«Детский сад №56» государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы №4 имени Героя Советского Союза Д.П. Левина городского округа Сызрань Самарской области Автор: Рангаева Александра Анатольевна Должность: инструктор по физической культуре
Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной, и начинать решать эту важную проблему необходимо с самых первых дней жизни ребенка.
Скачать конспект
Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Решение проблем здоровья детей и его сбережения работа не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная деятельность всего коллектива образовательного учреждения на длительный период в непосредственно тесном контакте с родителями дошкольников. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего арсенала педагогических технологий. Поэтому целью данной методической разработки является повышение компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в вопросах физического развития и здоровьесбережения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Актуальность проблемы позволило сформулировать направление системы коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию, связанное с организацией образовательного развивающего процесса. Он основан на системе личностных ценностей, главная из которых культура здоровья, обеспечивающая включение самого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в построение здоровьесберегающего пространства, способствующего привлечению всех его личностных положительных ресурсов в здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности.
Основная часть
Значительно выросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.
Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, считаю важным подчеркнуть, что речь идет не о какой-то одной универсальной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые мною в коррекционно-развивающей работе по физическому воспитанию, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
- Приобщение детей к физической культуре.
- Использование развивающих форм оздоровительной работы.
Принципы здоровьесберегающих технологий, используемые в нашем образовательном учреждении:
- Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, представлений о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
- Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья педагогов образовательного учреждения и валеологическому просвещению родителей.
Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья.
Для реализации этих принципов используется комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.
Принципы, лежащие в формировании единства:
- Принцип развития творческого воображения – внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических и медицинских воздействий.
- Принцип формирования осмысленной моторики – становится произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело.
- Принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы.
- Принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.
Системная работа по здоровьесбережению, физическому развитию, повышению двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья ведётся нами на протяжении многих лет.
Этому способствует созданная здоровьесберегающая предметно-развивающая среда:
- Физкультурный зал, оборудованный стандартным и нестандартным оборудованием и другими спортивными атрибутами и тренажерами (батут, сухой бассейн, беговая дорожка и др.).
- Спортивная площадка, оборудованная стационарным оборудованием для развития основных видов движения, позволяющая проводить непосредственно-образовательную деятельность, оздоровительный бег и спортивные мероприятия на открытом воздухе.
- В группах созданы спортивные мини — центры, оснащенные спортивным инвентарем, нетрадиционным оборудованием: для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, зрения, заболеваний верхних дыхательных путей.
В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровьесберегающими технологиями в нашем образовательном учреждении является одной из значимых и приоритетных. Они представляют собой целостную систему воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и ребенка, ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Формы, методы и приемы работы с детьми самые разнообразные.
В нашем образовательном учреждении физкультурно-оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в различных видах деятельности.
Важным условием здоровьесбережения и здоровьеформирования является организация систематического мониторинга состояния здоровья и уровня развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья как субъекта детской физкультурно-оздоровительной деятельности. Следующее условие – поэтапное развивающее взаимодействие с ребёнком педагогов, специалистов, родителей. В этом процессе мы создаём опыт успешной деятельности, обеспечивающий рост достижений в здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности. Организовываем умелое сочетание совместной и самостоятельной деятельности детей с ОВЗ.
В своей работе с детьми с речевыми нарушениями я использую современные образовательные технологии и методики, так как педагогическая технология – важный фактор в модернизации обучения. Применение их в непосредственной образовательной деятельности помогает делать процесс решения задач упорядоченным, последовательным, продуманным и осознанным, позволяет достичь запланированного результата.
Тщательно продумываются условия реализации технологий, предметная среда, необходимые атрибуты, материалы и оборудование.
Одной из задач коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации детей.
Основные отличительные особенности здоровьесберегающих педагогических технологий заключаются в следующем:
- В процессе непосредственно — образовательной деятельности активизируются разные виды восприятии ребенка — зрительное, слуховое, тактильное, двигательное, пространственное. Обогащается сенсомоторный опыт детей, совершенствуются сенсомоторные координации.
- Используются предметы, изготовленные из материалов разной фактуры, формы, цвета, размера. Это также способствует обогащению сенсомоторной сферы детей.
- Дети постоянно пребывают в движении, исключается статичная форма. Проводятся динамические развивающие игры, которые связаны с сюжетом, тематикой и содержанием деятельности.
