Севастьянова Евгения Валерьевна. Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством трудовой деятельности

Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством трудовой деятельности

Аннотация. В статье дается определение понятия «ранний возраст», рассматриваются основные характеристики развития детей раннего возраста; трактуется термин «нравственное воспитание», перечисляются основные направления трудового воспитания детей раннего возраста и характеризуется их роль в нравственном развитии личности ребенка раннего возраста.

Ключевые слова: нравственное воспитание, ранний возраст, труд, трудовая деятельность.

Annotation. The article defines the concept of "early age", considers the main characteristics of early childhood development; treats the term "moral education", lists the main directions of labor education of young children and characterizes their role in the moral development of the personality of an early child.

Keywords: moral education, early age, work, labor activity.

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, включенных в раздел «Общие положения», является формирование общей культуры воспитанников, в частности развитие их нравственных качеств, предполагающее формирование у детей первичных ценностно-моральных представлений. Таким образом, нравственное воспитание детей в условиях образовательного процесса дошкольной образовательной организации необходимо начинать уже с раннего возраста.

 

Раннее детство — особый этап в онтогенезе человека. В данный период происходит максимально быстрое формирование предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому родителям и педагогам важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка [2, с. 4].

Е.О. Смирновой выделяются следующие особенности раннего возраста.

  1. Быстрый темп развития организма.
  2. Взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей.
  3. Высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее.
  4. Особое значение эмоций для формировании поведения и навыков ребенка, обеспечения его всестороннего развития.
  5. Ведущая роль взрослого в развитии детей раннего возраста, поскольку именно взрослый обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья ребенка [3, с. 19].

Нравственное воспитание – это сложный глубинный процесс формирования нравственного сознания, на базе которого формируются и качества личности. Формируя те или иные качества в процессе воспитания, педагогу нужно учитывать возрастные особенности детей и уровень их воспитанности, четко определять какие конкретные черты и свойства необходимо вырабатывать в том или ином возрасте.

К.Л. Печора выделяет следующие задачи нравственного воспитания детей раннего возраста:

  • формирование положительных взаимоотношений со взрослыми (умения спокойно выполнять их требования, проявлять привязанность и любовь к родителям, членам семьи, воспитателям, желание оказывать другому помощь, проявлять ласковое отношение, сочувствие)
  • воспитание положительных черт личности (доброта, отзывчивость, дружелюбие, инициатива, находчивость, умения преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца)
  • воспитание дружеских взаимоотношений между детьми (умения иг-рать рядом, не мешая другим детям, делиться игрушками, проявлять сочувствие, оказывать помощь при затруднениях и др.)
  • воспитание положительных привычек (умения здороваться, благодарить, убирать на место игрушки и др.)

- обучение начальным формам трудовой деятельности (все формы самообслуживания, посильная помощь младшим и взрослым, например вместе со взрослыми полить цветы, принести к обеду салфетки, почистить дорожки на участке и др.) [2, с. 10].

В раннем детстве ребенок ежедневно является свидетелем трудовых действий, совершаемых взрослыми – родителями, родственниками, педагогами. Подкрепление интереса к трудовой деятельности взрослых дает возможность активизировать потребность ребенка в труде и заложить основы таких нравственных качеств, как стремления помогать взрослым и сверстникам в процессе трудовой деятельности, трудолюбия и уважения к любому труду взрослых [1, с. 75].

При формировании у детей трудолюбия, как нравственного качества личности, педагогу важно научить ребенка ставить цель, находить пути ре-шения и достигать результата, при этом учитывать возрастные особенности и возможности ребенка. В процессе приобретения необходимых навыков у ребенка будут формироваться такие качества как воля, целеустремленность, настойчивость.

Таким образом, уже в раннем возрасте важно сформировать у ребенка привычку к трудовой деятельности. В условиях образовательного процесса дошкольной образовательной организации помимо начальных трудовых навыков и навыков по самообслуживанию в рамках трудовой деятельности у детей формируются такие нравственные качества, как трудолюбие, готовность прийти друг к другу на помощь, уважение к труду взрослых.

Список литературы

  1. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1998. – С. 74 – 83.
  2. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 2006. – 144 с.
  3. Смирнова, Е.О. Ранний возраст – важный этап развития человека // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 8. – С. 18 – 26.
Просмотров: 559
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Атаманова Палина Павловна. Значение и роль физического воспитание для детей раннего возраста
  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
  • Смелова Ирина Александровна. Развитие личности ребенка раннего возраста в процессе ознакомления с потешками
  • Макарова Татьяна Владимировна. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей
  • Кольчинаева Екатерина Алексеевна. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста
  • Балабанова Мария Геннадьевна. Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста
  • Шлемова Татьяна Анатольевна. Техкарта НОД «Формирование самосознания детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка, через накопление чувственного опыта»
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Токарева Ирина Владимировна. «Нравственное воспитание детей как важный компонент образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в рамках реализации ФГОС ДО.»
  • Петрова Оксана Васильевна. Экологическое воспитание детей раннего возраста
  • Волошина Галина Михайловна. Патриотическое воспитание детей раннего возраста
  • Кокорина Татьяна Ивановна. Презентация 'Экологическое воспитание детей раннего дошкольного возраста'
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Казакова Светлана Анатольевна. Особенности развития детей раннего возраста в условиях депривации
  • Ларионова Ирина Александровна. Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста
  • Куделина Любовь Григорьевна. «Создание оптимальных условий для воспитания и развития детей раннего возраста в адаптационный период»
  • Кудрявцева Татьяна Михайловна. Организация предметно-пространственной среды, как возможность полноценного сенсорно-моторного развития детей раннего дошкольного возраста.
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Бондарева Инна Алексеевна. Консультация для воспитателей 1 младшей группы «Сенсорное воспитание, как средство умственного развития ребенка»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Наталья Ивановна Рзянина. Консультация для родителей детей раннего возраста Тема: 'Ранний возраст - это серьезно'
  • Федотова Наталья Ивановна. Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду»
  • Кусяпова Гульгина Навгатовна. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
  • Евдакова Таисия. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Саура Любовь Николаевна. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в современном мире
  • Ершова Татьяна Борисовна. «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
  • Парамонова Елена Валерьевна. Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
  • Мальцева Галина Рудольфовна. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Белоногова Юлия Олеговна. «Социально — нравственное воспитание детей дошкольного возраста».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь