Аннотация. В статье дается определение понятия «ранний возраст», рассматриваются основные характеристики развития детей раннего возраста; трактуется термин «нравственное воспитание», перечисляются основные направления трудового воспитания детей раннего возраста и характеризуется их роль в нравственном развитии личности ребенка раннего возраста.
Ключевые слова: нравственное воспитание, ранний возраст, труд, трудовая деятельность.
Annotation. The article defines the concept of "early age", considers the main characteristics of early childhood development; treats the term "moral education", lists the main directions of labor education of young children and characterizes their role in the moral development of the personality of an early child.
Keywords: moral education, early age, work, labor activity.
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, включенных в раздел «Общие положения», является формирование общей культуры воспитанников, в частности развитие их нравственных качеств, предполагающее формирование у детей первичных ценностно-моральных представлений. Таким образом, нравственное воспитание детей в условиях образовательного процесса дошкольной образовательной организации необходимо начинать уже с раннего возраста.
Раннее детство — особый этап в онтогенезе человека. В данный период происходит максимально быстрое формирование предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому родителям и педагогам важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка [2, с. 4].
Е.О. Смирновой выделяются следующие особенности раннего возраста.
- Быстрый темп развития организма.
- Взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей.
- Высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее.
- Особое значение эмоций для формировании поведения и навыков ребенка, обеспечения его всестороннего развития.
- Ведущая роль взрослого в развитии детей раннего возраста, поскольку именно взрослый обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья ребенка [3, с. 19].
Нравственное воспитание – это сложный глубинный процесс формирования нравственного сознания, на базе которого формируются и качества личности. Формируя те или иные качества в процессе воспитания, педагогу нужно учитывать возрастные особенности детей и уровень их воспитанности, четко определять какие конкретные черты и свойства необходимо вырабатывать в том или ином возрасте.
К.Л. Печора выделяет следующие задачи нравственного воспитания детей раннего возраста:
- формирование положительных взаимоотношений со взрослыми (умения спокойно выполнять их требования, проявлять привязанность и любовь к родителям, членам семьи, воспитателям, желание оказывать другому помощь, проявлять ласковое отношение, сочувствие)
- воспитание положительных черт личности (доброта, отзывчивость, дружелюбие, инициатива, находчивость, умения преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца)
- воспитание дружеских взаимоотношений между детьми (умения иг-рать рядом, не мешая другим детям, делиться игрушками, проявлять сочувствие, оказывать помощь при затруднениях и др.)
- воспитание положительных привычек (умения здороваться, благодарить, убирать на место игрушки и др.)
- обучение начальным формам трудовой деятельности (все формы самообслуживания, посильная помощь младшим и взрослым, например вместе со взрослыми полить цветы, принести к обеду салфетки, почистить дорожки на участке и др.) [2, с. 10].
В раннем детстве ребенок ежедневно является свидетелем трудовых действий, совершаемых взрослыми – родителями, родственниками, педагогами. Подкрепление интереса к трудовой деятельности взрослых дает возможность активизировать потребность ребенка в труде и заложить основы таких нравственных качеств, как стремления помогать взрослым и сверстникам в процессе трудовой деятельности, трудолюбия и уважения к любому труду взрослых [1, с. 75].
При формировании у детей трудолюбия, как нравственного качества личности, педагогу важно научить ребенка ставить цель, находить пути ре-шения и достигать результата, при этом учитывать возрастные особенности и возможности ребенка. В процессе приобретения необходимых навыков у ребенка будут формироваться такие качества как воля, целеустремленность, настойчивость.
Таким образом, уже в раннем возрасте важно сформировать у ребенка привычку к трудовой деятельности. В условиях образовательного процесса дошкольной образовательной организации помимо начальных трудовых навыков и навыков по самообслуживанию в рамках трудовой деятельности у детей формируются такие нравственные качества, как трудолюбие, готовность прийти друг к другу на помощь, уважение к труду взрослых.
Список литературы
- Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1998. – С. 74 – 83.
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 2006. – 144 с.
- Смирнова, Е.О. Ранний возраст – важный этап развития человека // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 8. – С. 18 – 26.
|