Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития

Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развитияВ психологии принято положение, что основным средством формирования сознания и произвольности является речь. Именно благодаря речи ребенок становится способным посмотреть на себя как бы со стороны, рассматривать себя и свои действия как некоторый объект, который можно изменить. Кроме этого, речь помогает ребенку овладеть собой через планирование своего поведения.
В связи с этим Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. считают, что средством формирования произвольного, осознанного поведения является речевое общение, включенное в деятельность ребенка, что дает определенную "точку опоры" для управления своим поведением. Первым шагом на этом пути может стать совместная с взрослым игра, которая является традиционным, признанным методом обучения и воспитания дошкольников. [ 6, с. 45]. В игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы.
В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый вид игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Одним из первых тезис об игре как особом средстве воспитания выдвинул Ф.Фребель.
Вместе с этим, многими педагогами и психологами были даны характеристики игр детей, выделены ее особенности (К.Грос, Н.К.Крупская, П.Ф.Лесгафт, Ф.Фребель и другие)  [ 22, с. 270 ].
В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать внимание ученых. Появилась классификация детских игр, разработанная Новоселовой С.Л..  В основе лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). В этой классификации особое место занимают театрализованные игры.
По мнению Артемовой Л.В., театрализованные игры учат детей анализировать, развивают эмпатийные и эстетические способности. [ 3, с. 15 ].
Следовательно, именно в театрализованной деятельности у детей     развиваются навыки речевого общения, так как общение без эмоций, мимики, жестов, слов невозможно.
Маханева М.Д. считает, что источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщая его к духовным ценностям является театрализованная деятельность. [ 34, с.  4 ].
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что точного определения понятия "театрализованная деятельность" нет.
В связи с этим, Маханева М.Д. отмечает, что театрализованная деятельность (игра) – важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях. [ 34, с. 5 ].
В частности, Козлова С.А., Куликова Т.А. определяют театрализованные игры как разыгрывание в лицах литературных произведений. По их мнению особенностью театрализованных игр является готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. [ 22, с.  301 ].
Вместе с этим, Артемова Л.В. театрализованные игры подразделяет на группы: с одной стороны, режиссерские игры, а с другой – игры-драматизации. Итак, театрализованные игры, по мнению Артемовой Л.В., развивают по заранее подготовленному сценарию, который ведет за собой игру. А источником театрализованных игр является окружающий мир, который выступает в роле опоры для творчества педагога и детей. [ 3, с. 10 ].
М.С. Певзнер [ 44 ] отмечает, что всем детям с ЗПР свойственно снижение внимания и работоспособности. Причем у некоторых детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале какой-либо деятельности, а потом оно неуклонно снижается. У других - сосредоточение внимания отмечается лишь после того, как они выполнили некоторую часть задания. Также встречаются дети с ЗПР, которым свойственна нестойкость, периодичность в сосредоточении внимания. Для этой категории детей характерно снижение долговременной и кратковременной памяти, произвольного и непроизвольного запоминания, низкая продуктивность и недостаточная устойчивость запоминания (особенно при большой нагрузке); слабое развитие опосредованного запоминания, снижение при его осуществлении интеллектуальной активности [15]. Исследованиями М.С. Певзнер и Т.А. Власовой выявлено, что детям с ЗПР необходимо больше времени, чем их нормально развивающимся сверстникам, для приема и переработки сенсорной информации [ 44 ].
Также в театрализованных играх дети упражняются в общении, входя в образ персонажа, используя мимику, жесты, слова, чувствуя себя раскованно, что развивает у них эмпатийные способности, выразительность речи.
Тем не менее, театрализованные игры носят и воспитательный характер - дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы. [ 34, с. 9 ]. В том числе, общаясь со сверстниками и с взрослыми в ходе театрализованных игр, дети узнают о правилах поведения в ходе разговора, отмечают ошибки героев сказки, стараются быть послушными, внимательными, радовать окружающих.
Таким образом, для развития навыков, речевого общения необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Огромную помощь могут оказать театрализованные игры в дошкольных образовательных учреждениях - всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.
Дети знакомятся с окружающим миром во всем многообразии через образы, краски, звуки.
Доказано, что у детей с ЗПР в процессе коррекционного воздействия отмечается положительная динамика в формировании разных видов художественной деятельности, особенно в театрализованно-игровой, а также в образно-ролевых играх (Е.А. Медведева).
Театрализованные игры и упражнения  обогащают ребенка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми. [ 29, с. 22]

Список литературы:
1.    Алексеева М.М., Яшина В.И.  Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2000. – 400 с.
2.    Арушанова А.Г.  Речь и речевое общение детей 3-7 лет. – М., 2004. – 128 с.
3.    Артемова Л.В.  Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991. – 20 с.
4.    Бородич А.М.  Методика развития речи. – М., 1984. – 228 с.
5.    Волков Б.С., Волкова Н.В.  Психология общения в детском возрасте. – М., 2003. – 240 с.
6.    Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О.   Искусство общения с ребенком от года до 6 лет. – М., 2004. – 120 с.
7.    Гиппенрейтер Ю.Б.  Общаться с ребенком. Как?  - М., 1995. – 185 с.
8.    Гвоздев А.Н.  Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. – 235 с.
9.    Годовикова Д.Б.  Общение и познавательная активность дошкольников // Вопросы психологии. – 1984. - № 1. – С.34-40
10.    Горшкова Е.  Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 12. – С.91-97.
11.    Джидарьян И.А.  Психология общения и развития личности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И.Анцыферовой. – М., 1981. – 465 с.
12.    Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В.  Игра в дошкольном возрасте. – М., 2002. – 128 с.
13.    Ермаков П.Н., Лабунская В.А.  Международная конференция "Психология общения" // Психологический журнал. – 2004. - № 2. – С.132-133.
14.    Жичкина А.  Значимость игры в развитии человека //Дошкольное воспитание. – 2002. - № 4. – С.2-6.
15.    Закон РФ "Об образовании" // Советская Чувашия. – 1993. № 55-58. – С.2-4
16.    Закон ЧР "О языках" // Республика. – 2001. - № 47-48. – С.4-5.
17.    Зарубина Н.Д.  Методика обучения связной речи. – М., 1977. –              371 с.
18.    Зимина И.  Народная сказка в системе воспитания дошкольника // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 1. – С.25-28.
19.    Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н.  Развитие игровой деятельности дошкольников. – М.1, 2004. – 112 с.
20.    Калинина Р.Р.  Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – С.-Пб., 2003. – 210 с.
21.    Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г.  Кукольный театр дошкольника. – М., 1973. – 250 с.
22.    Козлова С.А., Куликова Т.А.  Дошкольная педагогика. – М., 2002. – 416 с.
23.    Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание России в документах и материалах. – М., 2001. – 472 с.
24.    Конвенция о правах ребенка // Козлова С.А., Куликова Т.А.  Дошкольная педагогика. – М., 2002. – 416 с.
25.    Кулагина И.Ю.  Возрастная психология. – М., 1997. – 259 с.
26.    Любина Г.  О формах и организации работы по развитию речи // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 11. –С.49-51.
27.    Лисина М.И.  Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986. – 374 с.
28.    Лисина М.И.  Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г.Рузской. – М., 1997. – 345 с.
29.    Лисина М.И.  Общение ребенка с взрослым как деятельность // общение и его влияние на развитие психики дошкольника. Сб.науч.тр. – М., 1974. – 290 с.
30.    Леонтьев А.А.  Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969.                    – 390 с.
31.    Локтева Е.В. Театрализовано-игровая деятельность в обучении детей с ЗПР//Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.-2006.-№ 4.-С. 22-26.
32.    Лубовский В.И., Переслени Л.И. Дети с задержкой психического развития.-М.,2003.-163 с.
33.    Люблинская А.А.  Детская психология. – М., 1971. – 295 с.
34.    Маханева М.Д.  Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2003. – 128 с.
35.    Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С.Комаровой. – М., 1991. – 420 с.
36.    Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – 410 с.
37.    Мухина В.С.  Возрастная психология. – М., 2002. – 456 с.
38.    Немов Р.С. Психология. В 3 кн.: Кн.3. – М., 1995. – 410 с.
39.    Немов Р.С. Психология. В 2 кн.: Кн.1. – М., 1994. – 415 с.
40.    Обучение детей с задержкой психического развития/Под ред. В.И.Лубовского.-Ярославль,2004-269 с.
41.    Общение и речь: развитие речи у детей в общении с взрослыми / Под ред. М.И.Лисиной. – М., 1985. – 247 с.
