Е.Н. Верстукова Педагог-психолог ВКК ГБДОУ №115 Невского района Санкт-Петербурга
Преимущества комплексного обследования готовности детей к школе.
Тема, связанная с диагностикой готовности к школе и подготовки детей дошкольного возраста к поступлению в первый класс на протяжении многих лет не теряет своей актуальности. Данная ситуация имеет целый ряд причин.
Работая много лет в дошкольном учреждении в должности педагога-психолога, я имею возможность осуществлять как практическую деятельность, так и делать выводы, опираясь на полученные данные. Причины, о которых говорилось ранее, выявлены в результате длительных наблюдений.
Во-первых: дошкольному учреждению, основной целью деятельности которого является воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности, необходимо иметь о выпускниках данные по результатам как педагогического мониторинга, так и психологического обследования. Эта информация дает возможность для анализа эффективности психолого-педагогической деятельности, которое осуществляет учреждение.
Во-вторых: психологическая диагностика готовности к школе дает возможность выявления уровня развития памяти, внимания, различных видов интеллекта дошкольников, что, в свою очередь, оставляет время для коррекции перед поступлением в школу.
Скачать конспект
В-третьих: интерес родителей к психологической диагностике детей, объектом исследования которой является готовность к школе, каждый год остается неизменным.
В-четвертых: работникам дошкольных учреждений приходится часто сталкиваться с позицией родителей, стремящихся отдать ребенка в школу в шестилетнем возрасте. Данный вопрос, конечно, требует индивидуального подхода к каждому ребенку. Однако, в большинстве случаев, приходится сталкиваться не столько со способностями детей, сколько с завышенными требованиями или ожиданиями родителей.
Психологическая диагностика дает возможность выявлять не только уровень познавательных процессов детей, но и уровень социальной готовности к поступлению в школу. Именно эта информация в некоторых случаях побуждает родителей пересмотреть поспешность своего решения, так как часто шестилетки показывают высокие результаты, обусловленные развитием познавательной сферы, но при этом находятся на стадии дошкольного детства по уровню своих потребностей, мотивации, то есть дошкольное детство не является завершённым.
В-пятых: существует преемственность между детским садом и школой, многие учителя будущих первоклассников просят родителей принести данные обследований, полученные в ДОУ.
Таким образом, необходимость исследования уровня готовности ребенка к школе на стадии окончания дошкольного учреждения, является очевидной.
На протяжении многих лет я использую в своей работе батарею субтестов, которые относительно просты и снабжены возрастными нормами, полученными сотрудниками кафедры психофизиологии ребёнка Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена при обследовании детей Санкт-Петербурга в 2000 – 2002гг. Данный подход включает в себя следующие разделы:
а) Диагностика развития высших психических функций:
- Оценка и возрастные нормативы развития кратковременной зрительно-пространственной памяти (стимульный материал и таблица «Диапазон показателей выполнения теста на оценку зрительно-пространственной памяти детей 6-7 лет» – см. Приложение);
- Оценка и возрастные нормативы развития слухоречевой памяти (стимульный материал и таблица «Протокол выполнения теста на оценку объёма кратковременной слухоречевой памяти» — см. Приложение);
- Оценка произвольного внимания. Произвольное внимание принято оценивать по результатам выполнения какого-либо понятного и доступного задания. Для этого используется одно из заданий тестов Д.Векслера – так называемая корректурная проба «Шифровка».
б) Диагностика развития интеллекта.
Диагностика развития интеллекта производится, учитывая тот факт, что интеллект рассматривается как структурированная система, состоящая из относительно самостоятельных компонентов. В структуре интеллекта принято выделять три основных компонента: невербальный (предметно-практический и образный), вербальный (речевой) компонент и общий интеллект как способность к обучению.
В старшем дошкольном возрасте можно заметить ещё одно качественное изменение в познавательных функциях Ребёнок накапливает, обобщает знания о себе, своём месте среди сверстников. Эти изменения в самосознании ребёнка параллельно с положительной динамикой интеллектуальных функций приводят к проявлению последнего из известных в настоящее время компонентов интеллекта – социального интеллекта1.
Таким образом, диагностика интеллекта включает в себя следующие составляющие:
- Диагностика развития невербального и общего интеллекта (тест Д.Равена);
1Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 120 с.
- Диагностика развития вербального интеллекта. Осуществляется при помощи двух экспериментов:
1. Ассоциативный эксперимент. (Методика свободного ассоциативного
эксперимента (АЭ), основанная на подходах Лурия А.Р., была адаптирована для детского возраста сотрудниками кафедры психофизиологии ребёнка РГПУ им. А.И. Герцена). Предлагаемый ассоциативный эксперимент направлен на изучение словесномыслительной деятельности и позволяет оценивать специфику и уровень развития словесных ассоциативных процессов. Способность ребёнка свободно и легко создавать вербальные ассоциации можно рассматривать как показатель имеющегося речевого навыка и уровня развития вербального интеллекта, так как речевой навык лежит в основе умения строить высказывание из слов ассоциативной пары.
Расчёт суммарного показателя качества выполнения ассоциативного эксперимента проводится по следующей формуле: КВИ (%) = (N-n): 84х100%, где:
- КВИ – коэффициент вербального интеллекта,
- N – общее число ассоциативных реакций,
- n – общее число некачественных реакций,
- 84 – число слов-стимулов.
(стимульный материал – см. Приложение);
2. Направленный ассоциативный эксперимент отличается от свободного тем, что речевая деятельность ребёнка ограничивается определёнными правилами. Например, слово-стимул может определять часть речи ассоциации: глагол требует в ответ ассоциацию глагольной формы.
Такая особенность ассоциативного эксперимента помимо качества вербальной активности оценивает уровень развития словесно-логического мышления. Следует учесть, что для старших дошкольников используется инструкция, требующая от ребёнка подбора антонима в ответ на слово-стимул. Для того, чтобы ребёнок понял, что от него требуется, можно предложить ему игру в «Упрямые слова» или в «Слово наоборот». Особенно эта игра интересна детям, склонным к упрямству: ведь здесь не то, что не запрещают, а разрешают упрямиться! Для упрямцев это хороший способ произвести отреагирование данного качества.
Расчёт суммарного показателя качества выполнения направленного ассоциативного эксперимента проводится по следующей формуле:
- КВИ (%) = (N-n): 45х100%, где:
- КВИ – коэффициент вербального интеллекта,
- N – число ассоциативных реакций,
- n – общее число некачественных реакций,
- 45 – число слов-стимулов.
(стимульный материал – см. Приложение);
3. Диагностика развития социального интеллекта.
Концептуальной основой методики исследования социального интеллекта является многофакторная модель структуры интеллекта, разработанная
Дж. Гилфордом и его сотрудниками. Согласно теории Дж. Гилфорда, социальный интеллект представляет собой систему способностей, которые могут быть описаны как:
- Способность к логическому обобщению, выделению существенных признаков в различных невербальных реакциях человека;
- Способность видеть логику развития ситуации и смысл поведения людей в этих ситуациях;
- Способность изменения значения сходных вербальных реакции человека в зависимости от ситуации;
- Способность предвидеть результаты поведения людей.
На кафедре психофизиологии ребёнка РГПУ им. А.И. Герцена была разработана методика оценки интеллекта детей старшего дошкольного возраста (Я. И. Михайлова). В неё вошли два адаптированных субтеста: «Истории с завершением» И «Группы экспрессии».
Результаты теста «Истории с завершением» позволяют предвидеть возможные последствия поведения ребёнка в определённой ситуации и предсказать то, что произойдёт в дальнейшем (Стимульный материал – см. Приложение).
Субтест «Группы экспрессии» предназначен для измерения способности к восприятию невербальной экспрессии, её распознаванию и выделению существенных признаков различных её проявлений (Стимульный материал – см. Приложение).
Диагностика эмоционально-мотивационной готовности.
В теоретических работах Л.И. Божович основной упор делается на значение мотивационной сферы в формировании личности ребёнка. С этих же позиций рассматривалась психологическая готовность к школе, то есть наиболее важным признавался мотивационный план.
Ребёнок, готовый к школе, хочет в ней учиться и потому, что он стремится занять определённую позицию в обществе людей, а именно, позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребёнка к окружающей среде, названного Л.И. Божович «внутренней позицией школьника». 2
Далеко не все дети характеризуются высокими познавательными мотивами для того, чтобы они компенсировали проявления более жёстких, нежели в дошкольном учреждении, школьных требований. В связи с этими особенностями школьной жизни становится понятной тяга многих детей в первом классе к тайной игре на уроках со своими любимыми игрушками. Центральным элементом принятия роли ученика является выраженная учебная мотивация и её преобладание над игровой. В связи с этим важно оценить выраженность той и другой мотивации для того, чтобы можно было
2Гуткина Н.И. Психологическая готовность детей к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2004. – 208с.
компенсировать в оставшееся перед поступлением в школу дефицит учебной мотивации. Для этого необходимо провести оценку мотивационной
готовности к школе, что можно осуществить с помощью рисуночной методики Д.В. Солдатова «Методика оценки мотивационной готовности к школе».
С детьми в течение учебного года трижды проводится обследование на выявление ведущего вида мотивации: в октябре, декабре, марте. Данный подход даёт возможность проследить динамику изменения мотивации, так как в течение года педагоги и психолог в тандеме с родителями проводят специальную работу, направленную на развитие или формирование познавательной мотивации.
В итоге хочется отметить, что применение представленного комплексного диагностического подхода на протяжении многих лет является востребованным как педагогами, работающими с предшкольниками, так и родителями. Их интерес связан с тем, что предлагаемая информация может быть использована не только как окончательный результат диагностики, но и как некоторая отправная точка, от которой можно корректировать некие психические функции дошкольников, или развивать мотивационную сферу, если в этом есть необходимость.
Многим родителям детей дошкольного возраста важно осознать, что перед поступлением в школу наиболее важными являются готовность психических процессов, интеллектуальная и личностная готовность ребёнка. а не умение читать или писать. Объяснение данной темы родителям детей-предшкольников – это одна из важнейших задач педагога-психолога, который занимается комплексным обследованием готовности ребёнка поступлению в школу.
Список использованной литературы
- Божович Л.И. Личность ребёнка и её формирование в детском возрасте. Психологическое исследование – М.: Просвещение, 1983
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность детей к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2004. – 208с.
- Каменская В.Г, Зверева С.В., Музалевская Н.И., Томанов Л.В. Дифференциальные психофизиологические признаки различной интеллектуальной успешности детей дошкольного возраста //Психологический журнал, 2000, т.22, № 1, 57-68
- Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 120 с.
- Каменская В.Г. Психофизиологические критерии нормативности развития интеллектуальных функций ребёнка//Мозг, психика, поведение – СПб, 2001.
|