Воспитатель Архипова А.Г. МБДОУ ДСКВ № 36 пос. Октябрьский МО Ейский район Краснодарский край
Что такое личность? Это индивид как субъект социальных отношений и социальной деятельности. Развитие личности осуществляется в условиях социализации индивида и его воспитания.
Развивать личность – задача трудная. Многих педагогов она ставит перед необходимостью коренным образом перестраивать свою работу. Педагог должен бережно формировать внутренний мир ребёнка, следуя «золотому» правилу «Не навреди!»
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
Исполняя закон «Об образовании РФ», руководствуясь ФГОС ДО, Программой ДОУ, опираясь на целевые ориентиры, педагог формирует личность воспитанника в тесном сотрудничестве с соцпартнёрами. Личностное становление ребёнка начинается очень рано и её формирование в ДОУ осуществляется в разных направлениях:
- духовно-нравственном;
- патриотическом;
- физическом;
- экологическом;
- эстетическом;
- трудовом.
Данные направления оказывают положительное влияние и на социальное, и на речевое развитие дошкольника. Одним из приоритетных направлений воспитательной системы ДОУ является духовно-нравственное воспитание детей, опираясь на которое идёт формирование личностных качеств по другим направлениям.
Одними из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» являются нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Основной целью этой области является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Итак, что же такое нравственное воспитание? Это непрерывный процесс, который он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направлен на овладение людьми правилами и нормами поведения.
В дошкольном возрасте наибольшее влияние на нравственное развитие ребенка оказывает взрослый. Малыш делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослыми, перенимая у них опыт социального поведения, ориентируясь на оценку взрослого. В дошкольных учреждениях ведущая роль в данном процессе принадлежит воспитателю. Ребенок активно наблюдает за ним, за его отношением к предметному миру, окружающим людям; стремится действовать «как взрослый». Это новое отношение активизирует действия ребенка, служит основой его личностных новообразований.
Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий:
- четкой постановки воспитательных задач, направленных на создание гуманных взаимоотношений в детском коллективе;
- гуманного отношения воспитателя к детям, стремления понять ребенка, его состояние, мотивы поступков;
- создания условий для активной деятельности детей, формирующей доброжелательные отношения, принципы коллективизма.
Как уже говорилось, роль взрослого в нравственном развитии дошкольника очень велика. Отношение «воспитатель – ребенок» воспринимается и переживается детьми со знаком плюс или минус. От этого зависит комфорт ребенка, его настроение, восприятие окружающего (радостное, светлое, равнодушное, агрессивное, отстраненное). С помощью взрослого малыши начинают дифференцировать свои действия, опираясь на понятия «можно», «нужно», «нельзя»; «хорошо» – «плохо», «добро» – «зло». С оценочных позиций взрослого ребенок смотрит на себя и других, постепенно вырабатывая свое отношение к окружающим и самому себе.
Организуя деятельность детей, воспитатель создает условия для формирования их взаимоотношений на основе правил уважения, вежливости, терпимости, взаимопомощи и т. д.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:
- беседы;
- сюжетно-ролевые, подвижные игры;
- чтение художественной литературы по возрасту воспитанников и обсуждение поступков героев;
- тематические праздники;
- совместная деятельность.
Дети дошкольного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания, патриотизма дошкольника.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия-беседы, например, «Люби свою Родину», «Символика России».
Цель такого занятия — привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины, любовь к малой Родине, родному краю. Занятия можно проводить с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Формы работы по патриотическому воспитанию:
- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
- тематические праздники;
- беседы о Родине, о родном посёлке, о природе родного края, об интересных людях;
- чтение детских книг на патриотические темы;
- взаимодействие с социумом (экскурсии к памятнику «Погибшему солдату», библиотечный выставочный зал).
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности, формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Забота о здоровье — это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы (В. А. Сухомлинский).
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (Всемирная Организация Здравоохранения).
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
В нашей практике мы используем следующие:
- беседы о здоровом образе жизни и правильном питании с демонстрацией наглядного материала, презентации;
- спортивные и подвижные игры;
- праздничные развлечения;
- гимнастики утренние и пробуждающие, пальчиковые и дыхательные;
- закаливающие процедуры;
- динамические паузы
Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов. Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей.
Рассмотренные нами виды и формы деятельности, повышают результативность воспитательно-образовательного процесса, формируют у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка — стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
В рамках образовательной области «Познавательное развитие» дошкольники знакомятся с окружающим миром природы, у них формируются представления о растительном и животном мире, природе родного края, о взаимосвязи со средой обитания, а так же экологически грамотного поведения в природе и гуманного отношения к ней.
Исходя из этого, решаются следующие задачи:
- формирование осознанно-правильного отношения детей к природе
посредством чувственного ее восприятия, опосредованное непосредственным контактом ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными;
- расширение и дополнение впечатлений, которые ребенок получает от
контакта с природой;
- создание условий, для работы по формированию начала экологической
культуры детей, т.е. создание «экологического пространства» -
предметно-развивающей среды экологического развития детей.
Работу по экологическому воспитанию мы проводим в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляем в повседневной жизни.
Наряду с этим используем различные формы экологического воспитания:
- массовые (работа детей по благоустройству и озеленению помещений и территории ДОУ, природоохранные праздники, экологические игры, работа на участке);
- групповые (экскурсии по изучению природы родного края, экологический практикум).
- индивидуальные (наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, рисование, лепка).
Данные формы стимулируют интерес детей и их познавательную активность.
В своей работе систематически используем наглядный иллюстративный материал, который помогает закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений (презентации).
Через игровую деятельность закрепляем полученные ранее детьми знания:
- сюжетно-ролевые ( «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Путешествие к морю»);
- дидактические ( «Дикие – домашние», «Ядовитое и безопасное растение», «Где, чей домик?», «Что вредно и полезно для природы (воды)?», «Опасно — не опасно», «Выбери съедобные грибы, ягоды», «Соберем рюкзак в дорогу» и др.)
- предметные с использованием природного материала (шишек, камешков, желудей, раковин и т.д.), которые способствуют не только развитию моторики, но и мышления ребенка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, форме). Важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала.
- интеллектуальные, к которым дети с огромным интересом готовилась и получали заряд положительных эмоций во время игры. ( «КВН», «Что? Где? Когда?», «Брейн — ринг»).
Особое внимание мы уделяем созданию условий для самостоятельной игры экологической направленности, исследовательской деятельности и моделирования.
Наши воспитанники с удовольствием участвуют в проектно- исследовательской деятельности, в которых просматриваются причинно-следственные связи и мы взрослые, включая родителей, помогаем им в этом.
Так в исследовательском уголке «Архимеды» дети проводят опытно-экспериментальную деятельность, которая распределена по тематическим направлениям: живая природа, неживая природа, человек. В уголке оформлен материал для исследований, доступный для детского экспериментирования (картотека), серии экспериментов с объектами живой и неживой природы. Проводились эксперименты с воздухом «Невидимка среди нас»; с песком «Рисование песком»; водой «Капельки»; с солнечным светом «Лучик золотой»; с растениями «Разноцветные растения», почвой «Полезная среда».
Родителям наших воспитанников ежегодно предлагается принять участие со своим ребёнком в поисково-исследовательской деятельности в домашних условиях. Родители сами выбирают темы, которые интересны именно его ребёнку и затем предоставляют нам фотоматериалы по завершению эксперимента. Вся работа по реализации поисковой, исследовательской деятельности сближает родителей, детей и педагогов, а воспитательный образовательный процесс делает плодотворным и интересным. Информацию по экологическому воспитанию родители получают:
- на родительских собраниях
- из консультаций для родителей
- в совместной деятельности с детьми.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используем инновационные:
- Опытно-экспериментальная деятельность вместе с детьми «Дома на кухне», «Весёлая грядка».
- Тематические выставки: фотовыставка «Домашние питомцы», выставка рисунков «Не опоздай, спаси планету!».
- Конкурс семейных талантов: «Чудо – овощи», «Сохраним елочку», «Птичья столовая».
Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую мы предлагаем родителям, лично значимой для них. Совместная деятельность взрослого и ребенка способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого.
Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Важнейшая форма работы с детьми — это труд в природе. Этот вид деятельности, как никакой другой способствует формированию у дошкольников осознания правильного отношения к природе и всему, что их окружает. В процессе трудовой деятельности ребятишки имеют возможность применять на практике свои знания и приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растения, животные и окружающая среда). У них формируются необходимые навыки ухода, чувство ответственности за живым организмом.
Основная задача трудового воспитания — повысить нравственно-трудовые личностные качества воспитанников.
- Расширять кругозор детей о труде.
- Вызывать интерес детей к разнообразным профессиям, привлекать внимание детей к профессиям их родителей.
- Знакомить детей с профессиями родного края.
- Привязать у детей любовь, уважение к труду.
- Вызывать желание трудиться сообща.
- Приучить детей к порядку и аккуратности.
В процессе игровой деятельности у детей на примерах труда воспитываются положительные навыки трудового общения. Дети успешно выполняют несложные задания, ответственно относятся к порученному делу. Таким образом, у них прививается психологическая готовность к труду.
Дети с интересом знакомятся с разными видами труда и охотно выполняют любые задания: мытье игрушек, стирка кукольного белья, дежурство в уголке природы, по столовой, уборка группы. Воспитанники с удовольствием вовлекаются в процесс труда, активно помогают друг другу, стараются проявить заботу о товарищах, стремятся к сотрудничеству. Достижение общих целей способствует тому, что на деле ребята начинают осознавать дружескую поддержку и взаимопомощь.
С трудовой деятельностью взрослых дети знакомятся через игровую деятельность (сюжетно-ролевые игры), наблюдение, обучающие карточки, ИКТ. Поддерживать интерес к трудовой деятельности стараемся через волшебные превращения, которые происходят во время труда, чтобы вызвать у детей чувство радости, восхищения и удивления.
Особое внимание в работе с воспитанниками уделяем бережному отношению к вещам, стремление к самостоятельности, самообслуживанию и оказание помощи младшим детям, любовь к порядку и аккуратности, делая упор на результат их труда.
Прививая детям, любовь к труду, используем:
- хозяйственно-бытовой труд: наведение порядка в помещении, на участке детского сада, а так же дежурство, коллективный труд, поручение.
- труд на участке – это самый распространенный вид хозяйственно-бытового труда в течение года.
- ручной труд самый распространенный вид труда. Дети делают красивые игрушки, атрибуты для игр, поделки из бумаги способом оригами.
Для успешного решения задач по трудовому воспитанию тесно сотрудничаем с родителями: родительские собрания, благоустройства территории «Марафон добра», выставка поделок детей и родителей «Золотые ручки», «Папа может все», «Мои увлечения».
Трудовое воспитание помогает детям не только овладеть умениями и навыками по самообслуживанию, в хозяйственно-бытовом и ручном труде, уходе за растениями и животными, но и воспитать и закрепить такие положительные качества личности как гуманность, трудолюбие, уважение к труду сверстников и взрослых, чувство дружбы, самостоятельность, инициативность, отзывчивость, сознательность.
Трудовая деятельность отражает и эстетическое воспитание, которое имеет следующие задачи:
- формирование интереса к эстетической стороне окружающей
действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности;
- развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия,
образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
- развитие детского художественного творчества, интереса к
самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Реализация данных задач осуществляется через следующие виды деятельности:
- приобщение к искусству;
- изобразительную;
- конструктивно-модельную;
- музыкальную.
Особое внимание уделяется созданию эстетической развивающей среды во всех помещениях дошкольного учреждения и в непрерывной образовательной деятельности по всем разделам воспитательно-образовательной работы. Особенности развивающей эстетической среды определяются следующими факторами: содержанием и методикой проведения занятий, местом их организации (групповое помещение, зал, участок детского сада), возрастными особенностями детей.
Развивающая среда включает наглядные материалы и пособия. Они используются для расширения и уточнения представлений о предметах и явлениях, которые детям предстоит изобразить, для развития образного восприятия, овладения средствами выразительности изображения; эстетическую среду составляют также изобразительные материалы и оборудование для рисования, лепки, аппликации; особенности рабочей зоны.
Развивающую эстетическую среду образуют и творческие работы детей. Их выставляем в групповом помещении, в приемной, зале. Такая среда имеет огромное воспитательное значение. Дети, увидев своё творчество (лепку, аппликацию) среди работ своих товарищей, получают возможность сравнить их. Кроме того, они чувствуют себя комфортнее уже оттого, что и их работа выставлена среди других.
В дошкольном учреждении постоянно устраиваем выставки детских работ «Как прекрасен этот мир, посмотри», «Осень в гости к нам пришла», «Наш город», «Наша ёлка хороша», «Подарок маме», «Лучшему папе на свете» и т.п. Кроме того, в группе организован уголок изодеятельности. Созданы условия (художественная среда) для игр, игр-драматизаций, самостоятельной художественной деятельности детей с разными видами материалов, по мере необходимости включается воспитатель.
Руководя деятельностью детей, педагог формирует гармоничную всесторонне развитую личность.
Список использованной литературы
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы»: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М., 2014.
- Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников Творческий Центр 2010 г.
- Интернет-ресурс. Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Нравственное воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации.
- Юрикова В.П., Слесарева Т.С. «Программа художественно — эстетического воспитания и развития детей в детском саду». – Самара: Издательство СамГПУ, 1998
- Интернет-ресурс. www. maam. ru «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования».
|