(2020-2021 учебный год.)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29 комбинированного вида»
Программа составлена воспитателем Тарасовой Е. П. Пос. Зеленый 2020 год
1. 1 Пояснительная записка.
«Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать» гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать сделать своими руками» утверждают педагоги-практики.
Скачать программу
В 1990 годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Поддъяков сформировал гипотезу о том, что в дошкольном возрасте на ведущую роль деятельности может претендовать детское экспериментирование.
«Эксперимент или опыт – особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях». В соответствии с поставленными задачами опыт способствует активному воздействию на предмет или явление и их преобразованию и может проводиться как длительное сравнительное или кратковременное наблюдение, включающее в себя различные сенсорные и мыслительные процессы.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном стимулирует развитие речи.
Однако детское экспериментирование медленно внедряется в образовательный процесс педагогами дошкольных учреждений. Это можно объяснить следующими причинами:
- отсутствием полных систематизированных разработок методики организации детского экспериментирования
- нехваткой методической литературы
- недостаточным информированием педагогов в области физических природных явлений и биологических связей в мире растений; отсюда их неумение объяснять детям суть природных явлений
- отсутствием специального оборудования для проведения опытов; педагогов пугают сложности организационного характера
- недостаточная грамотность педагога в выборе средств фиксации опытов, в основном они однотипны — в виде рисунков.
В связи с этим я решила углубленно работать над технологией детского экспериментирования.
Основной целью опытно-экспериментальной деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности ребенка за счет развития познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- Изучить литературу по данной проблеме.
- Проанализировать особенности организации экспериментальной деятельности на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
- Изучить общие требования, предъявляемые к организации опытов.
- Составить перспективный план.
- Создать условия для развития экспериментальной деятельности в группе — экологического центра и детской экспериментальной лаборатории.
- 2. Актуальность.
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.
Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребенок учится задавать вопросы взрослому, ему нравится экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно – исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Одним из основных направлений развития ребенка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути ее решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.
Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.
1. 3 Новизна.
Новизна заключается в том, что разработана и апробирована система поисково – исследовательской деятельности как источник самостоятельного познания мира.
1. 4 Цель.
Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию, способности применять полученные знания на практике.
Задачи.
- Развивать познавательный интерес детей.
- Развивать воображение и творческую активность.
- Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
- Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.)
- Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
- Формировать познавательные действия, становление сознания.
2. Содержательный раздел.
2. 1 Исследовательские методы обучения:
- Репродуктивные методы: объяснительно — иллюстративное (сообщение педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений);
- Продуктивные методы: частично – поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственный, творческий поиск).
Формы работы.
Групповая и подгрупповая
Индивидуальная работа
Самостоятельная деятельность детей
2. 2 Законодательно – нормативное обеспечение программы:
- Закон РФ «Об образовании»
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 года № 1155
- Программа развития ДОУ
- Положение о работе кружковых объединений
- Приказ об организации кружковой работы ДОУ
- Правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья детей
- Новые санитарные требования к дошкольным образовательным организациям
- Семейный кодекс РФ от 29. 02. 1995года №223Ф3
2. 3 Принципы, направления, правила работы
Программа построена на основе следующих принципов:
- Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития
- принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития
- Принцип «развивающей интриги»
- Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания
- Принцип деятельного подхода к развитию личности
- Принцип ориентации многообразие форм реализации поисково – познавательной деятельности
- Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково – познавательной деятельности
- Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания).
Работа выстраивается по трем взаимосвязанным направлениям:
- живая природа
- неживая природа
- человек и его окружение.
Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).
При выборе темы следует соблюдать следующие правила:
- Тема должна быть интересной, должна увлекать его.
- Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, уменияи навыки).
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Работа по каждой теме заканчивается итоговым мероприятием: или защитой мини – проекта, или тематической выставкой, или оформлением газеты или праздником. В условиях детского сада используем только элементарные опыты и эксперименты. В процессе этих опытов формируются элементарные понятия и умозаключения, они безопасны, используется обычное, бытовое, игровое и нестандартное оборудование. Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой проблемы в действии и построение доступных выводов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
|