Современные технологии организации коррекционно-развивающей работы с детьми в группах инклюзивной направленности при подготовке к школе
Заведующий Якубенок Татьяна Владимировна МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 28 «Ручеёк» 2018 г.
Здравствуйте, дорогие, уважаемые мои Родители! Рада Вас видеть и слышать! Скоро нам придется расстаться, так как наши дети пойдут в школу. В детский мир детей войдут новые знания, появятся новые права и обязанности. А сколько будет интересных встреч и разнообразных отношений со сверстниками и взрослыми. Все изменится и у Вас. И мне хотелось бы сегодня рассказать вам о коммуникативной готовности детей к обучению в школе, о критериях этой готовности.
Вы огромные молодцы, что не побоялись, согласились отдать ребенка в детский сад. Вы доверили самое дорогое в своей жизни нам, а мы очень постарались превратить жизнь ребёнка в детском саду в комфортный праздник, радостное познание нового и интересное времяпровождение. Что же будет отличать наших детей от большинства ребят которые не ходили в сад? А вот что: современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в школу, в первый класс неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформирован социальный, психологический, эмоционально – волевой, коммуникативный, компоненты готовности. А что наши дети будут уметь к концу посещения подготовительной к школе группы? Благодаря нашим общим стараниям они будут уметь взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, так как ежедневно в различных ситуациях в детском саду им приходилось этому учиться; выполнять требования учителя, так как уже сложилось понимание требований педагогов и персонала детского сада, подчинение определенным правилам сложившимся в группе детского сада; контролировать свое поведение, хотя это очень сложный момент, но необходимый.
Все вы прекрасно знаете нашего любимого педагога – психолога. Чем же она занималась с ребятами в этом учебном году, на что обращала внимание? А вот на что. Нам было очень важно заранее, еще до начала обучения наших детей в школе выяснить, насколько психологические возможности Вани, Пети, Марины, Антона и т.д. соответствуют школьным требованиям. А они очень стали завышенными, если сравнивать то время, когда мы с вами учились.
Что же нам даст психологическая готовность ребенка к школе? Как вы думаете?
ОТВЕТЫ РОДИТЕЛЕЙ
Молодцы! Разрешите, я обобщу теперь все, что вы сказали. Многие исследователи данной проблемы (а вы у меня грамотные и конечно знаете некоторых из них, таких как Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин Л.А. Венгер и А.Л. Венгер, А. Н. Леонтьев, Л.С. Выготский) отмечали и отмечают, что высокие показатели психологической готовности, как правило, обеспечивают успешность адаптации ребёнка к школе, однако не гарантируют, что проблем не возникнет. «А почему?» — спросите вы. Что же может помешать нашим детям? Как не странно — завышенная самооценка. Хорошо подготовленный, адаптированный ребенок, чувствует свое преимущество перед другими сверстниками, может начаться легкомысленное отношение к обучению. «У меня все получается без усилий». Вот так скажут наши дети. А значит мы не развили такие качества личности, как настойчивость, самокритичность, упорство, и они вдруг потеряют интерес к учёбе. И что дальше, а дальше, при возрастании учебных трудностей, у этих детей могут возникнуть проблемы в обучении и закрепиться не самые благоприятные личностные особенности. Что же получается? А вот что: хороший уровень психического развития, достигнутый ребёнком к моменту поступления в школу, не обеспечивает долгосрочных гарантий школьной успешности и столь же высоких темпов развития личности ребенка в школьные годы.
Так что нам очень важно помнить, что родители и педагоги не могут останавливаться на достигнутом. Только в благоприятных условиях систематического обучения, при правильной педагогической помощи ребенок может существенно продвигаться в психическом развитии. Делаем вывод: что под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников
Составляющие психологической готовности ребёнка к обучению в школе включаются следующие компоненты:
- Интеллектуальная готовность;
- Личностная готовность:
- Мотивационная готовность
- Эмоционально – волевая готовность
- Коммуникативная готовность
Перед тем как мы поговорим о критериях коммуникативной готовности детей к обучению к школе, давайте немного разомнёмся.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы сегодня с Вами говорим именно о коммуникативной готовности. Это завершающий наш разговор по такой важной теме.
Коммуникативная готовность к школе рассматривается как результат определенного уровня развития общения со сверстникам и взрослыми. Данная готовность определяется, как характеристика межличностных взаимодействий в группе, формирование конструктивных взаимодействий в процесс ведущей деятельности, проявление коммуникативной активности в связи с расширением спектра и круга общения.
Коммуникативная деятельность представляет собой единое сложное образование, состоящее из трёх компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого. Когнитивный компонент связан с процессом познания другого человека и включает в себя способность принять точку зрения другого, предвидеть его поведение, а также эффективно решать проблемы между людьми. Эмоциональный компонент включает эмоциональную отзывчивость, способность к переживанию, внимание к переживаниям и действиям окружающих людей (эмпатию). Поведенческий компонент отражает способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватной в общении, организаторские способности.
Под готовностью к школьному обучению в аспекте коммуникативной деятельности понимается:
- Сформированность определенных учебных навыков (чтения, письма и т.д.), что еще не гарантирует готовность к школьному обучению.
- Достаточный уровень психического развития (правильное звукопроизношение, соответствующий возрасту словарный запас, грамматически правильная речь, свободное использование диалогической и монологической речи); возможность практических общений в области различных явлений языка.
- Умение владеть речью, включающее умение правильно и точно выразить свои мысли, полно и последовательно передать содержание прочитанного и воспринятого на слух литературного произведения, отвечать на поставленные вопросы.
- Способность общаться со взрослыми и сверстниками на новом уровне.
Я хочу предложить вам, уважаемые мои родители перевоплотиться в ваших детей. Давайте пройдем эмпирическое исследование коммуникативной детей к обучению в школе на вашем примере.
С родителями проводится эмпирическое исследование на изучение компонентов готовности «Лабиринт» Е.Е. Кравцова
Методика «Лабиринт» Е.Е. Кравцовой
Диагностические возможности: методика направлена на выявление общей характеристики и установление возможных типов общения и сотрудничества ребёнка со сверстниками
Материал: рабочее поле лабиринта, 8 машинок: 4 зелёных и 4 красных
Процедура проведения: перед началом эксперимента я ставлю машинки (по 4) в чужой гараж, красные на зелёное поле, зелёные – на красное.
Двум детям, а в нашем случае их родителям, предлагается провести машинки по лабиринту так, чтобы каждая оказалась в гараже своего цвета. Правила игры сводятся к трем требованиям: можно водить только по одной машинке; машины должны ездить только по дорожкам лабиринта; нельзя трогать машины партнёра.
Задание: провести свои машины в соответствующий гараж – это может быть выполнено тогда, когда участники сумеют «договориться», если партнеры будут как то согласовывать свои действия.
Далее мы обрабатываем данные: мы классифицируем тип общения и сотрудничество. По Е.Е. Кравцовой, существует шесть типов взаимодействия и сотрудничества детей со сверстниками:
- Элементарное принятие учебной задачи (не видят действий партнёра, нет согласованности действий, не принимаются подсказки, нет общения друг с другом)
- Принятие задачи, но не удерживание ее на протяжении всей игры (это когда «видят» действие партнёра, но воспринимают их только как образец для некритичного «слепого» подражания. Но все таки они уже пытаются решить поставленную задачу. Обращают внимания на подсказки, но не наблюдается эффективности их использования.
- Возникает действительное взаимодействие, но оно носит ситуативный и импульсно – непосредственный характер. В отношении же поисков общего способа решения задачи партнёры беспомощны.
- Кооперативно – соревновательный. Партнёры принимают и удерживают задачу, но сохраняются соревновательные отношения. Ситуация воспринимается в целом, устанавливаются отношения. Игра приобретает характер соревнования. Подсказки воспринимаются адекватно, но совершаются одни и те же ошибки.
- Возникновение подлинного сотрудничества и партнёрства. Нет соревновательных отношений. Партнёры подсказывают друг другу и сопереживают успехам партнёра. Но опять мешает ситуативный характер отношений, т.е. заново планируется действие в каждой конкретной ситуации. Подсказка взрослого так же используется ситуативно.
- Устойчивый уровень сотрудничества. Отношение к игре как к совместной, общей задаче, стоящей перед обоими партнёрами. Ищется общий способ решения до начала действий. Не повторяются ошибки.
После подведения итогов хочется выразить большую благодарность Вам за то, что вы так любите своих детей, так заботитесь об их будущем, что постоянно заинтересованы в получении знаний.
В заключении хочу подвести итог нашей встречи:
Коммуникативная готовность очень важна, так как ребёнок приходя в школу окунается в среду изобилующую постоянными контактами как со взрослыми- учителями, другими взрослыми людьми, так и со сверстниками- одноклассниками, другими детьми.
Всего Вам самого доброго!
|