Выполнила педагог-психолог Иванова Ю.В. г. Москва ГБОУ Школа №2026
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». (Венгер Л.А.)
Актуальность темы
Актуальность изучения проблемы формирования психологической готовности детей к школе обусловлена произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями в системе образования: введены новые программы, изменилась сама структура преподавания, все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Вопрос воспитания и обучения дошкольников является одним из наиболее важных и актуальных в психологии и педагогике. Как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся у них особенности развития и в соответствии с этим создаются адекватные условия обучения и воспитания. Поступление в школу — это новый и ответственный этап в жизни ребенка. Это его вхождение в мир новых прав и обязанностей, новых разнообразных знаний, отношений со взрослыми и сверстниками.
Скачать конспект
Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Поэтому одной из главных задач дошкольного учреждения является подготовка детей к обучению в школе.
Проблема подготовки детей к школе в условиях модернизации системы образования становится чрезвычайно актуальной. Педагоги и родители видят, насколько год от года усложняются требования к уровню подготовленности детей к школьному обучению. За последние годы проводимая государством демографическая политика, меры, принимаемые по поддержке семей с детьми, привели к росту рождаемости. И как следствие, увеличилась потребность мест в детских дошкольных учреждениях, а соответственно подготовительных групп стало больше. В настоящее время все больше внимания уделяется подготовке детей к школе, причем осуществляется преемственность между детским садом и школой, что способствует более эффективному обучению дошкольников. Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными (Л. Ф. Берцфаи, Л. Н. Божович, Л. А. Венгер, В. Т. Горецкий, В. В. Давыдов, Я. Йирасек, А. Керн, Д. Б. Эльконин и др.). Разработано множество методик, программ (Н. И. Гудкина, Р.В. Овчарова, М.И. Безруких и др.) диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости
Критерии готовности ребенка к школе. Какие требования выдвигает ФГОС?
Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».
Какие требования выдвигает ФГОС ДОУ?
Стандарт выдвигает три группы требований:
- Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
- Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.
- Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
Каков должен быть выпускник ДОУ?
Ребенок — выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.
Быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно.
Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?
Цель детского сада — эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться.
Будут ли учиться дошкольники как в школе?
Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения. Счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру и экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. Каково участие родителей? Статья 44 «Закон об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».
Критерии готовности:
- физическая
- интеллектуальная
- социальная
- мотивационная.
Физическая готовность — это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу.
Интеллектуальная готовность — включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Социальная готовность — это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
Мотивационная готовность — предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный.
Начало школьной жизни — серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:
- к новому педагогу
- к новому коллективу
- к новым требованиям
- к повседневным обязанностям.
Проводя работу по самообразованию, я перед собой поставила следующие цели и задачи:
Цели:
- повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство по данной теме
- обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии и генерирование идей
- ознакомить педагогов с возможностями использования различных игр и занятий для психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Задачи:
- Дать понятие "подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе" как психолого-педагогическая составляющая.
- Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
- Изучить особенности психического и личностного развития детей 6-7 лет.
- Выявить уровни подготовки старших дошкольников к школьному обучению.
- Подобрать комплекс игр, направленных на формирование психологической готовности к школе.
Предполагаемый результат:
Исходя из поставленных целей и задач, мною была выдвинута следующая гипотеза: подготовка детей к школе – это процесс долгий и трудоемкий, и начинается он задолго до 1 сентября.
Если работа будет проводится систематически, в тандеме с педагогами ДОУ, то готовность детей к школе будет сформирована к началу школьного обучения.
Портрет будущего первоклассника предполагает наличие определённых качеств:
- стремление к общению со сверстниками;
- желание учиться;
- хорошее здоровье;
- эмоциональный настрой;
- грамотная речь, связное изложение своих мыслей;
- стремление к сотрудничеству со взрослыми;
- развитая произвольность поведения;
- любознательность и стремление к открытиям;
- хорошо сформированная координация движений и графических навыков.
Другими словами, у ребенка должны сформироваться базовые компетенции:
- Коммуникативная
- Креативная
- Общекультурная
- Функциональная
- Организационная
- Социальная
Все компетенции тесно связаны между собой.
Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе
Работа по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе была направлена на решение трех основных задач:
- формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
- формирование положительного эмоционального отношения к школе;
- формирование опыта учебной деятельности.
Для себя я выделила следующие этапы работы по этой теме:
- Подбор и изучение методической литературы
- Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования
- Формирование опыта по теме. Внедрение в практику
- Представление опыта работы по теме.
|