Никитина Надежда Ивановна. «Программа по интеллектуальному развитию как средство развития школьной мотивации»

«Программа по интеллектуальному развитию как средство развития школьной мотивации»

Многолетние наблюдения и исследования (2010-2018 гг) школьников, поступивших в реабилитационный центр для несовершеннолетних, дает неутешительную картину: низкие показатели успеваемости, незаинтересованность в обучении или полное нежелание ходить в школу. Как известно, низкая грамотность чревата для подрастающего ребенка: неуспеваемость резко снизит шанс получения достойного образования по окончанию общего образования или вовсе его лишит, а учитывая неблагоприятную экономическую обстановку в стране, и особенно в Омске и Омской области, это может привести к трагедии личности: слишком велика конкуренция на рынке труда среди образованных молодых людей и людей, образования не имеющих, к тому же без опыта работы. Что будет на выходе? Статистика дает неутешительные данные: преступность, алкоголизм, аморальность образа жизни – те риски, с которыми может столкнуться не получивший образования человек. Это положение чревато и для страны в целом: какие нормы поведения этот человек передаст своим детям? Каково будет его окружение? Как он сам будет жить в условиях современного мира?

Многочисленные эксперименты по работе с детьми с низким уровнем успеваемости без задействования сил и влияния родителей, показали незначительную, но все же результативность подобных усилий. Специалист и педагог могут сформировать интерес к процессу обучения и объяснить последствия халатного отношения к обучению. Однако такая коррекция нуждается в постоянном контроле и в условиях реабилитационных центров малоэффективна из-за сроков пребывания детей. Задача специалистов реабилитационных центров, на наш взгляд: способствовать развитию интереса к процессу обучения, тем самым дав шанс в будущем занять достойное положение в обществе.

 

Исследования проблемы в разных источниках, предлагаемые авторами, работавших по схожему вопросу по разным причинам давали незначительный эффект, потому было принято решение искать метод, позволявших решать вопрос исходя из специфики контингента поступающих в центр детей, их уровня школьной мотивации и осведомленности об окружающем мире.

Но как сформировать интерес к обучению у детей, пребывающих в центре незначительное время?

Возникает противоречие между необходимостью развивать интерес к обучению у школьников для их дальнейшей успешной социализации в будущем и недостаточностью разработок и программ по развитию школьной мотивации в краткие сроки в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Разработанная и апробированная в условиях реабилитационного центра программа по «интеллектуальному развитию школьников как средству развития школьной мотивации» в соревновательном формате отчасти позволила решить этот вопрос: именно ведущая деятельность, ориентация на стремление занять лидирующую позицию способствовала тому, что повысился интерес к знаниям.

Цель программы заключалась в развитии школьной мотивации в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних через соревновательную интеллектуальную деятельность.

Задачи программы:

  • Развитие духовно – нравственных ценностей и качеств; понимания важности соблюдения правил гармоничного взаимоотношения друг с другой, развитие порядочности, чувства ответственности, долга, совести.
  • Знакомство с историческими событиями, изменивших ход истории, где важной составляющей служили духовно – нравственные качества, поступки и интеллект;
  • Формирование интереса к общеобразовательным предметам (русский язык, история, биология, литература, география, химия и др.), ликвидация пробелов в знаниях;
  • Воспитание уважения к успехам и знаниям товарища, развитие здорового соревновательного духа, сплочение коллектива;
  • Развитие уважительного отношения к науке, к интеллектуально развитым людям; формирование желания быть похожим на них.
  • Развитие речи и представлений об окружающем мире;
  • Повышение школьной мотивации, развитие интереса к предметам среднего и старшего звена;

Адресат: воспитанники 10-16 лет, 10-15 человек на каждое занятие.

Условия реализации программы. Программа состоит из 13 мероприятий интеллектуального характера, охватывающего обширные области по школьной программе: биологию, историю, русский язык и литературу, географию и обществознание. По окончанию викторины с детьми проводилась беседа – дискуссия с целью закрепления понимания важности нравственного поведения, интересных моментов, которые запомнились детям, расширение их представления о этих событиях; затрагивались острые моменты выбора или поступков героев, моральную сторону событий. Совместное обсуждение давало детям понимание о правильности или ошибке сделанного шага героя, обсуждались вероятность исхода ситуации, поступи герой иначе, рассматривались варианты выбора, окажись школьник на месте героя.

Программа реализовывалась на базе КУ СРЦН «Гармония». Предполагалось 2 – 3 занятия – игры с последующей дискуссией в неделю, что повышало вероятность прохождения курса программы всеми пребывающими в стенах центра детьми. Продолжительность занятия 50-60 минут.

Критерии эффективности определялись улучшением успеваемости воспитанниками, интересом к чтению дополнительной образовательной литературы, снижением уровня конфликтных ситуаций, изменение отношения к процессу обучения и др.

По завершению программы ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня школьной мотивации и успеваемости по предметам;
  • Развитие духовно – нравственных ценностей и качеств.
  • Самостоятельность при выполнении домашнего задания по школьной программе;
  • Интерес к процессу обучения, к досуговой деятельности.

Как показала реализация программы у детей значительно улучшились показатели успеваемости по школьной программе, отмечался рост самостоятельности в выполнении домашних заданий, установление более дружеских отношений с одноклассниками и снижение конфликтных ситуаций с педагогами и воспитателями учреждения, отмечалась защита младших старшими, оказание им помощи, более корректное поведение в отношении с воспитателями и взрослыми. Однако мы опасаемся, что это кратковременный эффект: многие дети вернулись домой к привычному образу жизни, и теперь только от них зависит, воспользуются они полученными знаниями или нет.

Просмотров: 358
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Ирина Удалова. «Сегодня дошкольник – завтра школьник» (саморегуляция как условие эффективной подготовки к школьной программе
  • Глубокова Евгения Александровна. Формирование познавательной компетентности как условие успешной школьной адаптации
  • Дзисюк Виктория Фаритовна. Программа «Раз словечко, два словечко» как средство коррекционного развивающего обучения детей 3-4 лет с речевыми нарушениями в условиях Центра Психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
  • Чуксина Екатерина Сергеевна. Сказкотерапия как метод коррекции школьной тревожности у старших дошкольников 6-7 лет
  • Нестеренко Галина Ивановна. Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы «Играем в прятки»
  • Комарова Светлана Александровна. Статья на тему: Концертная деятельность хореографического коллектива как фактор повышения мотивации к обучению
  • Чайникова Марина Геннадьевна. Развитие мотивации профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Светлана Викторовна Смирнова. Программа «Пойми себя» Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с задержкой психического развития, длительное время пребывавших в условиях социально-психологической депривации
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Колоколова Олеся Ивановна. Использование логических блоков Дьенеша на занятиях с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реабилитационного центра «Сосновая горка»
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
  • Верстукова Елена Николаевна. «К школьной жизни готов» — диагностический инструментарий педагога-психолога.
  • Надежда Ивановна Богатель. Разработка рабочей программы по реализации образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
  • Елена Онищенко. Образовательная программа дополнительного образования «СОВЕНОК» (развитие логического мышления и формирование интереса к математике) для воспитанников младшего дошкольного возраста 3 -4 лет.
  • Улдукис Ирина Васильевна. Проблема школьной готовности детей
  • Улдукис Ирина Васильевна. Проблема школьной готовности детей.
  • Редактор. ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
  • Поварницына Елена Александровна. Реализация программы дополнительного образования в условиях семейной дошкольной группы
  • Макарова Татьяна Владимировна. Развитие мотивации обучающихся и их родителей в укреплении физического и духовного здоровья в образовательной и культурно-досуговой деятельности в рамках авторской программы «Говорушечка»
  • Светлана Клименко. Пропедевтика школьной тревожности
  • Костикова Надежда Владиславовна. ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ: КАК ЕГО ПРОБУДИТЬ?
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Программа дополнительного образования по духовно-нравственному развитию «Сказочная страна» для детей 6-7 лет
  • Тетеревкова О. М Поликухина В. Ю.. Организация развивающей среды в условиях реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  • Бычкова Надежда Геннадьевна. Дидактические игры как способ повышения познавательной мотивации дошкольников в формировании математических представлений
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Новикова Елена Алексеевна. «Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников».
  • Язькова Евгения Валерьевна. Мастер-класс «Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь