Подготовка ребёнка к школе – фундамент для успешного обучения. Важно не только дать базовые навыки письма, счёта, чтения, но и обеспечить достаточное развитие речи, научить контактировать со сверстниками и взрослыми
Деткам, посещающим садик или развивающий центр для дошкольников, проще адаптироваться к новым условиям, выдержать учебную нагрузку.
Но и родители также должны знать, как правильно подготовить ребёнка к школе в 6 лет, чтобы дома закрепить полученные знания.
Ребёнок должен быть готов к определённым действиям:
- называть всех членов семьи по имени, представляться, кратко рассказывать о себе и своих увлечениях;
- хорошо ориентироваться в гласных, согласных буквах, читать несложные тексты, писать печатными буквами;
- знать различия между временами года, объяснять, что сейчас – лето или зима, знать дни недели, месяцы;
- ориентироваться в сутках, отличать утро, обед и вечер;
- знать правила вычитания и сложения;
- называть основные геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, рисовать их;
- запоминать короткий текст, пересказывать его;
- в ряду предложенных предметов находить лишний, объяснять, почему он исключил именно его
Скачать презентацию
Существуют и другие требования. Будущий первоклассник должен:
- владеть основными навыками ухода за собой: без помощи взрослых одеваться, раздеваться, шнуровать обувь, поддерживать чистоту рабочего места;
- знать правила поведения в общественных местах, уважительно относится к окружающим;
- различать, правильно называть основные цвета, желательно – оттенки;
- описать, что изображено на картинке;
- уметь считать до 20, затем обратно;
- знать наименования частей тела человека, уметь рисовать людей со всеми основными «деталями»;
- правильно отвечать на вопросы: «Где?», «Почему?», «Когда?»;
- различать неодушевлённые/одушевлённые предметы;
- общаться со сверстниками, отстаивать своё мнение, но не бить несогласных;
- понимать, что нельзя оскорблять одноклассников и взрослых;
- сидеть спокойно на занятиях хотя бы 15–20 минут. Вести себя прилично, не капризничать, не задирать других учеников
Наверстать упущенное за летние месяцы сложно. Нельзя тратить время для оздоровления деток на многочасовые занятия. Так вы ухудшите здоровье нервной системы, дадите слишком высокую нагрузку на растущий организм, отобьёте охоту к учёбе. Как избежать перегрузок? Выход простой: начинайте подготовку к школе с 3,5–4 лет. Понемногу, в приемлемом темпе, без давления на психику вы научите малыша всему необходимому.
Подготовка к школе: советы родителям
Запомните 5 важных правил
- Педагоги и психологи рекомендуют проводить занятия в игровой форме. Нельзя заставлять, тем более, кричать, бить малыша за отказ от изучения того или иного материала. Задача родителей – заинтересовать, объяснить, что образованный человек всегда заслужит уважение среди друзей, сверстников и будет успешным в жизни
- длительность мини-урока – не более 15 минут. Между занятиями обязателен перерыв 15–20 минут, чтобы детки могли размяться, побегать.
- чередуйте математику с чтением, рисование – с физкультурой и так далее. Длительное умственное напряжение негативно сказывается на растущем организме
- постепенно увеличивайте сложность материала, не спешите с новыми заданиями, пока малыш крепко не усвоит пройдённый материал.
- используйте учебные пособия с яркими, крупными иллюстрациями. Выбирайте интересные тексты, описывающие животных, птиц, явления природы. Воспитывайте доброту, объясняйте, как важно помогать другим. Предлагайте для изучения добрые сказки и рассказы
Уроки математики
- начните счёт со знакомых предметов: небольших игрушек, конфет, овощей и фруктов. Позже переходите на счётные палочки, специальные карточки. * Вначале используйте только целые числа;
- отличный вариант – изучение чисел парами, например 1 и 2, 5 и 6. Так ребёнку легче понять, что 5 яблок + 1 = 6 яблок. Целый урок изучайте одну пару, в начале следующего повторяйте 5–10 минут пройденный материал, затем перейдите к новой паре;
- опытные педагоги рекомендуют изучать геометрию также в игровой форме. Покажите круг, треугольник и квадрат на примере печенья. В магазине легко найти кондитерские изделия любой формы;
- маленький ученик запомнил названия и форму основных фигур? Учите чертить их при помощи линейки (треугольника) и карандаша;
- максимальную пользу принесёт чередование счёта, решения примеров и изучение геометрии
Занятия письма
- тренируйте руку: малыши не приспособлены для длительного письма;
- большую помощь оказывают занятия по развитию мелкой моторики. Полезные упражнения с подручными предметами (макаронными изделиями, фасолью, * мягким тестом, шнурками начинайте с 2–3 лет);
- учите пользоваться удобными ножницами с неострыми, закруглёнными краями. Вырезание фигуры по контуру готовит руку к письму;
- вначале учите писать печатные буквы, только после запоминания всего алфавита переходите к прописным;
- объясните малышу, что нужно писать аккуратно, не выходить за полоски/клеточки. Купите удобную ручку, расскажите, как её держать;
- выучите гимнастику для пальчиков, выполняйте упражнения вместе с ребёнком. Проговаривайте вместе: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали. А теперь мы отдохнём и опять писать начнём».
- подберите тетрадь для письма, соответствующую требованиям современной школы. В специализированных магазинах есть немало полезных пособий.
Уроки чтения
- эти занятия – на первом месте. Чем скорее маленький ученик освоит чтение, тем проще ему будет изучать другие предметы;
- изучайте буквы по алфавиту. Нарисуйте большую букву, вылепите из пластилина, расскажите, что похож символ. Например, О – очки, Д – дом, Ж – жук. Покажите букву, если получается при помощи пальцев, рук ног, туловища;
- прочитайте короткий текст, положите рассказ перед малышом, попросите найти букву, которую только что выучили, например, А;
- спросите, о чём текст, обязательно задайте несколько вопросов о прочитанном;
- позже просите пересказать;
- после занятия обязателен отдых, затем – переключение на другой вид деятельности.
Творческие задания
- учите пользоваться красками, кисточкой, фломастерами;
- пусть юный ученик штрихует пространство внутри очерченной области. Подходящий материал – раскраски с крупными и мелкими деталями;
- совмещайте рисование, лепку, аппликации с изучением геометрических фигур. Например: домик – это квадрат, арбуз – круг, крыша – треугольник;
- предлагайте слепить буквы, цифры, чтобы они лучше запомнились.
Одним из важнейших компонентов психического развития в период дошкольного детства является психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Педагоги и психологи составили перечень требований, при соответствии которым ребёнок в 6 лет готов к посещению школы:
- хочет учиться, имеет тягу к знаниям; умеет сравнивать различные предметы, понятия, делает выводы на основании анализа;
- понимает, зачем детки ходят в школу, имеет навыки общественного поведения, осознаёт собственное «я»;
- хотя бы ненадолго удерживает внимание на предмете, который изучает;
- пытается преодолевать трудности, доводит дело до конца.
Как психологически подготовить деток к школе: советы родителям
- беседуйте с малышом, читайте, общайтесь;
- после чтения обсуждайте текст, задавайте вопросы
- играйте с сыном или дочкой в «Школу», меняйтесь ролями «учитель – ученик».
- показывайте личным примером, как преодолевать трудности
- откажитесь от излишней опеки
- учите общаться со сверстниками, чаще ходите в гости, организовывайте игры во дворе, если детки не всегда находят общий язык, тоже участвуйте в играх, подсказывайте, как играть и не ссориться.
- создавайте положительную мотивацию, объясняйте, зачем нужно учиться.
- объясните, что такое дисциплина, для чего нужна тишина в классе во время объяснений нового материала.
- расскажите, что нужно отстаивать свои интересы без криков и кулаков, цивилизованными методами. Учите самоуважению, объясняйте, почему не стоит проявлять излишнюю боязливость либо агрессивность.
Роль родителей в подготовке детей к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребёнка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад, т. к. родители “домашних” детей не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по своему усмотрению, в отношении от родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения, готовятся к школе на занятиях в детском саду.
Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи:
- всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое);
- специальная подготовка к усвоению школьных предметов.
Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя:
- Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);
- Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;
- Воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки);
- Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.
Наиболее оптимальным вариантом формирования у ребёнка школьной зрелости является тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению. Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка с взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс. Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе особое место занимает проблема взаимоотношений воспитателя и дошкольников. Прежде всего, воспитателю в своей работе необходимо учитывать индивидуальные особенности психики каждого ребёнка.
Анализ различных методик, направленных на выявление уровня подготовленности детей к школе
Методика, которая часто используется в целях определения готовности к школьному обучению, направлена на изучение произвольности дошкольника. Это методика "Домик" (Н. И. Гуткиной)
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки. Методика рассчитана на детей 5,5 – 10 лет.
Графический диктант, разработанный Д.Б. Элькониным
Выявляет умение внимательно слушать, точно выполнять указания взрослого, ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно действовать по заданию взрослого. Для проведения потребуется лист бумаги в клетку (из тетради) с нарисованными на нем четырьмя точками, расположенными одна под другой. Расстояние между точками по вертикали примерно 8 клеток.
Тест "Чего не хватает?", разработанный Р.С. Немовым.
Ребенку предлагаются 7 рисунков на каждом из которых не хватает какой-то важной детали, либо что-то нарисовано неправильно.
Проводящий диагностику фиксирует время, затраченное на выполнение всего задания с помощью секундомера.
Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йирасека.
Тест выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.
Тест состоит из 4-х частей:
- тест “Рисунок человека” (мужской фигуры);
- копирование фразы из письменных букв;
- срисовывание точек;
- опросник.
|