иртыгаева Камила Сагыновна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Л] в прямых и обратных слогах, словах, предложениях».
  • Вазиева Эльвира Инсафовна. Конспект индивидуальной логопедической НОД в старшей группе для дошкольников с общим недоразвитием речи по автоматизации звука 'ш' в слогах, словах.
  • Аль-Араби Мария Леонидовна. Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах.
  • Захарова Татьяна Николаевна. Открытая образовательная деятельность по ФЭМП (логика) в старшей группе №5. Тема: Развитие логического мышления. «Путешествие в Простоквашино».
  • Елена Николаевна Левьяш. Конспект подгрупповой НОД с воспитанниками 6-7 лет по коррекции звукопроизношения «Дифференциация звуков [р-л] в слогах, словах, предложениях» (лексическая тема «Дикие животные»)
  • Шилова Ольга Васильевна. Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме: «В деревне «Простоквашино»
  • Маликова Оксана Валерьевна. Конспект непосредственно – образовательной деятельности Тема: «Экскурсия в деревню «Простоквашино»
  • Сошникова Лариса Валериевна. Индивидуальное занятие на тему; Звуки «ш», «р» П. Г. Постановка звука «ш», автоматизация звука «р» в слогах, словах и чистоговорках. Использование артикуляционного массажа в занятии.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь