Готовность к школьному обучению
Ещё пару десятков лет назад родители будущих учеников не предавали особого значения необходимости специальной подготовки ребенка к школьному обучению, возлагая данную функцию на дошкольное образовательное учреждение. Но жизнь не стоит на месте, наше школьное образование постоянно претерпевает изменения, поэтому для родителей дошкольников уже не секрет, что подготовка к школе — дело не менее ответственное и серьезное, чем само школьное обучение. Правда, некоторые родители полагают, что достаточно вложить в головку ребенка лишь некоторые знания, которые ему пригодятся на уроках для того, чтобы качественно усваивать новую информацию. Но на самом деле это лишь часть того, что ему потребуется в учебном заведении. Так в чем же заключается готовность ребенка к обучению? В этом вопросе необходимо разобраться каждому родителю, чтобы иметь возможность заранее понять, все ли составляющие присутствуют у его ребенка и, в случае чего, поработать над пробелами. Но лучше, конечно, заблаговременно заняться всеми составляющими, чтобы к нужному сроку малыш обладал всеми необходимыми навыками, и специалистам не пришлось в спешке их корректировать.
Компоненты готовности ребенка к школе
Существует несколько компонентов готовности к школьному обучению, и все они одинаково важны. Отсутствие или недостаточность хотя бы одного может сказаться для маленького человечка проблемами в учебе или общении с учителями и сверстниками. Готовность ребенка к школе бывает: физической и психологической, которая, в свою очередь, делится на:
- интеллектуальную
- эмоциональную (волевую)
- личностную (социально-коммуникативную)
И над всеми этими составляющими необходимо в той или иной мере работать. Они не появятся у ребенка сами собой. Давайте же теперь подробнее ознакомимся с каждым из вышеупомянутых компонентов.
Физическая готовность. Это, наверное, самая понятная составляющая. Под данным термином подразумевается, что ребенок достаточно развит физически для своего возраста, чтобы справляться со школьными нагрузками. Этому способствуют и разнообразные упражнения, и спортивные занятия, и подвижные игры. Немаловажным является режим ребенка и состояние здоровья. Так же стоит особенно уделить внимание уровню развития моторики ребенка, особенно мелкой моторики, т.к. сформированность именно ее компонентов способствует в дальнейшем успешному усвоению графомоторных навыков и, в конечном счете, обучению письму.
Психологическая готовность ребенка к обучению. Этот компонент достаточно многогранен. Он подразумевает наличие у ребенка мотивации к обучению (то есть стремление получать новые знания), бытовых, поведенческих и интеллектуальных навыков. Начнем с важной составляющей психологической готовности – интеллектуальной.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе подразумевает под собой уровень сформированности психических функций, т.е. той базы, на которую в дальнейшем будет ложиться школьное обучение. Зачастую родители подменяют значение этого компонента, стремясь "натаскать" ребенка на умение читать и писать еще до поступления в школу. Этому заблуждению нередко способствуют и некорректные методики подготовки к обучению в школе, реализуемые большим количеством разнообразных Центров развития детей. Итогом такой подготовки нередко является наличие у ребенка поверхностных либо механических навыков, не имеющих под собой достаточного уровня развития необходимых для усвоения этих навыков психических функций. Так, ребенка могут обучить чтению, тогда как фонематические процессы (восприятие, анализ и синтез) находятся у него на низком уровне сформированности, что впоследствии приведет к нарушению письма и чтения. В лучшем случае коррекцией дислексии и дисграфии будет заниматься логопед, а в худшем — ребенок останется один на один со своими проблемами.
Итак, интеллектуальная готовность подразумевает под собой:
- наличие у ребенка любознательности (познавательной активности)
- запас у ребенка определенных знаний и навыков
- наличие разных типов мышления (образного, логического)
- достаточный уровень развития восприятия (зрительного, слухового, тактильного)
- сформированность всех компонентов речи
- достаточный уровень развития памяти (слуховой, зрительной), причем не только долговременной, но и кратковременной
- достаточный уровень развития воображения
- достаточный уровень развития всех параметров внимания (концентрация, переключаемость, распределение, объем)
- понимания основных закономерностей
В дошкольном возрасте ребенок должен уметь рассказать о своей семье и образе ее жизни (может назвать имена всех членов семьи, их профессии и т.д.), обладать информацией об окружающем мире и уметь ее применять (ему известны названия времен года, дней недели, месяцев и их последовательность, названия самых распространенных в регионе его проживания растений и животных). Также будущий школьник должен знать не только, в каком городе он живет, но и сказать свой адрес. Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь рассуждать, ориентироваться в пространстве и во времени. Родители должны помогать ребенку не только приобретать всю вышеуказанную информацию, но и уметь ее обобщать и систематизировать. К тому же без помощи взрослых ему сложно научиться находить причинно-следственные и пространственно-временные отношения, делать выводы.
Эмоциональная готовность к школе так же является немаловажным компонентом готовности к школьному обучению.
Мы прекрасно понимаем, что малыш хоть и тянется к знаниям и стремится поскорее пойти в учебное заведение, на практике сталкивается с тем, что ему далеко не всегда приходится делать то, что он хочет. Эмоциональная или волевая готовность и подразумевает под собой то, что ребенок способен выполнять задания учителя, даже если они ему не по душе. Он умеет соблюдать режимы (дня и школьный), ставить перед собой цели, разрабатывать планы их достижения и, соответственно, идти к ним, даже если возникнут препятствия. Очень важно сформировать на этом этапе у ребенка адекватную самооценку и стремление к ее повышению за счет достижения хороших результатов в обучении. Совместное преодоление трудностей и поддержка родителей позволит малышу лучше справиться новым, непривычным для него, видом деятельности.
Личностная готовность к школе — еще один важный компонент, который должен быть сформирован при поступлении в школу. Нельзя забывать, что школа – это не только уроки и знания, но и новые люди. Конечно, старший дошкольник уже умеет завязывать отношения с другими людьми, как он делал это в детском саду или на игровой площадке, но все же он может столкнуться с определенными трудностями.
Поэтому к началу школьного обучения ребенок должен уметь:
- общаться
- работать в команде
- отстаивать свое мнение (если речь идет о сверстниках), но также и находить компромисс в случае необходимости
- подчиняться (в общении с учителем)
Это очень важная составляющая готовности ребенка к школе. Ведь если он не сможет хорошо общаться с одноклассниками, это может сказаться на его психологическом состоянии и, как следствие, на учебе.
Итак, на этапе подготовки к школьному обучению родителям необходимо адекватно оценить свои возможности по определению уровня подготовленности ребенка к школе и формировании недостающих компонентов в развитии. Если же нет уверенности в том, что вы можете в полной мере оценить наличие всех вышеперечисленных компонентов у своего малыша, то лучше доверить эту задачу специалисту. Как правило, диагностика готовности ребенка к школе проводится психологом, который поможет разобраться в проблемах ребенка и дать советы относительно того, над чем и как нужно работать, чтобы новый период жизни ребенка был таким же радостным и успешным, как его дошкольное детство.
Учитель-дефектолог ГБОУ Школа № 1935, к.п. н. Макарова С.А.
|