Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации «Информационно методический центр» Колпинского района Санкт-Петербурга
Методическая мастерская по теме: «Оптимизация методического сопровождения образовательной деятельности в ДОО в условиях реализации ФГОС и подготовки к введению профессионального стандарта педагога»
Подготовила Старший воспитатель ГБДОУ д/с № 23 Тимощенко Ольга Леонидовна Санкт-Петербург 2016
Среди многих руководителей и заместителей в образовательных организациях распространено мнение, что знание и понимание мотивации как функции не существенно, так как если люди приходят на работу, то они уже чем-то мотивированы, поэтому нет необходимости заниматься этой проблемой дополнительно.
Скачать полный конспект
Существующей личной внутренней мотивации оказывается достаточно для выполнения трудовой деятельности и реализации целей, стоящих перед организацией. Однако сегодня мы говорим именно о необходимости мотивации педагогической деятельности в системе методической службы. Это необходимо для того, чтобы поддерживать заинтересованность педагогических работников к содержанию деятельности, к участию в решении проблем, к саморазвитию. Особенно актуально это по отношению к молодым специалистам, которые скорее, чем их более опытные коллеги, готовы поменять ОУ или профессию в целом, если они не обеспечивают удовлетворение их потребностей.
От четко разработанных системы мотивации работников зависит:
- повышение творческой активности работника;
- повышение социальной активности работника;
- эффективность работы организации в целом.
Мотивация педагогических работников способствует:
- повышению качества и результативности образовательного процесса;
- улучшает микроклимат в педагогическом коллективе школы;
- предотвращает отток специалистов из образовательной организации
Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Иначе говоря мотив — это опредмеченная потребность.
Мотивация — это процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации или личных целей. Мотивация всегда поддерживается интересом. Следовательно, если не будет заинтересованности исполнителей в реализации планов и задач организации, значит не будет мотивации.
Мотивировать –значит понять внутренне состояние и побудить человека к выбору действия.
Поэтому основной задачей методической службы становится формирование мотивационного механизма, позволяющего эффективно использовать в работе потенциал каждого педагога. Мотивационный механизм понимается здесь как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду.
Стимулирование- это создание условий атмосферы заинтересованности человека в проявлении деятельности. Иными словами мы должны умело сочетать внутренние потребности и мотивы педагогов с внешними факторами, которые будут влиять на их поведение и решение.
Многие из Вас отметят, что это ведёт к противоречию: кого-то не нужно мотивировать и стимулировать т.к. педагог подхватывает Ваши идеи и новшества, участвует во всех мероприятиях и самостоятельно стремиться к самосовершенствованию в своей деятельности. А кто-то, имея потенциал, не хочет ничего делать, сидит в стороне т.к. ему необходимо приложить максимум усилий совместно с вами, чтобы «сдвинуться с места и что-то сделать».
Вот именно для того, чтобы система мотивации и стимулирования не свелась к старой армейской формуле «наказание невиновных и награждение непричастных» и действительно мотивировала, необходимо ответить для себя на ряд вопросов:
- Что необходимо стимулировать и мотивировать: усилия или результат?
- Зачем необходимо мотивировать или что планируется достичь путем мотивации?
- Как необходимо мотивировать или какие формы работы необходимо подобрать, которые будут выступать стимулами к мотивации деятельности?
Всё зависит от того, какие цели мы с Вами ставим:
- если мы хотим добиться, например, «внедрения чего-либо», тогда необходимо стимулировать результат полученный педагогом, а усилия нас будут интересовать лишь постольку поскольку;
- если же задача ставится как активизация педагога или коллектива педагогов, например: аттестация, участие в конкурсе, участие в открытом мероприятии или методическом мероприятии ДОУ, то главным становится активизация педагога, а следовательно, необходимо поощрять усилия.
Условно говоря, нам необходимо разработать систему стимулирования, направленную на развитие определённых мотивов педагогической деятельности.
Какие формы работы необходимо подобрать, которые будут выступать стимулами к мотивации деятельности?
А вот здесь необходимо понимание, что вся работа методической службы, состоит из непрерывающегося ряда многочисленных мероприятий, более или менее длительных, которые растягивающихся на год или проводиться в течение двух-трех дней, имеющих характер молниеносного действия или имеющих инкубационный период, для того, чтобы когда у педагога накопятся потенциальные мотивы, это приобретает характер действия и открытий.
Вся эта операция представляет собой очень сложную цепочку или этапы: во-первых необходимо изучить потребности и мотивы педагога, влияющие на его деятельность, а так же носить воспитательно – эмоциональное влияние, во- вторых необходимо подобрать определённые формы методической работы с данным педагогом или группой педагогов (групповые или индивидуальные), способствующие мотивации на включение в деятельность, а в третьих – носить обобщённый (волевой) и рефлексивный характер. Это означает, что необходимо разработать универсальную матрицу (систему, программу) которая даст нам в руки необходимый инструментарий и понимание, как и с помощью каких мероприятий мы можем поддерживать интерес, а следовательно и мотив к профессиональной деятельности педагога.
Спасибо за внимание.
|