Подготовила старший воспитатель ГБДОУ д/с № 23 Тимощенко О. Л.
Опытно – экспериментальная работа — это деятельность коллектива по проведению педагогического исследования, т. е. научно-исследовательская работа, направленная на создание нового вида педагогической практики, развивающейся на основе научно-обоснованных педагогических идей и технологий.
Часто коллектив дошкольного учреждения бывает не готов к проведению опытно – экспериментальной работы. Причины бывают разные, но очень важно, чтобы эксперимент стал средством развития и помог привлечь интеллектуальные ресурсы педагогов, а не только материальные, для решения проблем дошкольного образования. Нужно учитывать способности, потребности и опыт каждого участника. Важно понимать, что воспитатель может сам определить тему своего личного исследования. Поэтому, чтобы в рамках общей идей состоялась ОЭР, у педагога должен сформироваться именно мотив заинтересованного участия. Изучение мотивации нам необходимо, так как это один из методов управления личностью, это влияние на ее потребности и желания в саморазвитии.
«Причина, почему мотивация столь важна, заключается в том, что люди в рамках своей среды, обычно проявляют малый диапазон способностей по сравнению с диапазоном мотивации. Таким образом, мотивация становится ключевым источником различий в достижении успеха между отдельными людьми, живущими в данной среде» (Sternberg, 1996, р. 251-252). [34]
Мотивационная готовность выступает объектом исследования многих авторов (Т. С. Деркач, В.Г. Максимова, Е.Н. Шиянов, Е.Г. Буланова и др.). Её рассматривают как внутреннюю основу активной профессионально–педагогической позиции специалиста, побуждающую к деятельности, способствующую её продуктивности процесса и результата. Мотивационно-ценностная готовность субъекта выражается в направленности его активности на различные стороны деятельности и эмоциональном отношении к ней. Основу мотивационно-ценностной готовности составляют её ценностные основания, харак-теризующиеся осознанием цели будущей профессиональной деятельности, интересом и эмоционально-положительным отношением к ней. Как показывает анализ исследований, посвященных изучению мотивации, ее уровень определяется содержательной направленностью мотивов (на процесс деятельности, ее результат или на собственное развитие), их силой и устойчивостью. (Таратухина М. С.) Успешное выполнение продуктивной деятельности требует не только развитых способностей, но и таких важных мотивационных характеристик как интерес к выполняемому делу и вера в свои способности достичь определенного результата деятельности. Деятельность должна удовлетворять ряду условий, при одновременном присутствии которых действие воспринимаются самим субъектом как составляющее деятельности достижения (Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность в 2-х томах, М.: Педагогика, 1986 г.). Согласно Хекхаузену эта деятельность должна:
- оставлять после себя осязаемый результат
- данный результат должен оцениваться качественно или количественно
- требование к оцениваемой деятельности должны быть не слишком низкие и не слишком высокие, т.е. что бы деятельность могла увенчаться успехом, а могла и не увенчаться успехом и, по меньшей мере, не могла осуществиться без определенных затрат и усилий
- для оценки результатов деятельности должна иметься определенная сравнительная шкала и в ее рамках низкий нормативный уровень, считающийся обязательным
- деятельность должна быть желанной для субъекта и результат должен быть получен им самим. [34]
В последнее время в образовательной системе произошли положительные изменения, позволяющие педагогу раскрыть свой творческий потенциал и поэтому в инновационном процессе, главной фигурой является педагог с его культурным уровнем, физическим, психическим и нравственным здоровьем, творческим потенциалом. Любые инновации отомрут или их смысл исказится до неузнаваемости, если педагог не увидит пользы для себя от инновационного процесса и не проникнется к этому интересом. Вспомним книгу Д.Карнеги: “Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей”. Все статьи транслируют основную мысль: “Единственная возможность заставить человека сделать что-либо – это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это”. [3]
Изучение и анализ литературы по этому вопросу позволили определить некоторые факторы, позволяющие взглянуть на мотивацию педагогов с практической точки зрения. А именно:
- все люди мотивируются разными мотиваторами;
- экономические способы мотивации не всегда наиболее действенны (так как обладают ограниченной эффективностью);
- более результативны в использовании интеллектуально-творческие, ресурсные и статус-ные способы мотивации педагогов.
Прежде всего, разберемся в терминологии.
Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.
Мотиватор — это фактор, параметр, побуждающий (помогающий) достигать сотрудникам поставленных целей.
Поэтому выделяя разные виды мотивации педагогов к ОЭР, но мы проанализировав методическую литературу, хотим остановится на интеллектуально-творческих способах мотивации педагогов. Они, как показывает практика, более действенны и нацелены на реализацию таких потребностей педагогов как потребность в самовыражении, самоактуализации, потребность в признании и самоутверждении, включённость в коллектив.
