Медведева Юлия Игоревна. Теоретический анализ возможности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, проблема подготовки к обучению в школе.

Теоретический анализ возможности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, проблема подготовки к обучению в школе.

Доступные формы получения дошкольного образования, если ребенок с ОВЗ не может постоянно посещать образовательное учреждение.

1. Современные возможности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

С каждым годом количество детей с ОВЗ неуклонно растет. Еще в недавнем прошлом большинство из них вынуждены были сидеть дома. В настоящее время Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ДОУ предоставляет возможность совместного обучения таких детей со здоровыми сверстниками. Введение ФГОС направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе. Я считаю, что на сегодняшний день в каждом ДОУ, должны создаваться условия, для воспитания и развития детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися детьми. Ведь, чем раньше такие дети будут вовлечены в интегрированное воспитание и обучение, тем быстрее и легче они адаптируются к той жизни, в которой живут здоровые дети.

 

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г. Подписан Президентом РФ В.В. Путиным «29» декабря 2012 г.

Существует раздел специального образования в российской системе образования.

У дошкольников она включает в себя:

  • Дошкольные коррекционные группы, как в садах-яслях так и в детских домах, специальных школах, школах-интернатах
  • Детские дома для дошкольников
  • ДОУ
  • Ясли-сады.

Рассмотрим более подробно коррекционные группы.

Одна из возможностей получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) – это коррекционные группы в ДОУ.

Работа в коррекционной группе проводится по адаптированной программе коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ.

Программа эта разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом потребности детей с ограниченными возможностями.

Дети с ОВЗ в ДОУ — это одна из основных проблем неспециализированного детского сада, поскольку процесс взаимного приспособления очень сложен для ребенка, родителей и педагогов. Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

2. Проблема подготовки к обучению в школе и преемственности дошкольного и начального общего образования детей с отклонениями в развитии в современной системе образовательных учреждений.

При составлении индивидуального маршрута развития детей с ОВЗ воспитатели отталкиваются от результатов «Диагностики педагогического процесса в группе дошкольной образовательной организации». Кроме индивидуальных особенностей можно выявить и общие черты трудностей – это отставание социальной сферы и эмоционального развития. Индивидуальная работа с такими детьми проводится в режимные моменты, во время свободной деятельности детей, а также в составе групповых занятий в течение всей недели. Содержание работы строится по всем пяти образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие и социально-коммуникативное развитие. Работа выстраивается при тесном сотрудничестве со всеми специалистами: педагогом-психологом, логопедом, дефектологом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре. При прочем равном внимании ко всем областям воспитателям особенно пристальное внимание приходится уделять познавательной сфере и социально-коммуникативной. Дети с ОВЗ часто имеют проблемы с речевым развитием, поэтому общение со сверстниками у них часто затруднено как на коммуникативном уровне, так и эмоциональном. Необходима тщательная работа по развитию положительных эмоций, а также овладению умения делать их понятными сверстникам, и затем выстраиванию эмоционально положительно окрашенного взаимодействия с другими ребятами. Реализация этой важной задачи возможна чаще всего при непосредственном общении и игровом взаимодействии детей с ОВЗ с другими ребятами.

Задачи социальной адаптации дошкольника с ОВЗ в детском саду:

  • Научиться приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях (в т.ч. социально-бытовая ориентировка);
  • Установление гармоничных связей с социальным окружением (включая взрослых и сверстников);
  • Соблюдение определенных правил группы (в том числе нормативное поведение);
  • Умение выражать свои просьбы, желания в новых условиях;
  • Усвоение новой роли – «Я – дошкольник».

3. Организационные формы дошкольного образования для детей, которые не могут посещать дошкольное учреждение по причине меняющегося состояния здоровья.

Дети с ОВЗ не могут посещать постоянно сад по причине меняющегося состояния здоровья, обследований и психологического состояния и после соответствующего заключения врачебной комиссии.

Для таких детей существует надомное обучение (сочетание занятий дома и в образовательном учреждении).

Для таких детей существует несколько вариантов получения образования:

- занятия проводятся в ПНД, где оказывают диагностическую, лечебную, психокоррекционную, логопедическую, социальную, педагогическую и реабилитационную помощь детям дошкольного возраста (от 4-х до 7 лет), имеющим психоневрологическую патологию.

- в специализированных санаториях, в штате которых есть необходимые специалисты, которые оказывают психотерапевтическую и психологическую помощь. Проводят логопедические, дефектологические и педагогические занятия.

- в дошкольном учреждении, в таких группах как кратковременного пребывания. В них дети получают навыки познавательной деятельности, социально адаптируются, формируются предпосылки учебной деятельности. В данных группах занятия длятся не более 2-3 часов в день в присутствии родителей. В неделю таких занятий проходит не больше 5 часов.

При специальных школах создаются коррекционные группы, которые готовят детей с ОВЗ к занятиям в школе (так как не все дети посещали ДОУ). Срок действия таких образовательных программ – 1-2 года. Также такие дети имеют возможность посещать отдельно занятия дефектолога, логопеда и психолога для более всесторонней подготовки детей к школе.

Главной целью подготовки детей является организация ранней коррекции развития ребенка, а также обучить родителей методам и приемам общения и развития ребенка.

Список литературы:

  1. Коноваленко, В. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной группе / В.В. Коноваленко. — М.: ГНОМ и Д, 2014. — 128 c.
  2. Курмаева, Э.Ф. Коррекционная работа с детьми 5-7 лет. Блочно-тематическое планирование / Э.Ф. Курмаева. — М.: Учитель, 2017. — 296 c
  3. Обучение детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО. Локальные нормативные акты (+ CD) / Л.В. Боброва и др. — М.: Учитель, 2016. — 128 c
  4. Речицкая, Е. Г. Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития / Е.Г. Речицкая. — М.: Владос, 2014. — 646 c.
  5. Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС как средство социальной адаптации. ФГОС. — Москва: Высшая школа, 2018. — 512 c.
Просмотров: 446
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Бражникова Алла Валериевна. Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Настасья Тарасова. ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Толмашова Наталья Александровна. Мониторинг как инструмент регулирования процесса работы с детьми с ОВЗ в системе образования общего назначения
  • Т.Н. Гаврилова, Е.С. Федорова, Е.В. Плахина. «Я познаю мир»: проект по социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом инклюзивного образования дошкольников
  • Хлыстова Серафима Валентиновна. Консультация для родителей 'Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях'
  • Гойдина Светлана Николаевна. «Модель адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи) в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
  • Мулюкина Елена Ивановна. Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  • Людмила Викторовна Арнаутова. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи во II младшей группе для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития) Лексическая тема: ОВОЩИ «Как мы ходили в огород»
  • Козлова Евгения Викторовна. Подготовка детей к обучению в школе с учетом требований ФГОС дошкольного образования и начального общего образования
  • Борисова Юлия Юрьевна. Проектирование индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Хамидова Фарида Феритсовна. Дети логопады, как категория детей с ОВЗ.
  • Акишева Асия Санатбековна. «Песочная терапия как средство развития социально – коммуникативных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
  • Людмила Викторовна Арнаутова. Конспект занятия по исследовательской деятельности в средней группе для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития) «Подарки волшебницы – зимы»
  • Бучанова Галина Анатольевна. Конспект НОД По социально-коммукативному развитию детей младшей группы совместно с детьми ОВЗ «Маме помогаю»
  • Волохова Елена Николаевна. Рабочая программа по социально-педагогическому направлению «Веселый карандаш» для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
  • Румянцева Елена Юрьевна. «Растим детей крепкими и здоровыми» (физическое развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ)
  • Сверчинская Анастасия Игоревна. Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ
  • Бурдукова Елена Алексеевна. СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПРИ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
  • Утнюхина Регина Юлиевна. «Работа с родителями как базовый инструмент социализации детей с ОВЗ»
  • Плашкина О.О., Тихоненко И. В.. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ УСПЕШНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ
  • Тарасевич Нина Николаевна. «Оптимизация образовательной деятельности посредством электронных образовательных ресурсов при формировании основ БДД у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
  • Людмила Викторовна Арнаутова. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи во II младшей группе для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития) Лексическая тема: Дикие животные : «На лесной тропинке»
  • Елисеенко Ольга Николаевна. Конспект физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (III-IV группа здоровья) «Добрый доктор Айболит»
  • Дудкина Елена Викторовна, Николаева Галина Петровна. Консультация для родителей детей с ОВЗ «Играем дома с детьми аутистами»
  • Узун Марина Владимировна. Специфические приемы логоритмики в режиме дня, с детьми (в том числе детей с ОВЗ) в условиях внедрения ФГОС ДО
  • Ефремова Татьяна Ивановна. Возможности специального оборудования при работе с детьми с ОВЗ, из опыта работы
  • Мишагина Надежда Михайловна. Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности.
  • Каргина Лариса Владимировна. «Возможности использования степ — аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь