Ильченко Екатерина Валерьевна МБДОУ "ДС N 336 г. Челябинска" Воспитатель
Нравственное воспитание детей является одним из сложнейших задач воспитания в условиях ДОУ. Иоганн Герберт писал: " Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном слове — нравственность"[ 9,с. 102] Так как в основе воспитательной деятельности лежит процесс превращения моральных норм во внутренние убеждения личнлсти, то воспитатель является " соавтором" и " поставщиком " воздействия общества на личность.
К.Д. Ушинский говорил, что воспитание нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума. [ 18, с.63] В словаре С.И. Ожегова "нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами" [ 13, c.420]
По определению В.А. Сухомлинского суть процесса нравственного воспитания состоит в том, чтобы " нравственные идеи стали достоянием каждого ребенка и превратились в нормы и правила поведения" [ 17, c.114] Из данного высказывания можно сделать вывод, что только при усвоении норм и правил нравственного поведения, ребенок будет нравственно воспитанным и это станет частью его жизни. И.С. Марьенко считал, что " нравственность — это неотъемлемая строна личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею соответствующих норм, правил, принципов поведения, они они находят выражение в отношении а Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д." [ 12, c.7 ] Именно Л.С. Выгодский указывал на значимость нравственного развития детей, акцентируя, что начало данного возрастного периода связано с возникновением обобщения переживаний, логике чувств. Ребенок впервые начинает понтмать, что значит "я радуюсь ", " я огорчен ", " я сердит ", " я добрый ", " я злой ", у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. [5, c. 10]
"Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонности и манерам, основывая все преимущественно на привычке", — подчеркивал Белинский В.Г. [13, c. 212]
Л.И. Божович определяла нравственные качества личности, как " относительно устойчивые психологические особенности, проявляющиеся в различных видах поведения и деятельности ребенка, в его отношении к окружающему и самому себе" [ 3,c. 104 ]
В работах Н.А. Ветлугиной и И.Ф. Свадковского выделяются основные направления нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада:
- " развитие нравственного опыта в коллективной жизни, в общении, в совместной деятельности" [ 4, c. 8 ]
- " формирование у ребенка нравственных потребностей в общении, в труде, в освоении культурных ценностей и т.д." [ 15, c. 41 ]
- Включать дошкольника в " ситуации, которые требуют от ребенка соучастия, сопереживания и обогащают чувства ребенка нравственным содержанием" [ 4, c.12]
- " Соподчинение мотивам поведения, ориентированное на развитие у ребенка осознанного умения руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности" [ 4, c. 12 ]
Закон " Об образовании в Российской Федерации" определяет воспитание как " целенаправленную деятельность, направленную на создание условий для развития духовно — нравственной культуры на основе общечеловеческих ценностей". [ 8 ]
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет следующие задачи:
- " объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества
- " формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, свмостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности". [19, пункт 5 ]
Таким образом, формирование любого нравственного качества должно проходить осознанно. Ребенку нужны знания, на основе которых у него будут складываться понятия о сущности нравственного качества, о его необходимости.
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.
" Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста детей, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем.)
Средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания". [ 11, c. 45]
Опираясь на практику работы, можно с уверенностью сказать, что одним из средств нравственного воспитания дошкольников является игра. Игровая деятельность формирует у дошкольников:
- произвольное поведение;
- творческое воображение;
- самосознание;
- межличностные отношения;
- коммуникативные способности.
В игре дети осваивают умения коллективного планирования, учатся справедливо разрешать споры, согласовывать свои действия. Все это способствует накоплению морального опыта.
Что такое игра? Можно ли дать определение игре?
" трудно, — как подчеркивает К. Гросс, — если мы потребуем строго научного определения, выраженного во вполне ясных психологических терминах. Оно относительно легко, если мы удовольствуемся противопоставлением понятия игра и его противоположности — работы или серьезной деятельности". [ 6 ]
Именно К. Гросс впервые обосновал ныне общепринятую идею о том, что игра во многом определяет содержание и своеобразие детства.
В начале была игра, а не слово, если говорить о начале культуры всего человечества или начале вхождения в жизнь малыша. Играя, ребенок почти бессознательно осваивает формы и величины вещей и предметов, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познает первые слова — сигналы, реагирует, наблюдает, запоминает, пополняет свой кругозор. Понять природу игры, ее поразительный воспитательный и развивающий потенциал — это понять природу счастливого детства. Игра — мощнейшая сфера " самости": самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. [7, c. 4]
Также можно выделить четыре главные черты, присущие игре:
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желантю ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие)
- творческий, в значителной мере имировизационный, очень активный характер этой деятельности (" поле творчества")
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, " эмоциональное напряжение")
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития" [ 1,c. 9]
З.М. Богуславская отмечает, что в любой игре содержится два типа правил — правила действия и правила общения с партнерами.
Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т.д.).
Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий детей, их согласованность и т.д.). Так, в некоторых играх все дети действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжелательному партнерству. В других играх дети действуют по очереди, небольшими группами. Это дает возможность ребенку наблюдать за сверстниками, сравнивать их умения со своими. И, наконей, в каждом разделе содержатся игры, в которых ответственная, привлекательная роль выполняется по очереди. Это способствует формированию смелости, ответственности, приучает сопереживать партнеру по игре, радоваться его успехам.
Эти два правила в простой и доступной для детей форме, без назидательности и навязывания роли со стороны взрослого приучают малышей к организованности, ответственности, самоограничению, воспитывают умение сопереживать, внимательно относиться к окружающим. [ 2,c. 6]
Н.К. Крупская говорила: " Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели... Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать те или иные игры... [10, c. 345]
Практика показывает, что с помощью воспитателя дети в игровой форме проходят жизненно важную общественную социализацию, вырабатывают в себе способности и умения жить и развиваться в современном обществе. Очень важно подчекнуть, что все дела, связанные с проведением той или иной игры, должны быть направлены не на успешное проведение игры, а на полноценное участе каждого в реализации игры.
Дети сами предлагают или выбирают форму и степень своего участия в игре. В игре происходит развитие ребенка. В игре формируется стиль общения ребенка со сверстниками и взрослыми, воспитываются нравственные чувства. При этом можно воспитать у ребенка нравственность не только коллективом ДОУ, но и родителей.
Дети согласованно играют большими группами, однако каждый хочет выполнять интересную роль. Воспитателю необходимо раскрывать детям новое содержание игры. Например, рассматривание зданий, расположенных рядом с детским садом, рисование построек, целевая прогулка к действующей стройке. При этом он подыгрывает детям, не связывая свои действия с конкретной ролью, а эпизодически вступает в общение поочередно со всеми детьми, на которых надо влиять в тот или иной момент игры. Воспитательное влияние игры при этом усиливается.
Взяв какую-то роль (врача, пилота, шофера...) ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогощая и углубляя тем самым собственную личность. Но не в любой игре приобретения ребенка имеют положительное значение. Допустим, мальчики играют в семью: Александр изображает заботливого отцв, Олег — властно командует детьми, покрикивает на свою жену. Сравнивая чувства, испытываемые в этих играх, то станет ясно, что по — разному они скажутся на формировании характера и отношения к окружающему миру. Девочки, играя роль " мамы ", также подражают своим мамам. Но в играх в " семью " очень редко проявляется забота о бабушке, дедушке, старших и младших детях. Все эти факты говорят о том, что в семьях отсутствует целенаправленное педагогическое руководство нравственным воспитанием в повседневной жизни детей.
" Станет ли игра эффективным средством нравственного воспитания — во многом зависит и от родителей: от того, какие игры поощряются отцом и матерью; какие покупаются игрушки, как в семье проводятся праздники и развлечения и т.п."[ 16, c. 85]
Содержание и правила игры — это основа воспитания нравственных качеств личности ребенка. Такие игры, как: " Закончи историю", " Да и нет не называть", " Секретное слово ", " Четыре стихии ", " Разведчики ", " Плохое и хорошее ", " Игра в пожар и его тушение", " Дорожное движение в городе", " Экскурсия в тайгу", " Наша страна", " Жизнь в лесу ", " Куда сегодня поедут куклы?", " Игры-ситуации", " Помоги бабушке", " Добро и зло", " Тайный друг" преследуют следующие цели:
- подтолкнуть ребенка к дружбе
- научить детей работать в коллективе
- помочь ребенку рассказать о себе
- заострить внимание детей на добрых качествах человека
- формировать чувства уважения к людям, приобщать к этическим нормам поведения
- воспитать дружелюбие, взаимопомощь, доброжелательность, уважительное отношение к сверстникам.
Постепенно в игре идет освоение детьми нравственных норм, растет ответственность за выполнение действий.
Психолог Д.Б. Эльконин выделил три стадии этого процесса:
- ребенок сосредоточен на познании свойств и качеств предметов, возможности действия с ними. Удовлетворив свой интерес к предметам, ребенок начинает проявлять внимание к действиям других детей, играющих рядом. Таким образом, на этом этапе закладывается основа для дальнейшего развития детских отношений
- интерес детей перемещается в сферу взаимоотношений взрослых. Педагог, руководя игрой, нацеливает детей на освоение нравственных норм, служащих основой гуманных человеческих отношений
- предметные действия, даже самые привлекательные, ребенок подчиняет главной игровой цели, определяемой игровой ролью. Центром внимания становится другой человек. Игровые действия выполняются в ситуации использования их результата на благо других людей, то есть деятельность дошкольников приобретает общественную направленность. Основной путь обогащения игры нравственным содержанием лежит через ознакомление детей с явлениями общественной жизни и воспитания положительных отношений к ним. [20, c. 205]
В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам.
" Каков ребенок в игре, таков во многм он будет в работе, когда вырастет"- говорил А.С. Макаренко.
" Играя, ребенок овладевает важными социальными навыками. Роли и правила " детского общества " позволяют узнавать о правилах, принятых в обществе взрослых. В игре развиваются чувства сотрудничества и соперничества. А такие поняти, как предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство, начинают обретать реальный личностный смысл". [14, c. 15]
Нравственное воспитание в игровой деятельности — это сложный процесс, который проходит ребенок от 3 до 7 лет. За это время ребенок-дошкольник приобретает новый социальный опыт, переносящий в жизнь. Именно в игре повышается уровень нравственного развития дошкольников, формируются основные нравственные нормы.
Литература
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: книга для учителя. М.: Просвещение, 1985.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991.
- Божович Л.И. Изучение качеств личности и эффективной сферы ребенка. М.: Изд-во АПН СССР, 1963. -вып. 5
- Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. М.: Айрис-Пресс, 2011
- Выгодский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. — М.: АСТ: Астрель: Хранитель. 2008
- Гросс К. Душевная жизнь ребенка. — Киев, 1916
- Дыбина О. Игра — путь к познанию предметного мира. //Дошкольное воспитание. 2004-N5
- Закон " об образовании в Российской Федерации" от 10. 07. 1992г. N3266-1 (ред. от 29. 12. 2013 N 273)
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия
- Крупская Н.К. Пед. соч. М.:, 1959, Т.6
- Кудрявцева Е., Ледовских Н.О. О нравственном воспитании детей разного пола в группе сверстников //Дошкольное воспитание. — 2003. -N 9
- Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. -М.: " Педагогика", 1985
- Ожегов С.И. Словарь руского языка. — М.: ООО Издательство " мир и образование", 2008
- Петрунек В.П., Таран Л.Н. Младший дошкольник. — М.: Педагогика, 1994
- Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. — М.: Академия, 2011
- Солнцева О. " Играем в сюжетные игры". // Дошкольное воспитание. — 2005. — N 1
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — М.: Академия, 2014
- Ушинский К.Д. Избранное. -М.: Владос, 2009
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 17 октября 2013г. N1155
- Эльконин Д.Б. Психология игрыю- Минск. — Свет, 1998
|