Иванова Юлия Вячеславовна. «Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе и факторы ее определяющие»

«Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе и факторы ее определяющие»

Выполнила педагог-психолог Иванова Ю.В. г. Москва ГБОУ Школа №2026

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
(Венгер Л.А.)

Актуальность темы

Актуальность изучения проблемы формирования психологической готовности детей к школе обусловлена произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями в системе образования: введены новые программы, изменилась сама структура преподавания, все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Вопрос воспитания и обучения дошкольников является одним из наиболее важных и актуальных в психологии и педагогике. Как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся у них особенности развития и в соответствии с этим создаются адекватные условия обучения и воспитания. Поступление в школу — это новый и ответственный этап в жизни ребенка. Это его вхождение в мир новых прав и обязанностей, новых разнообразных знаний, отношений со взрослыми и сверстниками.

 

Скачать конспект

Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Поэтому одной из главных задач дошкольного учреждения является подготовка детей к обучению в школе.

Проблема подготовки детей к школе в условиях модернизации системы образования становится чрезвычайно актуальной. Педагоги и родители видят, насколько год от года усложняются требования к уровню подготовленности детей к школьному обучению. За последние годы проводимая государством демографическая политика, меры, принимаемые по поддержке семей с детьми, привели к росту рождаемости. И как следствие, увеличилась потребность мест в детских дошкольных учреждениях, а соответственно подготовительных групп стало больше. В настоящее время все больше внимания уделяется подготовке детей к школе, причем осуществляется преемственность между детским садом и школой, что способствует более эффективному обучению дошкольников. Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными (Л. Ф. Берцфаи, Л. Н. Божович, Л. А. Венгер, В. Т. Горецкий, В. В. Давыдов, Я. Йирасек, А. Керн, Д. Б. Эльконин и др.). Разработано множество методик, программ (Н. И. Гудкина, Р.В. Овчарова, М.И. Безруких и др.) диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости

Критерии готовности ребенка к школе. Какие требования выдвигает ФГОС?

Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».

Какие требования выдвигает ФГОС ДОУ?

Стандарт выдвигает три группы требований:

  • Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
  • Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.
  • Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

Каков должен быть выпускник ДОУ?

Ребенок — выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

Быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно.

Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?

Цель детского сада — эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться.

Будут ли учиться дошкольники как в школе?

Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения. Счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру и экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. Каково участие родителей? Статья 44 «Закон об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».

Критерии готовности:

  1. физическая
  2. интеллектуальная
  3. социальная
  4. мотивационная.

Физическая готовность — это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу.

Интеллектуальная готовность — включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.

Социальная готовность — это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.

Мотивационная готовность — предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный.

Начало школьной жизни — серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:

  • к новому педагогу
  • к новому коллективу
  • к новым требованиям

- к повседневным обязанностям.

Проводя работу по самообразованию, я перед собой поставила следующие цели и задачи:

Цели:

  • повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство по данной теме
  • обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии и генерирование идей

- ознакомить педагогов с возможностями использования различных игр и занятий для психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Задачи:

  1. Дать понятие "подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе" как психолого-педагогическая составляющая.
  2. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
  3. Изучить особенности психического и личностного развития детей 6-7 лет.
  4. Выявить уровни подготовки старших дошкольников к школьному обучению.
  5. Подобрать комплекс игр, направленных на формирование психологической готовности к школе.

Предполагаемый результат:

Исходя из поставленных целей и задач, мною была выдвинута следующая гипотеза: подготовка детей к школе – это процесс долгий и трудоемкий, и начинается он задолго до 1 сентября.

Если работа будет проводится систематически, в тандеме с педагогами ДОУ, то готовность детей к школе будет сформирована к началу школьного обучения.

Портрет будущего первоклассника предполагает наличие определённых качеств:

  • стремление к общению со сверстниками;
  • желание учиться;
  • хорошее здоровье;
  • эмоциональный настрой;
  • грамотная речь, связное изложение своих мыслей;
  • стремление к сотрудничеству со взрослыми;
  • развитая произвольность поведения;
  • любознательность и стремление к открытиям;
  • хорошо сформированная координация движений и графических навыков.

Другими словами, у ребенка должны сформироваться базовые компетенции:

  1. Коммуникативная
  2. Креативная
  3. Общекультурная
  4. Функциональная
  5. Организационная
  6. Социальная

Все компетенции тесно связаны между собой.

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе

Работа по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе была направлена на решение трех основных задач:

  1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
  2. формирование положительного эмоционального отношения к школе;
  3. формирование опыта учебной деятельности.

Для себя я выделила следующие этапы работы по этой теме:

  1. Подбор и изучение методической литературы
  2. Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования
  3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику
  4. Представление опыта работы по теме.
Просмотров: 729
Категория: Подготовка к школе




Другие новости по теме:

  • Алчинова Екатерина Леонидовна. Круглый стол «Мотивационная готовность – как один из важнейших компонентов психологической готовности ребенка к школе»
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Шемет Елена Александровна. Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе»
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Козлова Евгения Викторовна. Подготовка детей к обучению в школе с учетом требований ФГОС дошкольного образования и начального общего образования
  • Тихонова Ольга Ивановна. Конспект домашнего занятия родителей с детьми подготовительных к школе групп. Авторская разработка на тему: Формирование личностной готовности детей к школе. Тема занятия: «Скоро в школу!».
  • Курбанова Сабина Азиз кызы Нарцызова Наталья Николаевна. Формирование готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет.
  • Елена Вербнякова. Формирование психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Юлия Бурыхина. Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста
  • Кирсанова Наталья Викторовна. Физическая подготовленность как компонент готовности к обучению в школе.
  • Редактор. Компоненты психологической готовности к обучению в школе
  • Барышенская Ольга Вячеславовна. Коммуникативная компетенция как основной фактор готовности к обучению в школе
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Медведева Юлия Игоревна. Теоретический анализ возможности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, проблема подготовки к обучению в школе.
  • Елена Кривошеева. Доклад «Предметно - развивающая среда как средство психологической готовности детей к школе»
  • Балушкина Наталья Александровна. Формирование мотивационной готовности к школе детей с ЗПР как одно из направлений деятельности учителя-дефектолога ДОО
  • Иванова Елена Александровна. Трудности при подготовке ребенка к обучению в школе.
  • Вера Дворникова. Подготовка ребенка старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания к обучению в общеобразовательной школе
  • Сапарова Елена Николаевна. Компоненты готовности к обучению в школе
  • Зоя Егина. Обучение связной речи – важное условие подготовки ребенка к обучению в школе (творческий отчет по самообразованию)
  • Детский сад. Консультация для воспитателей «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе»
  • Ольга Торощина. Исследовательский проект психологическая готовность детей к обучению в школе
  • Марина Павлович. Родительское собрание на тему 'Психологическая готовность детей к обучению в школе'
  • Торхова Ольга Николаевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе. Основные проблемы и их разрешение»
  • Гладкова Мария Евгеньевна. Моделирование программы народных игр, направленной на формирование интеллектуальной готовности детей к школьному обучению
  • Дудикова Жанна Юрьевна. Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе 'Готовность дошкольника к школе в контексте ФГОС'
  • Гузняева Светлана Валерьевна. Эссе «Изобразительная деятельность как средство подготовки детей к обучению к школе»
  • Селищева Татьяна Викторовна. Консультация для родителей дошкольников «Как организовать подготовку ребенка к школе?»
  • Шиморянова Елена Николаевна. Готовность ребенка к школе.
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь