воспитатель Сабельникова И.С. Областное казенное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения»
В нашем Центре функционируют группы кратковременного пребывания детей в возрасте от 3 до 7 (8) лет с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП), задержка психического развития, расстройство аутистического спектра).
В группе кратковременного пребывания дети пребывают 4 часа. За каждой группой закреплены следующие специалисты: воспитатель, учитель — дефектолог, учитель — логопед и педагог – психолог. Основными формами организации коррекционной работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия.
Основными задачами работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья являются
- развитие общения и игровой деятельности: создание условий для позитивной социализации и развития инициативы ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умений и навыков общения со сверстниками в игровой деятельности; развитие коммуникативных способностей
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми: поддержание доброжелательного отношения детей друг к другу и положительное взаимодействие детей друг с другом в разных видах деятельности.
При проведении групповых игровых занятий в мы используем элементы педагогической технологии «Круг».
Занятие с использованием технологии «КРУГ» – это ритмически организованное, не длительное по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, эмоциональной сферы и возможностей саморегуляции.
Воспитатели проводят в группе одну из форм педагогического Круга — Утренний круг, как режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей.
В отношении маленьких детей, дошкольников, переоценить значение утра просто невозможно: от того, как проходит пробуждение, утренний туалет, завтрак, зависит настроение на весь последующий день. В ряд этих непременных атрибутов в будние дни добавляется ещё один этап — поход в детский сад.
Большинство дошкольников (особенно младшего возраста) болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от дома и любимых игрушек, то есть малыш обижен на всех. Таким образом, основная цель проведения утреннего круга — «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.
Утренний круг в дошкольном образовательном учреждении — это своего рода начало рабочего дня маленького человека, которое организуется не самим малышом, а взрослыми: родителями и, конечно, педагогом. Вот почему тонкостям организации приёма и утреннего круга ребят воспитатели уделяют особое внимание.
«Утренний круг» проводиться в утреннее время. Расположение детей и взрослых по кругу позволяет всем видеть друг друга, устанавливать прямой контакт глазами, что способствует созданию атмосферы доверия, открытости, равноправия и непринужденности. Занимая место в круге, ребенок имеет право сесть рядом с тем, с кем хочется, с кем ему комфортно и безопасно.
Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:
- создаёт условия для общения детей и взрослых;
- развивает коммуникативные навыки;
- способность планировать собственную деятельность;
- нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей, то есть развивает эмпатию. Например, видя, что товарищ расстроен, малыш ищет способ его отвлечь, дав любимую игрушку или пригласив вместе поиграть с кубиками;
- развивает навыки культурного общения. Малыши, придя в группу, получают комплименты относительно новой одежды, заколки, причёски и т. п.
Этапы утреннего круга:
- Приветствие
- Обмен новостями
- Составление плана дня
- Заключение
- Приветствие — помогает детям обратить внимание друг на друга, испытывать радость от встречи с друзьями. Эмоциональный подъём способствует речевой активности.
- Обмен новостями. Обычно это самый любимый этап у малышей. Дети озвучивают и обсуждают всё новое, что они услышали и увидели накануне. Как правило, обмен фактами происходит в форме монолога ребёнка — реакции на вопрос взрослого. Для детей с ОВЗ уместно проводить обмен новостями в вопросно-ответной форме, то есть в виде интервью, где ответные реплики малышей, которые только учатся говорить, будут короткими. Примеры вопросов:
- Что за погода на улице?
- Какое сейчас время года?
- Какой месяц, день недели, число?
- Кого вы встретили, подходя к садику?
- Кто сегодня из ребят нашей группы не пришёл в садик?
- Сколько сегодня девочек/мальчиков в группе?
В целом этот этап позволяет:
- отрабатывать умение вести диалог, обсуждение;
- обогатить и активизировать свой словарь;
- формировать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
4. Составление плана. Для малышей этот структурный элемент очень важен, он приучает к дисциплине. Обычно воспитатель озвучивает перечень занятий, выкладывает его с помощью пиктограмм, обозначающих и уточняющих отдельные режимные моменты (занятия, показ театрализованного представления, поздравление с днем рождения и т.д.). Составление такого графического плана очень важно для детей. Дети заранее знают, какие события произойдут в группе, учатся планировать свою деятельность и точно знают, что в конце пребывания в детском саду появиться пиктограмма «Дом».
5. Заключение – эта часть занятия, как и приветствие, остаётся неизменной длительное время, это даёт возможность детям легче войти в режим дня. Отмечено общим стихотворением, прощанием с героем, песенкой или кратким объявлением о предстоящих в течение дня событиях.
Утренний круг — важный режимный момент, объединяющий детей общими эмоциональными впечатлениями и положительным настроем в отношении предстоящего дня. Эти факторы способствуют более тесному контакту педагога со всеми воспитанниками группы, а также с родителями, которые могут оценить эффективность утреннего круга по тому, с какой охотой малыш идёт в детский сад. Таким образом, правильная методически грамотная организация утреннего круга помогает зарядить и детей, и взрослых позитивным отношением к жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Дмитриева В. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет. – М.: ЭКСМО, 2011.
- Зарубина Ю.Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. «Адаптация ребёнка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ», М.: изд. Теревинф, 2012.
- Зарубина Ю.Г., Попова М.Г. «Игровое занятие КРУГ». Сборник «Особый ребёнок. Исследования и опыт помощи» Научно-практический сборник. М.: Теревинф, 2006.
- Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2009.
- Клинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПБ.: Речь, 2001.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль: Академия развития, 1996.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: — М.: Генезис, 2003.
Конспект
утреннего круга
Цель: создать положительный настрой на весь день, активизировать коммуникативные навыки детей, прививать навыки культуры общения.
Задачи:
- создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;
- формирование образа себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;
- стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка;
- развитие произвольной регуляции поведения;
- развитие познавательной сферы: зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти и др.;
- формирование представлений об окружающем мире.
Ход занятия
1. Приветствие
Для сообщения утреннего круга используем колокольчик. Воспитатель произносит слова, все дети садятся, создавая круг.
Колокольчик мой звенит, Собираться нам велит. Собираемся в кружок. Поздоровайся, дружок!
Все тебе мы, (имя ребёнка), рады! (Имя ребёнка) нам похлопать надо!
- Ребята, а теперь, давайте покажем, где наша правая рука и повторяем за мной.
Здравствуй, правая рука, (протягивают вперед) Здравствуй, левая рука, (протягивают вперед)
Здравствуй, друг, (беремся одной рукой с соседом)
Здравствуй, друг, (беремся другой рукой)
Здравствуй, весь наш дружный круг. (Качаем руками)
Воспитатель:
- Доброе утро, мои дорогие!
- Я очень рада видеть вас всех.
- Соня, ты сегодня такая румяная! Ярослав с Даней удобно устроились рядом. Ярослав с утра немного грустный. Давайте подарим ему хорошее настроение. Как это можно сделать? (Улыбнуться, пожелать что-нибудь доброе, сделать комплимент.)
- А кто из нас сегодня пришел в синих шортах? А кто сегодня в зеленой футболке? и т.д. о каждом ребенке. (Ответы детей)
Чтобы у всех было прекрасное настроение, я дарю вам... облако. (Элементы психогимнастики, короткие стихотворения, забавные истории, динамичные игры в слова, упражнения с пальчиками.)
2. Обмен новостями
Воспитатель: ребята, мы с вами не виделись целый вечер и ночь. И у вас наверно очень много новостей. Мы будем передавать нашу игрушку по кругу, и каждый, кто захочет, расскажет нам, как он провел свое вечернее время.
Воспитатель напоминает правила:
- Говорит тот, у кого в руках игрушка.
- Внимательно слушаем других.
Вместе с детьми вспоминаем, какое время года, какой месяц, число.
3. Планирование дня
- А я хочу напомнить, что сегодня мы будем делать зарядку, заниматься физкультурой в спортивном зале, будем рисовать, играть, а потом пойдем домой (воспитатель показывает карточки-фото и крепит их магнитами на мольберт).
4. Заключение
Дети берутся за руки и повторяют за воспитателем
Утро доброе встречай! День хороший начинай!
- Я желаю вам сегодня, что бы у вас все получалось, хорошего настроения вам. Доброго дня!
- Садитесь все в вагончики и поехали.
(дети берут друг друга за пояс)
* Вот поезд наш мчится, колеса стучат А в поезде этом ребята сидят. Чу- чу-чу- чу- чу- чу, бежит паровоз На зарядку ребят он привез.
|