- В течение всей деятельности дети активно перемещаются в трехмерном пространстве по разным ориентирам — слуховым (на источник звука) и зрительным — предметным и знаково-символическим (в старшем дошкольном возрасте).
В своей работе использую следующие коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии:
Виды здоровьесберегающих технологий Время проведения в режиме дня; возраст детей Особенности методики проведения
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
1. Подвижные и спортивные игры
Как часть непосредственно-образовательной деятельности (НОД), на прогулке, ежедневно
Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивных игр
2. Физкультурные минутки Во время НОД, 1,5-2 минуты во всех возрастных группах
Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления
3. Пальчиковая гимнастика В различных формах физкультурно-оздоровительной работы ежедневно Игры-упражнения являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияют на центры развития речи, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение
4. Дыхательная гимнастика В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшей группы Ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо–эмоциональное состояние, выводят из стресса
5. Гимнастика корригирующая
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Виды гимнастики зависят от поставленной задачи и особенностей здоровья ребенка
7. Динамические паузы Во время НОД и между НОД 2-5минут по мере утомляемости, начиная со 2 младшей группы В НОД в виде игр. Между НОД в виде танцевальных движений, элементов релаксации
8. Ритмопластика
На утренней гимнастике (элементы) 2 раза в неделю по 30 мин, во время НОД В ритмические упражнения включается речь, движения со словом, жестом и музыкой
9. Логоритмика
Как часть непосредственно-образовательной деятельности Направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение»
10. Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
11. Гимнастика бодрящая Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватях; ходьба по ребристым дощечкам и другие
12. Релаксация
В любом подходящем помещении
В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
- Непосредственно – образовательная деятельность 2-3 раза в неделю в спортивном зале, на спортивной площадке Специально организованное, развивающееся во времени и в рамках образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения
- Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
- Оздоровительные праздники и развлечения совместно с родителями 1 раз в квартал Поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Например: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Неделя здоровья»
- Технология валеологической направленности Серия игровых занятий «Азбука здоровья» — 1 раз в неделю по 30 мин.
Используется самостоятельно и в качестве вспомогательного средства
5. Самомассаж предплечий, кистей и пальцев рук
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Улучшает координацию движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение, развивает внимание
6. Проектная деятельность
По мере планирования Процесс направлен на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Например: проект «Все на свете я смогу, я здоровье сберегу», «Туристическая тропа»
3. Коррекционные технологии
- Кинезиологическая гимнастика Во время проведения логопедических занятий и в процессе непосредственно-образовательной деятельности Активизируют межполушарное взаимодействие, различные отделы коры головного мозга. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения
- Технологии музыкального воздействия В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя
- Психогимнасти-ка (мимика и пантомимика) В процессе непосредственно-образовательной деятельности Мимика тесно связана с артикуляцией. Стимулируя ребёнка изображать на лице различные эмоции, способствует развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики
- Фонетическая ритмика 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. Цель занятий — фонетическая грамотная речь без движений
Структура внедрения комплексной системы коррекционно-развивающих, здоровьесберегающих технологий
Подготовительный этап
Практический этап
Аналитический этап
Для удобства использования некоторых методик в работе с детьми были составлены:
- Картотеки оздоровительных игр.
- Картотека игрового самомассажа.
- Составлены оздоровительные комплексы:
- дыхательной гимнастики;
- пальчиковой гимнастики;
- фонетической ритмики;
- артикуляционной гимнастики;
- кинезиологической гимнастики;
- игровых упражнений для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
4. Картотека подвижных игр с речевым проговариванием.
Заключение
Применение в нашей работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысило результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.
Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.
Список литературы
- Александрова Е. Ю. Оздоровительная работа в дошкольных учреждениях по программе «Остров здоровья». Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2006.
- Бересневой З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. М.: Творческий Центр 2008.
- Вареник Е. Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5 – 6 лет. М.: ТЦ Сфера 2008.
- Голицина Н. С., Бухарова Е. Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников – М.: Скрипторий 2003, 2006.
- Горбатенко О.Ф. Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно методическое пособие. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002.
- Лазарев М. Л. Здравствуй! Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: руководство для воспитателей ДОУ. – М.: Академия здоровья, 1997. (парциальная программа, физкультурно-оздоровительного направления).
- Маханева М.Д. Здоровый ребенок. – М.: АРКТИ, 2004.
- Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста — М.: Владос 2004.
- Потапчук А. А. Лечебные игры и упражнения для детей. – СПб.: Речь 2007.
|