Макарова Светлана Андреевна. Готовность к школьному обучению.

Готовность к школьному обучениюГотовность к школьному обучению

Ещё пару десятков лет назад родители будущих учеников не предавали особого значения необходимости специальной подготовки ребенка к школьному обучению, возлагая данную функцию на дошкольное образовательное учреждение. Но жизнь не стоит на месте, наше школьное образование постоянно претерпевает изменения, поэтому для родителей дошкольников уже не секрет, что подготовка к школе — дело не менее ответственное и серьезное, чем само школьное обучение. Правда, некоторые родители полагают, что достаточно вложить в головку ребенка лишь некоторые знания, которые ему пригодятся на уроках для того, чтобы качественно усваивать новую информацию. Но на самом деле это лишь часть того, что ему потребуется в учебном заведении. Так в чем же заключается готовность ребенка к обучению? В этом вопросе необходимо разобраться каждому родителю, чтобы иметь возможность заранее понять, все ли составляющие присутствуют у его ребенка и, в случае чего, поработать над пробелами. Но лучше, конечно, заблаговременно заняться всеми составляющими, чтобы к нужному сроку малыш обладал всеми необходимыми навыками, и специалистам не пришлось в спешке их корректировать.

Компоненты готовности ребенка к школе

 

Существует несколько компонентов готовности к школьному обучению, и все они одинаково важны. Отсутствие или недостаточность хотя бы одного может сказаться для маленького человечка проблемами в учебе или общении с учителями и сверстниками. Готовность ребенка к школе бывает: физической и психологической, которая, в свою очередь, делится на:

  • интеллектуальную
  • эмоциональную (волевую)
  • личностную (социально-коммуникативную)

И над всеми этими составляющими необходимо в той или иной мере работать. Они не появятся у ребенка сами собой. Давайте же теперь подробнее ознакомимся с каждым из вышеупомянутых компонентов.

Физическая готовность. Это, наверное, самая понятная составляющая. Под данным термином подразумевается, что ребенок достаточно развит физически для своего возраста, чтобы справляться со школьными нагрузками. Этому способствуют и разнообразные упражнения, и спортивные занятия, и подвижные игры. Немаловажным является режим ребенка и состояние здоровья. Так же стоит особенно уделить внимание уровню развития моторики ребенка, особенно мелкой моторики, т.к. сформированность именно ее компонентов способствует в дальнейшем успешному усвоению графомоторных навыков и, в конечном счете, обучению письму.

Психологическая готовность ребенка к обучению. Этот компонент достаточно многогранен. Он подразумевает наличие у ребенка мотивации к обучению (то есть стремление получать новые знания), бытовых, поведенческих и интеллектуальных навыков. Начнем с важной составляющей психологической готовности – интеллектуальной.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе подразумевает под собой уровень сформированности психических функций, т.е. той базы, на которую в дальнейшем будет ложиться школьное обучение. Зачастую родители подменяют значение этого компонента, стремясь "натаскать" ребенка на умение читать и писать еще до поступления в школу. Этому заблуждению нередко способствуют и некорректные методики подготовки к обучению в школе, реализуемые большим количеством разнообразных Центров развития детей. Итогом такой подготовки нередко является наличие у ребенка поверхностных либо механических навыков, не имеющих под собой достаточного уровня развития необходимых для усвоения этих навыков психических функций. Так, ребенка могут обучить чтению, тогда как фонематические процессы (восприятие, анализ и синтез) находятся у него на низком уровне сформированности, что впоследствии приведет к нарушению письма и чтения. В лучшем случае коррекцией дислексии и дисграфии будет заниматься логопед, а в худшем — ребенок останется один на один со своими проблемами.

Итак, интеллектуальная готовность подразумевает под собой:

  • наличие у ребенка любознательности (познавательной активности)
  • запас у ребенка определенных знаний и навыков
  • наличие разных типов мышления (образного, логического)
  • достаточный уровень развития восприятия (зрительного, слухового, тактильного)
  • сформированность всех компонентов речи
  • достаточный уровень развития памяти (слуховой, зрительной), причем не только долговременной, но и кратковременной
  • достаточный уровень развития воображения
  • достаточный уровень развития всех параметров внимания (концентрация, переключаемость, распределение, объем)
  • понимания основных закономерностей

В дошкольном возрасте ребенок должен уметь рассказать о своей семье и образе ее жизни (может назвать имена всех членов семьи, их профессии и т.д.), обладать информацией об окружающем мире и уметь ее применять (ему известны названия времен года, дней недели, месяцев и их последовательность, названия самых распространенных в регионе его проживания растений и животных). Также будущий школьник должен знать не только, в каком городе он живет, но и сказать свой адрес. Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь рассуждать, ориентироваться в пространстве и во времени. Родители должны помогать ребенку не только приобретать всю вышеуказанную информацию, но и уметь ее обобщать и систематизировать. К тому же без помощи взрослых ему сложно научиться находить причинно-следственные и пространственно-временные отношения, делать выводы.

Эмоциональная готовность к школе так же является немаловажным компонентом готовности к школьному обучению.

Мы прекрасно понимаем, что малыш хоть и тянется к знаниям и стремится поскорее пойти в учебное заведение, на практике сталкивается с тем, что ему далеко не всегда приходится делать то, что он хочет. Эмоциональная или волевая готовность и подразумевает под собой то, что ребенок способен выполнять задания учителя, даже если они ему не по душе. Он умеет соблюдать режимы (дня и школьный), ставить перед собой цели, разрабатывать планы их достижения и, соответственно, идти к ним, даже если возникнут препятствия. Очень важно сформировать на этом этапе у ребенка адекватную самооценку и стремление к ее повышению за счет достижения хороших результатов в обучении. Совместное преодоление трудностей и поддержка родителей позволит малышу лучше справиться новым, непривычным для него, видом деятельности.

Личностная готовность к школе — еще один важный компонент, который должен быть сформирован при поступлении в школу. Нельзя забывать, что школа – это не только уроки и знания, но и новые люди. Конечно, старший дошкольник уже умеет завязывать отношения с другими людьми, как он делал это в детском саду или на игровой площадке, но все же он может столкнуться с определенными трудностями.

Поэтому к началу школьного обучения ребенок должен уметь:

  • общаться
  • работать в команде
  • отстаивать свое мнение (если речь идет о сверстниках), но также и находить компромисс в случае необходимости
  • подчиняться (в общении с учителем)

Это очень важная составляющая готовности ребенка к школе. Ведь если он не сможет хорошо общаться с одноклассниками, это может сказаться на его психологическом состоянии и, как следствие, на учебе.

Итак, на этапе подготовки к школьному обучению родителям необходимо адекватно оценить свои возможности по определению уровня подготовленности ребенка к школе и формировании недостающих компонентов в развитии. Если же нет уверенности в том, что вы можете в полной мере оценить наличие всех вышеперечисленных компонентов у своего малыша, то лучше доверить эту задачу специалисту. Как правило, диагностика готовности ребенка к школе проводится психологом, который поможет разобраться в проблемах ребенка и дать советы относительно того, над чем и как нужно работать, чтобы новый период жизни ребенка был таким же радостным и успешным, как его дошкольное детство.

Учитель-дефектолог ГБОУ Школа № 1935, к.п. н. Макарова С.А.

Просмотров: 611
Категория: Подготовка к школе




Другие новости по теме:

  • Алчинова Екатерина Леонидовна. Круглый стол «Мотивационная готовность – как один из важнейших компонентов психологической готовности ребенка к школе»
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Зоя Егина. Обучение связной речи – важное условие подготовки ребенка к обучению в школе (творческий отчет по самообразованию)
  • Торхова Ольга Николаевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе. Основные проблемы и их разрешение»
  • Шиморянова Елена Николаевна. Готовность ребенка к школе.
  • Шадрина Светлана Александровна. Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе — залог успешной адаптации»
  • Детский сад. Консультация для воспитателей «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе»
  • Савостьянова Екатерина Владимировна. Подготовка ребенка к школьному обучению дома и в детском саду
  • Вера Дворникова. Подготовка ребенка старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания к обучению в общеобразовательной школе
  • Иванова Елена Александровна. Трудности при подготовке ребенка к обучению в школе.
  • Надежда Репина. Волевая и нравственная готовность к школьному обучению.
  • Рогова Наталья Николаевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
  • Волковская Екатерина Александровна. Круглый стол «Мнемотехника как один из способов подготовки ребенка к школе»
  • Кочетова Любовь Викторовна. Презентация 'Готовность к школьному обучению'
  • Ольга Торощина. Исследовательский проект психологическая готовность детей к обучению в школе
  • Марина Павлович. Родительское собрание на тему 'Психологическая готовность детей к обучению в школе'
  • Иванова Юлия Вячеславовна. «Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе и факторы ее определяющие»
  • Ведерникова Юлия Васильевна. Готовность к обучению в школе
  • Ольга Фёдоровна Могилецкая. Готовность ребёнка к обучению в школе
  • Лазаренко Татьяна Александровна. Консультация для педагогов «Компоненты психологической готовности дошкольников к школьному обучению»
  • Редактор. Компоненты психологической готовности к обучению в школе
  • Мишкуц Наталия Николаевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие образной речи ребенка как важнейшие условие качественной подготовки к школе»
  • Коростелева Татьяна Ивановна. Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Кирсанова Наталья Викторовна. Физическая подготовленность как компонент готовности к обучению в школе.
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Исмаилова Севиндж Гудрат Кызы. Персональная выставка творческих работ ребенка «Мир глазами ребенка»
  • Макаренко Елена Дмитриевна. Учите ребенка говорить — он будет лучше писать и читать.
  • Якубенок Татьяна Владимировна. «Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности к школьному обучению»»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь