Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Оксана Мамедова. Речевая подготовка к обучению детей к школе в условиях двуязычия



Оксана Мамедова. Речевая подготовка к обучению детей к школе в условиях двуязычия

Речевая подготовка к обучению детей  к школе в условиях двуязычия Речевая подготовка к обучению детей  к школе в условиях двуязычия
В настоящее время готовность к школьному обучению рассматривается как определенный уровень интеллектуального, волевого, речевого развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства.
В связи со сменой  образовательных парадигм и стремительной модификацией школьных программ, использованием методов обучения, требующих от учеников владения коммуникативными умениями и навыками, умением конструктивно работать в группе, анализировать и обобщать получаемую информацию, доказывать собственную точку зрения. Особое значение в плане готовности к обучению в школе имеет речевая деятельность, которая изучалась такими исследователями как Е.Е.Кравцовой, Н.И. Кузиной, М.И.Лисиной, Е.И.Пассовым, И.И.Зарецкой, Г.М.Кучинским и др. Значение этой составляющей готовности к школьному обучению особенно явно выступает в случаях ее несформированности, что наблюдается у детей живущих в условиях двуязычия.
Современные условия жизни общества сопряжены со значительной миграцией населения, проживанием некоренного населения в среде, в которой они, как правило, не теряют родной язык и другими причинами, в связи с чем, развитие речи детей протекает в условиях двуязычия. Двуязычным считается человек, более или менее постоянно пользующийся  в жизни двумя языками. Считается, что по-настоящему нормально двуязычие развивается  в случае, если хотя бы на одном языке человек может адекватно выразить любую свою мысль. Если же речь полноценно не сформирована ни на одном языке, то разрушается сама структура мысли,  и попытки самовыражения терпят крах. Это ведет не только к психологическим стрессам, но и к глубоким потерям  в качестве общения.
Вопросам двуязычия посвящено немало научных трудов таких ученых как Н.М.Родина, Е.Ю.Протасова, В.А.Аврорин, А.М.Богуш и др. Но, к сожалению, несмотря на многочисленные исследования, посвященные проблемам формирования речевой готовности к школе и детского билингвизма, проблема формирования речи как составляющей  готовности к школе  в условиях двуязычия, изучена недостаточно глубоко.
В связи с этим можно сделать вывод о существовании противоречий : между современными требованиями к уровню сформированности речевой деятельности для успешного обучения в школе и ее недостаточной сформированностью у детей шести-семи лет живущих в условиях двуязычия.
Готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Усложняющиеся школьные программы и непосредственно школьное обучение ставят будущего первоклассника в жесткие рамки. Обучение в школе кардинально меняет всю его жизнь: свою самооценку и отношение со взрослыми и сверстниками. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы поведения ребенка, наиболее значимым для него является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.
Единого определения понятия «готовность к школе» не существует до сих пор по причине многогранности, самой его сути. Л.И.Божович отмечала: «Готовность к школе складывается из таких факторов как определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, произвольности регуляции деятельности и готовности принять социальную позицию школьника»
Наиболее полное понятие «готовность к школе» дано в определении П.А.Венгера, под которым он понимал «определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющим этого набора, прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутряняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность ребенка дошкольного возраста»
Таким образом, исходя из многих психолого-педагогических исследований следует признать, что готовность к школе является сложным по структуре,  многоаспектным понятием.
Речевая готовность детей является одним из главных компонентов их
готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, необходимо четко представить, что же входит в содержание и какие компоненты самые важные для изучения речи. Речевая готовность рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи.
А.Н.Леонтьев считал что «Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов».
Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком. Известно, что большинство людей  в современном мире владеют больше, чем одним языком, то есть являются двуязычными. Детское двуязычие в настоящее время охватывает почти половину детей нашей планеты. Но как происходит формирование второго языка, развитие речи у детей, растущих в двуязычных семьях – вопросы, на которые пытаются ответить многие исследователи, но однозначных ответов нет.
Еще в 1928 году Л.С. Выготский писал «Вопрос о многоязычии в детском возрасте выдвигается сейчас как один из самых сложных и запутанных вопросов современной психологии с одной стороны, а с другой как проблема исключительной теоретической и практической важности. Последнее едва ли нуждается в пояснении».
Путь речевой готовности к школе  двуязычных детей весьма сложен и труден. Однако это не является поводом для отказа от двуязычного воспитания. Необоснованный отказ от воспитания двуязычной личности может сыграть роковую роль в жизни воспитанников. Доказано. Что чем больше языков  изучает ребенок, тем больше возможностей у него для восприятия и описания действительности, для разнообразия типов суждений. Знание двух языков несомненно расширяет речевые способности ребенка, развивает мышление, языковое чутье.
Речевое развитие двуязычных детей является интересным феноменом, исследуемым в различных областях знания. Но существует  необходимость преемственности между семьей и обществом в вопросах воспитания двуязычия, создания успешной развивающей среды для поддержки всех языков, любых так называемых «тропинок в язык», т.е. индивидуальных путей овладения иными языками и их применениями, причем они могут быть усвоенными в многообразных условиях и разными методами.
Список литературы
1. Аврорин В.А.Двуязычие и школа. Проблемы двуязычия и многоязычия.- М., 1972.
2.    Аветисян Э.С. Динамика формирования мысли в процессе овладения вторым языком. Автореферат.- М., 1984.
3. Бабаева Е.А. Готовность к обучению в школе детей –билингвов с речевой потологией. Автореферат. – М., 1992.
4. Бейн Ю.А., Понарин А.И. Билингвистическое воспитание детей// Вопросы психологии.1994. №3
5. Венгер П.А. Готов ли ваш ребенок к школе. -М., 1994.
6. Богуш А.М. Речевая подготовка к школе -К., 1984.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.1999.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т-3-М., 1983.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.- М., 1969.
10. М.М.Кольцова Ребенок учится говорить. – М., 1973.
11. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками.-М., 1967.
12. Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969.
13.Гризик Т.И. Примерная общеобразовательная программа воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста. – М., 2007.

Просмотров: 542
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Шемет Елена Александровна. Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе»
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. Круглый стол «Мотивационная готовность – как один из важнейших компонентов психологической готовности ребенка к школе»
  • Марина Павлович. Родительское собрание на тему 'Психологическая готовность детей к обучению в школе'
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Ольга Торощина. Исследовательский проект психологическая готовность детей к обучению в школе
  • Леонова Наталья Юрьевна. Развитие речи и готовность к школе
  • Ведерникова Юлия Васильевна. Готовность к обучению в школе
  • Ольга Фёдоровна Могилецкая. Готовность ребёнка к обучению в школе
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Юлия Бурыхина. Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста
  • Курбанова Сабина Азиз кызы Нарцызова Наталья Николаевна. Формирование готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет.
  • Иванова Юлия Вячеславовна. «Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе и факторы ее определяющие»
  • Елена Вербнякова. Формирование психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Детский сад. Консультация для воспитателей «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе»
  • Редактор. Компоненты психологической готовности к обучению в школе
  • Дудикова Жанна Юрьевна. Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе 'Готовность дошкольника к школе в контексте ФГОС'
  • Сапарова Елена Николаевна. Компоненты готовности к обучению в школе
  • Шиморянова Елена Николаевна. Готовность ребенка к школе.
  • Шадрина Светлана Александровна. Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе — залог успешной адаптации»
  • Сипович Янина Владиславовна. Презентация 'Готовность детей к школе'
  • Торхова Ольга Николаевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе. Основные проблемы и их разрешение»
  • Надежда Репина. Волевая и нравственная готовность к школьному обучению.
  • Тихонова Ольга Ивановна. Конспект домашнего занятия родителей с детьми подготовительных к школе групп. Авторская разработка на тему: Формирование личностной готовности детей к школе. Тема занятия: «Скоро в школу!».
  • Юлия Валериевна Пронина. Консультация для родителей «МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
  • Зоя Егина. Обучение связной речи – важное условие подготовки ребенка к обучению в школе (творческий отчет по самообразованию)
  • Гладкова Мария Евгеньевна. Моделирование программы народных игр, направленной на формирование интеллектуальной готовности детей к школьному обучению
  • Кирсанова Наталья Викторовна. Физическая подготовленность как компонент готовности к обучению в школе.
  • Вера Дворникова. Подготовка ребенка старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания к обучению в общеобразовательной школе
  • Макарова Светлана Андреевна. Готовность к школьному обучению.
  • Барышенская Ольга Вячеславовна. Коммуникативная компетенция как основной фактор готовности к обучению в школе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь