Выполнил:
Воспитатель первой категории средней группы Николина Татьяна Анатольевна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»
Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
В современной жизни средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей с ранних лет.
Информационные технологии в детском саду – один из путей реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. С их помощью появляются новые возможности для развития и обучения воспитанников:
- повышается мотивация ребенка дошкольного возраста к образовательному процессу;
- формируются универсальные учебные действия;
- осуществляется рост личностных достижений.
В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка-дошкольника. Ведь именно от уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие детей.
Многие согласятся, что современные родители мало читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация.
В таких условиях на помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и, по-настоящему современной.
Информационные технологии, это не только компьютеры и их программное обеспечение, под ИКТ подразумевается использование Интернета, телевизора, видео, DBD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Поэтому наряду с привычными формами работы можно использовать современные технологии, сформулировав цели и задачи.
Цель — Развитие речи детей пятого года жизни по средствам ИКТ.
Использование ИКТ способствует решению следующих задач:
- Обогащение словарного запаса.
- Развитие умения воспринимать звуки на слух.
- Создание условий по расширению кругозора знаний о предметах; знакомство со словами, обозначающими свойства предметов
- Введение в лексикон обобщающих понятий (животные, фрукты, посуда).
Из опыта работы можно сказать, что при использовании ИКТ, значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
Использование новых приёмов объяснения и закрепления, в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.
Использование ИКТ в развитие речи детей пятого года жизни помогает:
- Расширить представления воспитанников об окружающем мире, обогатить словарный запас.
- Логично и последовательно излагать свои мысли, более глубоко понимать значение слов.
- Сформировать умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.
Так, использование мультимедийных презентаций по развитию речи позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов.
В процессе работы создается картотека мультимедийных презентаций по следующим направлениям:
- Звуковая культура речи;
- Развитие фонематического восприятия;
- Формирование лексико – грамматического строя речи;
- Развитие связной речи.
Работа над звуковой культурой речи начинается с восприятия неречевых звуков. Техника помогает воссоздать необходимые слуховые ассоциации, например такие: «вода капает», «часы тикают», «молоток стучит» и т.д. В игре «Кто спрятался?» на каждом слайде звучит голос животного. Когда ребенок отгадает кто это, нужно открыть изображение и показать детям.
Отдельного внимания заслуживают игры направленные на формирование грамматических представлений — навыков словоизменения и словообразования. Примером таких игр, являются игры «Назови ласково», «Один-много», «Назови одним словом» и др. по лексическим темам: «Деревья», «Грибы», «Дикие и домашние животные», «Домашние птицы», «Зимующие и перелётные птицы», «Овощи и фрукты», «Цветы и ягоды» и т.д. Игра «Составь рассказ по картинкам» способствует формированию связной, объяснительной и доказательной речи, умения строить предложения. При изучении лексических тем необходимо использовать игру «Третий лишний», которая расширяет словарный запас детей. Игра «Расскажи сказку». Способствует формированию связной речи. С целью профилактики зрительного утомления детей после просмотра презентаций предлагается детям выполнить комплекс упражнений для глаз. Для большей привлекательности проводить их в игровой форме.
Сотрудничество с семьями детей в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютерных игр, является важным направлением работы. В рамках этого взаимодействия проводятся консультации, где родители знакомятся с развивающими компьютерными играми, основными приемами оздоровительной и артикуляционной гимнастики.
Проводя диагностическое исследование в начале года, был выявлен низкий уровень развития речи воспитанников (это недостаточный словарный запас, слабый фонематический строй речи).
Диагностические исследования, проведенные в конце года, показали, что у детей улучшилась связная речь, расширился словарный запас, улучшилось звукопроизношение.
Из чего можно сделать вывод что, использование ИКТ в коммуникативной деятельности повышает эффективность работы по развитию речи, оптимизирует образовательный процесс, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала.
|