В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья.
При работе с детьми с ЗПР проблема речевого развития является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Одной из основных задач педагогической деятельности в группах компенсирующей направленности является формирование и активизация словаря на основе эффективного использования информационно – коммуникативных технологий.
Развитие интернет технологий в дошкольных учреждениях обусловлено: разработкой Национальной образовательной концепции «Наша новая школа», подключением в рамках национального проекта школ и детских садов к интернету, принятием Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» предъявляет требования к предметно-пространственной среде.
Информационные технологии подразумевают использовать в дошкольных учреждениях компьютер, мультимедийный проектор, интерактивную доску, ноутбук, телевизор, принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамеру.
Нормы и правила по использованию информационно – коммуникативной техники прописаны в «Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
В своей работе по развитию речи с применением информационно – коммуникативных технологий использую презентации, которые подобраны к лексическим темам, обучающие видеоролики о местах обитания животных, росте и выращивании растений, мультипликационные сказки, соответствующие данному возрасту, аудиозаписи со звуками природы, музыкальные произведения.
Применение видеоматериала позволяет передавать жизненные ситуации, что способствует усвоению слов, обозначающих предметы и их признаки, слов, обозначающих движения, состояния предмета.
Ребенок значительно быстрее связывает новое слово с предметом, действием или признаком, если он широко опирается при знакомстве с ним на различные анализаторы.
При подборе наглядного материала для обучения малышей предъявляются определенные требования. Так, предпочтение отдается изображением с натуральными предметами, это позволяет формировать у ребенка не только правильные реалистические представления о предмете, но и максимально различать речевые средства.
В подготовке к непосредственно образовательной деятельности использую информационно-коммуникативные технологии в подборе иллюстрационного материала к занятиям, для обмена опытом и знакомством с наработками других педагогов, в создании презентаций в программе PowerPoint при проведения мастер-классов для педагогов и родителей, использование цифровой фотоаппаратуры при оформление буклетов, консультаций, в ведении документов.
В работе с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья использование информационно-коммуникационных технологий затруднено из-за возрастных особенностей детей и особенностей структуры, имеющихся у них нарушений, поэтому основное направление отводиться работе с родителями и специалистами, работающими с данной категорией детей. Преимущественно использую электронную почту для индивидуальных консультаций и информационныхсообщений, презентации при проведении практикумов, мастер-классов, телевизор при просмотре видеофрагментов непосредственно образовательной деятельности детей, сайт МАДОУ для ознакомления родителей с жизнью детского сада.
В рамках коррекции нарушенных функций у детей раннего возраста с ЗПР большое влияние имеет использование информационно — коммуникативных технологий на формировании понятий и развитии речевых средств.
|