Автор. Евстафьева Елена Борисовна, воспитатель
Детский сад в нашем государстве на сегодняшний день – это государственное или частное учреждение, которое обеспечивает присмотр, уход и оздоровление, обучение и воспитание детей дошкольного возраста.
1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. [1]
ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», пересматриваются многие методики и технологии, и переводятся с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент соседствует с игровой оболочкой. [5]
Вопросами значимости игровой деятельности в дошкольный период для развития личности ребенка в той или иной степени занимались педагоги, начиная с самого основателя детского сада как учебного заведения для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста Фридриха Фребеля.
Немецкий педагог Фридрих Фребель, живший в первой половине XIX века, развитие ребенка в детском саду поставил во главу угла, определив игру ядром педагогической деятельности в дошкольном возрасте. Фридрих Фребель главной задачей дошкольного периода видел развитие ребенка.
Имя Фридриха Фребеля неразрывно связано с появлением понятий «детский сад» и «дары». [7]
«Дары» Фребеля составляли дидактический материал, применять который необходимо было при работе с ребенком.
Игру Фридрих Фребель считал высшим проявлением детской деятельности. Фребель фактически был первым, кто оценил важнейшее значение игры в жизни и развитии ребенка. Признавая человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет жизни, Фребель видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка. «Игра, — пишет он, — есть высшая ступень человеческого развития в это время, ибо игра есть свободное выражение внутреннего... Игра есть чистейшее, духовнейшее произведение человека на этой ступени развития и есть в то же время образец и копия всей человеческой жизни... Источники всего доброго находятся в игре и исходят из нее». [5]
В игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец. Игры были положены Фребелем в основу педагогической системы.
Материалом для детских игр (или игрушками) у Фребеля стали не нарядные куклы или солдатики с ружьями и барабанами, а в высшей степени простые и недорогие предметы, за которыми даже не всегда нужно идти в магазин: мячики, кубики, куски дерева, бумага, глина, лучинки, спички и др. Фридрих Фребель исходил из того, что свобода детского творчества во многом обусловливается игрушкой. Чем игрушка определеннее и сложнее, тем меньше она дает простора для собственного творчества ребенка. Сложные и завершенные игрушки ограничивают свободу творчества, предопределяя игру и как бы приковывая ребенка к известным стереотипным действиям. Чем проще игрушка, тем больший простор остается для самодеятельности ребенка. [5]
Фребелевские игрушки отвечают самым различным особенностям детского ума и творчества, а также индивидуальным склонностям отдельных детей. С ними можно производить разные действия: строить, клеить, лепить, рисовать, вырезать и т. д. Разные игрушки предусматривались для детей разного возраста: самым маленьким детям предлагались простые предметы, с которыми нетрудно справиться; детям постарше — игрушки, требующие большей самостоятельности и умелости. [4]
В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта и требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования существенным отличием является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, являющейся не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства.
Согласно ФГОС ДО, игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно — эстетическое развитие»; «Физическое развитие». [6] Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.
Специально обучать детей определённым игровым действиям не рекомендуется — только в таком случае игра будет носить подлинно творческий характер. Задача педагога мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и, эмоционально включаясь в игры детей. [4]
«Дарами» Фридриха Фребеля мы пользуемся до сих пор. Дидактический материал, разработанный человеком с огромным опытом и тонким чутьем, являет собой на сегодняшний день прекрасный рабочий материал, к которому применимы различные педагогические методики.
Библиографический список
- Асмолов А.Г. В дошкольном образовании экзамены исключены. http://egorova. kashds7. edumsko. ru/folder/a_g_asmolov_v_doshkol_nom_obrazovanii_ekzameny_isklyucheny
- История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. Под ред. А. И. Пискунова. — М.: Сфера, 2001. — 512 с.
- Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. — М.: Владос-Пресс, 2003. — 224 с.
- Колесник Ю.Ю. Развитие игровой деятельности в условиях введения ФГОС ДО.http: //nsportal. ru/sites/default/files/2016/02/10/razvitie_igrovoy_deyatelnosti. docx
- Макарова А.ФГОС дошкольного образования. http: //www. deti-club. ru/fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-vliyanie-i-perspektivy
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. http: //bda-expert. com/2014/01/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-minobrnauki/
- Энциклопедический Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. http://www. vehi. net/brokgauz/index. html
|