Интеллектуально-творческие способы мотивации педагогов:
- доброжелательный предметный разговор с позитивной оценкой выполненной работы, устная похвала после посещения занятия или мероприятия;
- направление слушателем на различные проблемные семинары и конференции;
- содействие в выдвижении на престижный конкурс;
- возможность представлять свою организацию на значимых мероприятиях (форумах, конференциях), в том числе международных;
- помощь в обобщении опыта, подготовке авторских учебников и пособий, публикаций к печати;
- содействие в разработке и утверждении авторской программы;
- увеличение степени трудности решаемых задач, поручение работы, которая представляет интерес в силу своей престижности и ответственности;
- направление на инновационные курсы повышения квалификации, стажировку, переподготовку;
- предоставление возможности работы по экспериментальной программе;
- поручение быть наставником молодых специалистов;
- привлечение к работе в составе творческой группы;
- вовлечение в общественную деятельность;
- предоставление защиты от некорректного вмешательства в профессиональную деятельность со стороны вышестоящих руководителей, инспекторов-методистов (Щёголева Н.М. / Научно – методический журнал Детский сад от А до Я №1, 2010)
В соответствии с задачами эксперимента в детском саду идёт сложный процесс обновления содержания, форм, методов и структуры методической работы.
1. Включаясь в экспериментальный проект необходимо уделить большое внимание работе с кадрами, стремясь создать коллектив единомышленников, увлечённых педагогическим творчеством, а также педагогов способных действовать в команде и понимающих необходимость данной деятельности. Ведь далеко не все педагоги воспринимают положительно процесс инновации в своём ДОУ. Для этого в методической литературе предлагается проведение занятий для педагогов с элементами тренинга и игры направленные на взаимодействие в коллективе, понимания ценности выполняемой всеми работы и развитию интереса. Например, семинар практикум с элементами арттерапии «Моё педагогическое кредо», где педагогам предлагается определиться в своих установках и ожиданиях от ОЭР. (Панфидникова И.П. / Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я» №1, 2010г)
Или психологические игры иллюстрирующие идею сотрудничества вместо конкуренции: «Установление связи», игры иллюстрирующие идею работы на общий результат: «Ценности команды», игры иллюстрирующие идею творчества вместо стереотипных действий: «Древо успехов», игры направленные на идею конструктивной самореализации вместо конкуренции в коллективе и борьбы за выживание. [10, С.123] В ходе таких игр отмечаются удачные находки, продумываются пути преобразования отрицательного в положительное.
2. Планируя свою методическую работу с педагогами своего учреждения, участвующих в опытно – экспериментальной работе, старший воспитатель, для поддержания интереса к данной деятельности использует известные, широко вошедшие в практику формы работы с педагогами:
- это групповые (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы передового опыта, деловые игры и т.д.)
- индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировки, наставничество и т.д.).
Все эти мероприятия позволяют не только повысить уровень знаний педагогов, но так же заинтересовать педагогов к инновационной деятельности, раскрыть свой творческую активность, творческий потенциал и профессиональные интересы в области эксперимента. Ещё одним условием для развития интереса к опытно – экспериментальной деятельности является активное стремление передать полученные знания и умения другим. Иначе говоря, педагог должен видеть реальный продукт своей деятельности и передать его другому. Так же можно использовать творческие встречи между педагогами различных ДОУ для обмена опытом по проведению ОЭР. Все эти мероприятия включаются методистом в разные моменты ОЭР. Объясняется это этапами формирования интереса и отношения к нему. Проанализировав литературу, отмечено, что на сегодняшний день, ни в одной методической литературе, которая предлагается старшим воспитателям в помощь в работе, нет конкретных мероприятий направленных именно на развитие интереса у педагогов к ОЭР. Скорее всего, это обусловлено тем, педагог, участвующий в ОЭР, уже имеет достаточный интерес к данной деятельности т.к. он ею занимается по собственной заинтересованности для саморазвития, повышения педагогической компетентности и саморазвития. В своей работе, старший воспитатель может основываться на исследованиях
- в области психологии интереса и мотивации
- в профессиональной ориентации педагогической профессии
- в сфере системы отношений личности к различным аспектам педагогической деятельности: предметам, детям, себе как субъекту педагогической деятельности, коллегам и т.д.
Всё это старшему воспитателю необходимо исследовать и разрабатывать для своей работы самому, поскольку в методической литературе названные аспекты раскрываются, но доступ к данной литературе затруднителен.
Использованная литература:
- Атемаскина: Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ, М.: Детство-Пресс, 2011
- Березина Е.А «Формирование мотивационной готовности педагогов к инновационной деятельности» // 23. 12. 11 //ttp: //festival. 1september. ru/articles/508214/
- Вы начали эксперимент... Вы начали эксперимент? Вы начали эксперимент!. / Под ред. Е. С. Комракова, А. С. Сиденко. — М., 1996.
- Громыко Ю.В., Давыдов В.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования / Педагогика. 1994. № 6.
- Езопова С.А., Новицкая В.А. Как изучить профессиональную компетентности воспитателя детского сада? / Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я» №1, 2010
- Зинкевич – Евстегнеева Т. Технология создания команды. СПб, Изд. Речь, 2004, С.123
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии, Рига, 1995. С.343
- Крягжде, С. П. Психология формирования профессиональных интересов: дис. д-ра психол. Наук. — Вильнюс, 1982, С.343
- Лукина Л. И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ, М.: Сфера, 2010.
- Методическое пособие/ Под ред. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ, М.: Творческий Центр Сфера, 2008
- Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Толстикова С. Н. Детский сад будущего. Методическое пособие, М.: Сфера, 2010.
- Монография Дейкина А.Ю. Медиаобразование и развитие позновательного интереса. Бийск: Изд. НИЦ Бийск педагог. гос. ун-та им. В.М. Шукшина, 2002. 163c. – С.5
- Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике, М.: Сфера, 2010.
- Найн А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент// Педагогика, 1996 № 5.
- Научно – методическое пособие Организация опытно – экспериментальной работы в образовательном учреждении / Под ред. Паукова Л.Н., С.М. Курганский Ханты-Мансийск, РИО ИРО, 2009, 152с. — С.5
- Научно – методическое пособие Организация опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении/ Под ред. Паукова Л. Н. Курганский С.М. Ханты-Мансийск, РИО ИРО, 2009-152, С.7
- Основы опытно-экспериментальной деятельности образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Е.В. Губановой – Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2008 С. 13; 22; 28;
- Панфидникова И.П. // Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я» №4, 2007, С. 109
- Панфидникова И.П. //Научно – метод. журнал «Детский сад от А до Я» №4, 2007
- Пастюк О.В., Фролова А.Н. Организация экспериментальной площадки в ДОУ// Приложение к журналу «Управление ДОУ» — М.: творческий центр Сфера, 2007, С.5; 7
- Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений / Под ред. Пидкасистый П.И., Краевский В.В. и др., Изд. Педагогическое общество России, М.: 2004
- Пособие для воспитатетлей/ Под ред. Микляевой Н.В. Инновации в детском саду, М.: Айрис Пресс 2008
- Пряшников Н. Правильно ли мы понимаем свои интересы? 23. 12. 2011 //http://www. intelros. ru/pdf/60_paralel/40/02. pdf
- Психология профессионального педагогического мышления / Под редакцией Кашапова М.М., М.: «Институт психологии РАН», 2003, с. 331-338
- Рубинштейн С.Л Основы общей психологии Серия «Мастера психологии», СП-б.: Питер Ком, 1999. -720с – с555
руководство, СП-б, Речь, 2005
26. Сиденко А.С., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании. Учебное пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе, педагогов-экспериментаторов. – М.: АПК и ПРО. 2002, С.34
27. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг: практическое
28. Сластёнин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов высшего педагогического учебного заведения / / Под ред. Сластёнин В.А., Изд. Центр «Академия», М.: 2002
29. Современная психология мотивации// Под редакцией Леонтьева Д.А. М.: Смысл 2002, С.47
30. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ, М.: Детство-Пресс, 2012.
31. Тавберидзе В.А., Калугина В.А., Диагностика и критерии деятельности Воспитателя ДОУ. Организация и управление методической работой, М.: Школьная Пресса 2008
32. Тюников Ю.С., Мазниченко М.А. Анализ инновационный деятельности образовательных учреждений: сценарный подход / Стандарты и мониторинг в образовании, 2004. -№5
33. Учебно – методическое издание/ Под ред. Меркулова Т.В. и др. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика, М.: Школьная Пресса 2010
34. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность // Сбор. соч. В 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика-пресс, 1986, С.143.
35. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей О.У. / Под ред. Поташника М.М. М.: Новая школа, 1994
36. Черникова Т.В. Управление развитием О.У. методическое пособие, М. 2005
37. Щёголева Н.М. //Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я» №1, 2010г.
38. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике М. Педагогика 1971, С.315
39. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997.
|