42.    Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М., 1990. – 274 с.
43.    Ожегов С.Н., Шведова Н.Ю.  Толковый словарь русского языка. – М., 1996. – 928 с.
44.    Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития//Дефектология. – 2000.-№ 3. – С. 12 -16.
45.    Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития – вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. -2003.  - № 1. –С. 5-8.
46.    Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М., 1984. – 420 с.
47.    Проблема изучения речи дошкольника / Под ред. О.С.Ушаковой. – М., 1994. – 315 с.
48.    Программа воспитания ребенка – дошкольника / Под рук. О.В.Драгуновой. – Чебоксары, 1995. – 231 с.
49.    Психология / Под ред. В.Н.Дружинина. – С.-Пб., 2002. –
50.    Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л.  Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2000. – 240 с.
51.    Развитие речи и речевого общения /Под ред. О.С.Ушаковой. – М.,1995.– 324 с.
52.    Развитие речи дошкольника.  /Под ред. О.С.Ушаковой. – М.,1990. – 310 с.
53.    Реуцкая Н.А.  Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М., 1989. – 455 с.
54.    Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина. – М., 1984. – 375 с.
55.    Соловьева О.И.  Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М., 1967. – 395.
56.    Смирнова Е.О.  Генезис общения ребенка от рождения до 7 лет в исследованиях сотрудников психологического института // вопросы психологии. – 2004. - № 2. – С.54-62.
57.    Струнина Е.М., Ушакова О.С.  Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. – 1981. № 2. – С.5-7.
58.    Триггер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития.- Ярославль.-2008. – 128 с.
59.    Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития. / У.В. Ульенкова. М.: Просвещение, 2000. 294 с.
60.    Ушакова Т.Н.  Функциональные структуры второй сигнальной системы. – М., 1979. – 405 с.
61.    Ушакова Т.Н.  Детская речь – ее истоки и первые шаги в развитии // Психологический журнал. – 1999. - № 3. – С.59-69.
62.    Ушакова О.С., Струнина Е.М.  Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2004. – 255 с.
63.    Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.  Практикум по детской психологии. – М., 1995. – 305 с.
64.    Урунтаева Г.А., Дошкольная психология. – М., 1998. – 315 с.
65.    Федоренко Л.П. и др.  Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1978. – 295 с.
66.    Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. – М., 1980. – 370 с.
67.    Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А.  Физическое воспитание дошкольников. – М., 2000. – 176 с.
68.    Шипицына Л.М. и др.  Азбука общения. – С.-Пб., 2002. – 476 с.
69.    Эльконин Д.Б.  Психология игры. – М., 1978. – 278 с.
70.    Эльконин Д.Б.  Психическое развитие в детских возрастах. Избр.психол.труды / Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М., Воронеж, 1995. – 350 с.

Просмотров: 1006
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Подшивайлова Валентина Николаевна. «Театрализованные игры как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
  • Елена Николаевна Сницарь. Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР)
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Евдокимова Мария Викторовна. Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Саргас Надежда Борисовна. Мастер-класс «Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития, через систему игр и упражнений»
  • Бакирова Ильмира Исмагиловна. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Людмила Викторовна Арнаутова. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи во II младшей группе для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития) Лексическая тема: ОВОЩИ «Как мы ходили в огород»
  • Мамонова Светлана Юрьевна. Хороводные игры как средство развития общения детей раннего возраста.
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Незнанова Галина Васильевна. Презентация темы: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Леонова Наталья Юрьевна. Игры для развития слухового внимания детей 4-5 лет «Фонематический слух – основа правильной речи»
  • Закутаева Лидия Алексеевна. Педагогическая статья «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ».
  • Людмила Викторовна Арнаутова. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи во II младшей группе для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития) Лексическая тема: Дикие животные : «На лесной тропинке»
  • Климентьева Инна Александровна. 'Загадки про пуговицы' по УМК 'Предшкола нового поколения' под ред. Чураковой Р.Г. (математика)
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Антипина Алёна Иннокентьевна. Мастер-класс «Развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития посредством игр и упражнений»
  • Гусарова Надежда Александровна. Проект: «Игры с правилами как средство развития произвольного внимания у детей подготовительной группы»
  • Корсикова Лилия Сергеевна. Дошкольное воспитание: психология дошкольника, особенности восприятия



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь